ИТ И ГОСУДАРСТВО

Под занавес уходящего года объявлены результаты тендера по автоматизации Казначейства РФ - крупнейшего со времени начала проекта в “Связьинвесте” события на российском рынке ERP. Как и тогда, сенсационная новость, объявленная Министерством финансов РФ, связана с корпорацией Oracle (www.oracle.com). Хотя по стоимости (64,8 млн. долл.) данный проект уступает тому, что ведется сегодня в “Связьинвесте” (где 153 млн. долл. стоят только лицензии), по числу автоматизируемых рабочих мест он его заметно превосходит (367 тыс. против 80 тыс.).

Контракт на разработку, внедрение и поддержку автоматизированной системы для Федерального казначейства заключен с консорциумом, возглавляемым корпорацией Oracle и включающим ее российских партнеров. Все они (“ФОРС - Центр разработки”, “Борлас Ай-Би-Си”, НИИ “Восход” и “Овионт информ”) обладают необходимыми ресурсами и имеют опыт участия в крупных российских государственных проектах. Конкурсу, на проведение которого ушло два года, предшествовали институциональный анализ системы органов Федерального казначейства, разработка технических требований и дизайна нового решения. В качестве основной платформы будет использована полнофункциональная интегрированная система управления предприятием Oracle E-Business Suite.

Новая система призвана обеспечить поддержку функциональных процессов в органах Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также информационное взаимодействие органов Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса. Наряду с Oracle E-Business Suite планируется использование “Системы удаленного финансового документооборота” (СУФД), базирующейся на СУБД Oracle.

Финансирование проекта осуществляется за счет средств займа Всемирного банка и средств из госбюджета. Контракт предусматривает предоставление услуг по разработке, внедрению, тиражированию, конвертированию данных и обеспечению безопасности системы на всех уровнях, а также по обучению и переподготовке кадров, предоставление всех необходимых лицензий на использование ПО и лицензионной поддержки. На реализацию проекта, который стартует в начале 2006 г., отводится семь лет. Из них четыре года уйдет на разработку и тиражирование системы, и еще три года будет продолжаться ее гарантийное обслуживание.

Об остальных участниках тендера Федеральное казначейство не сообщает, но судя по словам главы московского офиса SAP CIS Алексея Шлыкова, сказанным в интервью нашему еженедельнику (см. PC Week/RE, N 11/2005, с. 37), одним из них была компания SAP. По-видимому, определенную роль в выборе генерального подрядчика сыграло и то, что при участии Oracle четыре года назад была осуществлена автоматизация казначейства Казахстана, которая также частично финансировалась Всемирным банком и была им признана успешной.

Обращает на себя внимание чрезвычайно низкая для проектов на основе Oracle E-Business Suite стоимость одного рабочего места (около 180 долл.). В своем пресс-релизе Федеральное казначейство указывает, что из 367 тыс. рабочих мест, 30 тыс. будет установлено на всех уровнях казначейства, Минфина РФ и Счетной палаты, а остальные 337 тыс. - у других участников бюджетного процесса. Если разделить указанную выше сумму контракта на 30 тыс., то стоимость одного рабочего места с учетом возможных скидок выглядит достаточно правдоподобно (2,1 тыс. долл.). Не означает ли это, что дополнительные лицензии “другим участникам бюджетного процесса” придется покупать самостоятельно?

Версия для печати