Похоже, в ближайшем будущем мобильная индустрия пополнится еще одним стандартом, на сей раз касающимся рекламы. На прошедшем в Барселоне 3GSM Congress руководитель Ассоциации GSM Роб Конвей и глава Vodafone, крупного европейского оператора связи, Арун Шарин призвали к разработке унифицированных правил в этой сфере, которые должны помочь рекламодателям.

Ожидается, что реклама посредством мобильных систем станет весьма прибыльным бизнесом в ближайшие годы. Сегодня в мире насчитывается порядка 2 млрд. пользователей мобильных телефонов. Для сравнения: совокупная аудитория телезрителей составляет всего 1,4 млрд. человек, а пользователей ПК и того меньше-- около 1 млрд. По данным исследователей из Informa Telecoms & Media (www.informatm.com), к 2011 г. рекламодатели будут ежегодно тратить на мобильный маркетинг более 11 млрд. долл. По их же подсчетам, до 50% этой суммы может достаться операторам связи, если те сумеют договориться с владельцами контента и обеспечить эксплуатацию более интересных инструментов влияния на потребителей, что, по словам г-на Шарина, окажется не таким простым делом.

Прежде чем диктовать свои условия, заметил глава Vodafone, необходимо прийти к ряду соглашений, в том числе о размерах и частоте передачи баннеров на мобильные трубки, о среднем хронометраже рекламных клипов (чтобы они не раздражали абонента), а главное-- о технологических способах доставки рекламы пользователям. Этим и займется не получившая пока названия новая организация, решение о формировании которой принял совет директоров Ассоциации GSM. Правда об iPhone

После представления компанией Apple (www.apple.com) нового продукта iPhone обозреватели на все лады расхваливали его дизайн, интерфейс и функциональные возможности, однако нашлись и желающие покритиковать новинку. По мнению аналитиков из ABI Research (www.abiresearch.com), iPhone нельзя назвать смартфоном. Хотя устройство обладает широкой функциональностью, оно все же относится к категории обычных телефонов. Эксперты считают, что к смартфонам можно отнести лишь те устройства, которые управляются открытой коммерческой ОС, позволяющей запускать сторонние приложения, а OS X, установленная на iPhone, этой возможности лишена (правда, значительная часть азиатских производителей устанавливает на свои смартфоны ОС собственной разработки из-за того, что лицензии, скажем, на продукты Microsoft для них дороговаты.-- Прим. ред.).

Естественно, даже обычные современные телефоны могут выполнять различные приложения, но только при помощи дополнительных платформ, к примеру Java или Brew. По производительности такое решение не идет ни в какое сравнение с теми, где есть прямой доступ к функциям ОС. Поэтому несмотря на возможность обойти ограничения системы, аналитики предполагают, что найдется не так много пользователей, готовых приобрести не слишком совершенный телефон более чем за 500 долл. "просто, чтобы слушать музыку". Apple придется сильно потрудиться и существенно доработать инженерную составляющую аппарата, считают они. А сделать это при отсутствии необходимого опыта в данной сфере будет довольно сложно.

Технологическую отсталость iPhone критикуют и в Strategy Analytics. Специалисты этого агентства считают, что отсутствие поддержки сетей третьего поколения может оказаться намного большей проблемой, чем полагают в Apple. Вместе с тем они отмечают, что появление этого аппарата скорее всего приведет к революции в том, что обычно понимают под потребительской пользой устройства ("юзабилити"), аналогичной той, что произвела Motorola со своими телефонами серии RAZR в области дизайна в 2006 г. Чтобы не остаться за бортом, вендорам придется всерьез заняться переработкой интерфейсов своих телефонов-- они должны стать не только функциональными, но и красивыми.