ИТОГИ

Накануне Нового года редакция PC Week/RE обратилась к руководителям и ведущим специалистам ряда компаний - производителей телекоммуникационного оборудования с просьбой выделить наиболее важные, с их точки зрения, события минувшего года на рынке ИКТ (достижения, результаты, самые заметные проекты в сфере связи), а также дать прогноз на 2007 г. (тенденции, предполагаемые события, возможные достижения). Вот что они нам ответили.

Йохан Вандерплаетсе, вице-президент Alcatel-Lucent в России и странах СНГ: Важнейшим для нас событием 2006 г., безусловно, стало слияние двух компаний и формирование на их основе новой Alcatel-Lucent - первого по-настоящему глобального поставщика коммуникационных решений. Оглядываясь на уходящий год и оценивая его результаты, хочется упомянуть реализацию целого ряда проектов по внедрению широкополосных мультимедийных решений в сетях операторов как фиксированной, так и мобильной связи.

Во-первых, необходимо отметить запуск в коммерческую эксплуатацию мультимедийной сети нового поколения (NGN) у двух региональных операторов России - "Cахателекома" и "Уралсвязьинформа". Кроме того, для "Казахтелекома", основного оператора связи Казахстана, был реализован проект по модернизации сети для предоставления услуг высокоскоростного доступа в Интернет и IP-телевидения (Triple Play) и внедрена новая система поддержки эксплуатации (OSS). В области сетей мобильной связи можно выделить завершение первой стадии проекта по внедрению решения Mobile NGN в сети "Билайна" на основе системы распределенной мобильной коммутации.

Главные задачи компании Alcatel-Lucent в 2007 г. в СНГ - это продвижение новых решений на базе широкополосных и конвергентных технологий, реализация планов по дальнейшей интеграции и обеспечение бесперебойности работы сетей наших заказчиков.

Дмитрий Кондратьев, генеральный директор Avaya в России и странах СНГ: Телекоммуникационный бизнес в 2006 г. развивался активно. Самые высокие темпы роста компанией Avaya были отмечены в сегменте решений для операторских центров и малого и среднего бизнеса, который опережает по этому показателю коммуникационный рынок в целом. Бурно развивалось и направление IP-телефонии.

Минувший год ознаменовался новыми крупными проектами по внедрению контакт-центров, большая часть которых была реализована в банковском секторе. Вместе с тем подобные решения были востребованы среди операторов связи, страховых компаний, ведущих торговых сетей.

В будущем году мы ожидаем увеличения спроса на решения для создания удаленного и виртуального офиса, а также для построения телекоммуникаций распределенного предприятия. Кроме того, возрастет интерес к решениям, основанным на протоколе SIP. Значительная часть наших продуктов уже поддерживает SIP-протокол, а с февраля мы планируем расширить эту поддержку на решения для операторских центров.

Сергей Козлов, экс-глава российского представительства Motorola: Ключевым внутренним событием прошедшего года для Моtorola стало слияние двух подразделений - сетей телекоммуникаций и мобильных решений для ведомственных и корпоративных заказчиков. Создание одного крупного бизнеса (Networks & Enterprise) поможет значительно укрепить наши позиции на рынке комплексных конвергентных инфраструктурных решений.

На глобальном рынке в 2006 г. Моtorola сделала крупный шаг в продвижении одной из самых перспективных технологий - WiMAX. В Пакистане на нашем оборудовании завершается строительство крупнейшей на сегодняшний день в мире сети WiMAX емкостью до 1 млн. абонентов. Уверен, что сети этого стандарта довольно успешно будут развиваться и в России.

Еще одно важное для нас событие - соглашение о стратегическом партнерстве c компанией Huawei Technologies по разработке и маркетингу оборудования для UMTS-сетей, что особенно актуально для нас в России в преддверии выдачи национальных лицензий на UMTS.

От 2007 г. ожидаем повышения конкуренции на рынке и усиления взыскательности заказчиков, новых интересных задач и перспектив.

Алексей Шалагинов, заместитель директора департамента фиксированных сетей отделения Huawei Technologies по странам СНГ: 2006 г. прошел под знаком IMS (IP Multimedia Subsystem) как наиболее перспективного средства конвергенции фиксированной и мобильной сети. Причем, несмотря на традиционный скептицизм российских телекоммуникационных операторов относительно технологических аббревиатур (которые часто воспринимаются как маркетинговые "завлекалочки" поставщиков оборудования), IMS вызывает у поставщиков услуг неподдельный интерес, прежде всего как наиболее эффективное средство конвергенции фиксированной и мобильной сетей (FMC). Мир движется к тому, что универсальный терминал пользователя будет вести себя в разных сетях то как фиксированный, то как мобильный. Однако конвергенция - это не только FMC.

Следует выделить и конвергенцию компьютерных и коммуникационных сетей (ICT), а также конвергенцию технологий: как в компьютерных, так и в коммуникационных сетях все больше используются одна аппаратная база и одно ПО. Сам телефон постепенно становится скорее программой, чем устройством.

Сами того не замечая, мы вступили в эру инфокоммуникаций, когда предоставление базовой услуги речевого вызова может стать лишь бонусом к объему заказанного информационного контента, когда отпадет проблема доступа к своему пакету услуг из "чужой" сети, когда ваш офис будет везде, где есть доступ в Интернет.

Из наиболее значимых тенденций в родных пенатах следует выделить передел рынка дальней связи и заключение агентских договоров на эти услуги. Несомненно, это шаг к цивилизованному рынку.

Прогнозы в телекоме - вещь неблагодарная. Они практически никогда не оправдываются - почти всегда перевыполняются количественно. Однако можно предполагать, что вступление России в ВТО, которое в наступающем году имеет все шансы состояться, вызовет новые перетряски в отрасли инфокома, и так уже находящейся в затянувшемся процессе трансформации с непредсказуемым исходом. До сих пор практически отсутствует внятная стратегия ее развития.

В глазах западного инвестора российская телеком-индустрия представляет собой нагромождение организаций со сложной структурой подчинения и владения. Ее неспособность к динамичному развитию уже ни у кого не вызывает сомнений. Вступление в ВТО прежде всего должно способствовать рационализации управления индустрией услуг связи, выработке нормативной базы, появлению на российском рынке привлекательных пакетов услуг, к которым уже привыкли пользователи на европейском рынке.

Ранджит Саркар, глава российского представительства TRENDnet: Главным событием 2006 г. для компании TRENDnet стало открытие в январе официального российского представительства. За год мы достигли серьезных результатов. В мае у компании уже насчитывалось семь сервисных центров. В сентябре все ключевые технические специалисты компаний-партнеров успешно прошли курс сертификации по программе сетевого оборудования TRENDnet. Важным для компании стало и заключение двух дистрибьюторских соглашений в Санкт-Петербурге, что привело к серьезному росту продаж и увеличению доли на рынке.

TRENDnet прошла сертификацию Министерства информационных технологий и связи РФ по беспроводному оборудованию стандарта 802.11n и получила все необходимые документы. 13 ноября компания начала официальные поставки этих устройств в Россию, что положительно отразилось на продажах новой линейки в IV квартале.

В наступившем году мы считаем очень важным обеспечить всех пользователей наших продуктов необходимым сервисом. Для координации входящих звонков и оперативной технической поддержки клиентов представительство планирует открытие call-центра. Намечается активное развитие региональной сервисной сети.

Алексей Шапошников, менеджер по маркетингу представительства Allied Telesis в России и СНГ: 2006 г. был довольно насыщенным, несмотря на изменения внутри компании как на местном, так и на европейском уровнях. Нам удалось выиграть ряд крупных тендеров и право на реализацию нескольких проектов, и уже можно предсказать ощутимое увеличение нашего бизнеса по сравнению с прошлым годом. Мы разработали и успешно вывели на рынок новую линейку оборудования Allied Telesis CoregaLine, ориентированную на клиентов SOHO/SMB, и планируем в дальнейшем ее расширить. Кроме того, в 2006-м компанией были продолжены разработки новых устройств, что поможет вывести Allied Telesis на конкурентоспособный уровень среди игроков рынка решений для операторов связи.

Хочется отметить все более крупные инвестиции в информационную структуру по всей стране. Allied Telesis занимает сильные позиции в сегменте решений для корпоративных сетей, и мы надеемся в следующем году еще более укрепить их. Особое внимание в 2007-м будет уделено рынку операторов связи.

Уже массово используемый в Москве широкополосный доступ дает возможность потребителям не только пользоваться услугой скоростного доступа в Интернет, но и получать целый пакет услуг, в который входит интерактивное телевидение, цифровое радиовещание, выделенные игровые серверы и т. п.

В 2007 г. такое же бурное развитие сетей доступа ожидается во всех крупных городах нашей страны.

Петр Кочегаров, директор Infinet Wireless по России и СНГ: Из событий 2006 г. особенно запомнились уверенный рост широкополосного беспроводного доступа (ШБД) в России и активная консолидация на рынке. Я имею в виду несколько громких приобретений ("Энфорта" - "Арт Коммюникейшенс", например). Наметилось разделение рынка ШБД на фиксированный, где пока и происходит основное развитие, и будущий мобильный IEEE 802.16-2005, куда направлены интересы крупных телекоммуникационных операторов. Важным событием стало и выделение ГКРЧ диапазона 2,5 ГГц под использование системами ШБД.

К нашим успехам я бы отнес рост продаж почти в два раза (более 10 тыс. устройств продано в России в текущем году). Приступаем к выпуску на рынок наших собственных устройств WiMAX (пока только в диапазоне 3,5 ГГц).

На зарубежных рынках у нас тоже было несколько ярких достижений. Среди них - большой проект в Саудовской Аравии совместно с E-Saudi в интересах саудовского министерства водных ресурсов; проект в Индии совместно с Tulip IT на соединение пригородов в нескольких регионах страны, а также демонстрации нашего совместного с Lockheed Martin решения по построению инфраструктуры сети обеспечения общественной безопасности в Riverside (Калифорния).

В 2007 г. ждем продолжения роста российского рынка ШБД. Наша компания выпустит систему InfiMAX, работающую в диапазоне 5 ГГц (долгожданная система в стандарте IEEE 802.16-2004). Надеемся также показать прототип решения в стандарте IEEE 802.16-2005 ("мобильный WiMAX") и осуществить новые интересные проекты на зарубежных рынках.

Илья Карпов, начальник отдела маркетинга Zelax: Основное событие 2006 г. - это начало финансирования президентских программ, в частности "Проекта интернетизации школ" и "Кибермедицины". В общем, на рынке усилилась тенденция предоставления пакета услуг ("все в одном") и перехода на IP-технологии; правда, пользователь еще не всегда готов принять это. Происходит активное строительство "последней мили", началось запланированное отмирание ADSL-технологии.

В 2007-м продолжится рост телекоммуникационного рынка и финансирования президентских программ, будет осуществляться массовая замена инфраструктуры ИКМ на DSL. Как производитель оборудования, Zelax планирует поднять свою долю на рынке и расширить продуктовую линейку, а также войти в число исполнителей других президентских программ.