КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Приближение нового года - хороший повод просмотреть подшивки новостных лент и журналов за последние 12 месяцев, чтобы классифицировать и заново оценить те или иные события. Мой интерес - это инфраструктурные программные системы для корпоративного применения, к которым относятся интеграционные платформы, системы workflow и BPM, средства совместной работы, Web-ориентированные системы и тому подобные вещи. В этой области довольно много открытых вопросов, и подобный анализ часто явно указывает на текущие тенденции. Возьмем, к примеру, тему сервисно-ориентированных архитектур (SOA).

Под SOA обычно понимается объединение разнородных приложений при помощи ПО промежуточного слоя. SOA выделяется тем, что приложения экспортируют свои интерфейсы в виде служб (как правило, в виде Web-сервисов) или через коннекторы, а в промежуточном слое располагается управление большей частью деловых процессов организации.

В число средств построения SOA входят системы управления бизнес-процессами (BPM, Business Process Management), системы гарантированной доставки сообщений (MOM, Message Oriented Middleware), корпоративные шины сервисов (ESB, Enterprise Service Bus), классические брокеры сообщений и средства EAI (enterprise application integration), средства ведения реестров сервисов и обеспечения их безопасности. Сюда же относятся средства анализа и проектирования процессов.

Во всех этих сегментах (за исключением MOM и классических EAI) наблюдается явная активность в последнее время. Посмотрим, что делали лидеры в уходящем году.

Активность

Корпорация IBM выпустила средства интеграции WebSphere Enterprise Service Bus. До этого IBM явно не участвовала в рынке систем ESB, говоря, что все эти задачи решаются другими ее продуктами. Кроме того, корпорация предложила новую версию сервера деловых процессов WebSphere Process Server. В ее арсенале в настоящее время скопился самый широкий набор инструментов интеграции, включающий и средства гарантированной доставки WebSphere MQ, и “традиционный” EAI-брокер WebSphere Message Server, и сервер приложений WebSphere Application Server, и средства проектирования сервисов, процессов и управления их жизненным циклом.

Oracle в этом году продолжала развитие ПО интеграции Web-сервисов Oracle BPEL Process Manager, в том числе расширяя его модулями из ликвидированного Oracle 10g ProcessConnect. Компания дополняла свой пакет средствами мониторинга и анализа исполнения процессов. Есть в ее арсенале и брокер сообщений, и система гарантированной доставки. Таким образом, Oracle тоже покрывает своей линейкой широкий спектр задач интеграции, хотя и более узкий по сравнению с IBM.

Sun Microsystems прошедшим летом приобрела своего партнера - компанию SeeBeyond, производящую системы класса BPM. У Sun уже имелись и сервер приложений, и платформа MOM, а вот ее интеграционный брокер был снят с продажи два года назад. Компания планировала создать новый, базирующийся на Java, но, видимо, оказалось проще купить ПО вместе с его разработчиком. Теперь осталось улучшить интеграцию ПО SeeBeyond с продуктами из инфраструктурной линейки Java Enterprise System.

Microsoft выпустила лишь пакет небольших обновлений для своего брокера процессной интеграции BizTalk 2004, но много “шумела” на фронте анонсов. Были объявлены планы выпуска уже в следующем году обновленного интеграционного пакета BizTalk 2006. Он позволит накапливать статистику исполнения процессов и, более того, выдавать проактивные уведомления, если процесс приближается к критическому состоянию. Кроме того, началась популяризация создаваемой технологии Windows Workflow Foundation (WWF) - фактически компонента ОС, который можно будет вызывать из программ для реализации относительно несложных сценариев деловых процессов. WWF станет частью новой платформы “промежуточного слоя” Indigo и сможет взаимодействовать с пакетом Office 12.

SAP активно продвигала интеграционную среду NetWeaver XA. И хотя крупных новых обновлений в этом году не было, компания рекламировала некоторые свои проекты на базе этого решения.

Лидеры рынка средств ESB - компании Sonic Software (подразделение Progress Softwrae) и Fiorano - также представили новые варианты своих систем: Fiorano SOA 2006 Platform, Fiorano ESB 2006, Sonic ESB. Фирма Sonic даже “засветилась” в одном из крупных российских банков. В этих пакетах содержатся и средства MOM, и средства разработки деловых процессов (у Fiorano они основаны на BPEL), и инструменты управления их жизненным циклом.

BEA анонсировала свое новое “видение” Enterprise Liquid Assets. В его рамках появляются продукты серии AquaLogic. Например, AquaLogic Service Bus - это некоторый гибрид из средств ESB и систем управления Web-сервисами; AquaLogic Service Registry - реестр сервисов; AquaLogic Data Services Platform (Liquid Data) - средство создания федеративной БД из разнородных баз; AquaLogic Security - система обеспечения безопасности приложений. При этом компания решила объединить свое ПО WebLogic Integration со средствами мониторинга и анализа эффективности процессов фирмы ProActivity. Такой пакет будет доступен как отдельная редакция системы.

Интересно также, что довольно заметной была активность и в области интеграционных решений на базе открытого кода. Например, фирма Iona запустила проект с говорящим за себя названием Open ESB, развивались проекты по построению систем доставки (наподобие OSMQ), улучшались продукты консорциума ObjectWeb, объединяющего несколько проектов ПО промежуточного слоя, имеются новшества в интеграционной платформе OpenAdaptor и так далее.

Российские поставщики в сегменте SOA представлены фирмами “Кворум”, которая выпускает средство управления деловыми процессами для банков, работающее поверх инфраструктуры Oracle, и ИВК, предлагающей систему гарантированной доставки, интеграции и обеспечения безопасности коммуникаций “Юпитер”. ИВК в этом году предложила для “Юпитера” новый модуль, отвечающий за создание “витрин” данных. Этот модуль динамически собирает данные из различных источников и представляет их в разных формах по запросу клиента.

Блестящие перспективы?

Подавляющая тенденция сегодняшнего рынка состоит в том, что все вендоры стремятся перейти к интеграции на базе процессного подхода, т. е. предложить системы класса BPM. В качестве языка описания сценариев деловых процессов все чаще выступает BPEL (Business Process Execution Language - язык исполнения бизнес-процессов). В платформы включаются средства для управления всем жизненным циклом сервисов и процессов - их создания, модификации и выведения из доступа.

Западные производители по большей части ориентируются на подключение “новых” приложений, т. е. имеющих интерфейсы на базе SOAP, Java и .Net, что позволяет не перегружать это “ядро” дополнительными функциями, а сфокусировать его исключительно на задачах BPM.

Ясно, что для нормального существования SOA мало средств развертывания, подобными инфраструктурами необходимо еще и управлять. Частично это реализуется средствами самих пакетов BPM, реестров сервисов. Но и традиционные системы управления постепенно обрастают поддержкой SOA. Например, Hewlett-Packard в прошедшем году предложила OpenView SOA Manager, обеспечивающий мониторинг, безопасность, аудит использования сервисов, и метаменеджер, интегрирующий управление сервисами и управление другими компонентами вычислительной среды. Похожий подход исповедуют и ее главные конкуренты - Computer Associates с Unicenter и IBM с Tivoli.

Значит ли вся эта активность, что SOA ждет то самое будущее, которое рисуют в рекламных проспектах? В этом можно усомниться, помня о судьбах предыдущих технологий и глядя на текущие тенденции. Проекты с использованием SOA-технологий есть, но нельзя сказать, что их так же много, как, скажем, внедрений ERP. Часто использование средств SOA является довольно половинчатым.

В нашей стране это видно особенно четко: есть несколько объявленных проектов, где применялись средства SOA-интеграции, и еще ряд внедрений, рассказ о которых по тем или иным причинам запрещен клиентами. Но почти везде интегрировались единицы процессов. Можно, правда, найти примеры банков, пытающихся использовать средства процессной интеграции более широко, но и там дело далеко не ушло. Гораздо больше востребованы сегодня, скажем, средства гарантированной доставки.

Объяснить это просто: для полноценного использования SOA требуется четвертый-пятый уровень зрелости деловых процессов предприятия, чего в нашей реальности почти не наблюдается. К тому же структура компаний часто меняется, и тогда процессы, прописанные в системе, нужно приводить в соответствие. Чем их меньше, тем это проще и дешевле.

Основная проблема SOA - привязать бизнес-процессы в системах к реальным процессам в организациях, к организационным структурам. Но, как показывает практика, это дело почти безнадежное. Такого пока не удается нормально добиться даже для решений более узкого назначения, например для систем документооборота, рынок которых мы с коллегами исследовали в прошедшем году. Да и сам процессный подход годится далеко не во всех сферах управления.

Кроме того, приложения, которые предполагается интегрировать в рамках SOA, по большей части не поддерживают современных интерфейсов доступа. Коннекторы же, как правило, работают со сбоями и требуют “доведения до ума”.

Все эти факторы приводят к тому, что связывание превращается в запутанный, дорогостоящий проект. И SOA, упрощая жизнь в одной области, создает проблемы в другой.

  С Владом Боркусом, заместителем главного редактора PC Week/RE, автором первого российского аналитического исследования по системам интеграции приложений, можно связаться по адресу: vlad_borkus@pcweek.ru