УСЛУГИ

Сети Wi-Fi позволяют видеть, кто из работников где находиться и что делает?

Система глобального позиционирования (Global Positioning System, GPS) считается де-факто стандартом для определения местонахождения объекта. Вместе с тем есть еще несколько технологий, хотя и не слишком новых, которые тоже могут быть использованы для расширения спектра услуг, базирующихся на информации о местонахождении (Location-Based Services, LBS).

Едва появившись, эти услуги стали для менеджеров автоперевозок тем же, чем были в свое время VisiCalc (первые электронные таблицы. - Прим. ред.) для бухгалтеров. GPS-система позволила водителям и диспетчерам больше не тратить время на выяснение ответа на вопрос: "Где вы сейчас находитесь?".

Дэвид Альмослино:

 "Отслеживаемые машины

превращаются в часть

беспроводных сетей"

После того как приборы GPS были установлены на каждой машине, менеджеры автоперевозок смогли в режиме реального - или близкого к реальному - времени видеть расположение всех своих подопечных, которые обычно подключаются к сети компании с помощью технологии Wi-Fi. Постоянно меняющиеся данные о местоположении водителей по-прежнему служат менеджерам основой для принятия в случае необходимости оперативного решения об изменении маршрутов, что способствует повышению эффективности работы водителей и всего парка машин.

Калифорнийская фирма @Road с 1998 г. предоставляет LBS-услуги с применением GPS транспортным предприятиям, дистрибьюторским и сервисным компаниям. "Мы позволяем руководству компаний видеть, где находятся их мобильные сотрудники", - сказал Джойс Тем, старший руководитель отдела управления проектами @Road.

Однако, хотя данные от GPS представляют большую ценность, они, по словам Тема, не всегда надежны. Кроны деревьев, высокие здания и туннели могут вызывать задержки в передаче сигнала или полностью его блокировать. В результате определение местонахождения будет неточным, а в ряде случаев вообще невозможным. Но даже когда с передачей сигнала все в порядке, связь остается однонаправленной. Мобильный бизнес требует значительно больше информации. Например, ответа на вопрос: "Какой груз везете?". Или: "Я вижу, что водитель прибыл в пункт назначения. Но действительно ли он выполнил свою работу?". Поэтому в дополнение к возможностям GPS и не всегда надежным данным, получаемым с помощью этой системы, некоторые компании применяют другие хорошо известные технологии с целью расширения спектра услуг LBS.

Закрывая бреши: сети из многоэтажных ячеек

С 2001 г. еще одна калифорнийская компания - Autodesk - участвует в бизнесе, связанном с определением координат местонахождения. Как рассказал Сунит Лохтиа, главный технолог подразделения Autodesk Location Services, в 2001 г., когда фирма только начинала свою деятельность, в отрасли произошли важные события. Федеральная комиссия по связи потребовала усовершенствовать систему отслеживания звонков, адресованных в службу спасения 911, что должно было вскоре превратить каждый мобильный телефон в устройство определения координат, а компании мобильной связи стали активно развивать услуги передачи данных, которые могли бы привлечь новых клиентов.

С помощью LBS разъездной обслуживающий персонал

может легко получить доступ в сеть компании

Налицо было изменение рынка LBS. Технологии, предназначенные для использования только на транспорте и традиционно считавшиеся высокими, должны были вскоре стать доступными каждому, фактически превратившись в потребительский товар. "Работа любого приложения должна определяться его местонахождением", - считает Лохтиа.

В отличие от фиксированного передатчика, устанавливаемого на грузовике, мобильный телефон обеспечивает двустороннюю связь, закреплен за определенным человеком и может передавать по сети как голос, так и данные. "С помощью мобильного телефона вы превращаете каждого сотрудника вашей организации в ресурс, которым можете управлять исходя из его местонахождения", - говорит Лохтиа.

Бизнес-услуги Autodesk для перевозчиков, именуемые Mobile Resource Ma-nager, в действительности представляют собой лишь один из вариантов управления мобильными ресурсами (Mobile Resource Management, MRM). Это новый термин, который постепенно вытесняет понятие LBS с присущими его определению ограничениями.

Чтобы расширить возможности определения местонахождения мобильных устройств, в Autodesk разработали систему GPS, поддерживаемую сетью сотовой связи. GPS является предпочтительным методом, поскольку он дешевле и обладает более высокой точностью. Но когда сигнал со спутника недоступен, сетевые компании могут использовать технологии триангуляции с помощью многоэтажных ячеек (cell tower): AFLT (Advanced Forward Link Trilateration), EOTD (Enhanced Observed Time Difference), UTDOA (Uplink Time Difference of Arrival) и TDOA (Time Difference of Arrival). Каждая из них применяется в пределах своей собственной сети. Но все они в каждый момент времени считывают данные о расстоянии между мобильным устройством и не менее чем тремя многоэтажными ячейками. На основании этой информации удается приблизительно определить местонахождение источника сигнала.

Хотя Autodesk, по уверению Лохтиа, прилагает все усилия, чтобы обеспечить возможность определения местонахождения клиента в любой момент, необходимость в непрерывном отслеживании положения мобильных сотрудников возникает не всегда.

Степень точности и периодичность сбора информации о местонахождении зависят от используемого приложения. Например, для диспетчерской таксопарка информация о местонахождении "в реальном времени с точностью до нескольких метров" представляет большую ценность. Но приложение, предназначенное для потребительского рынка, которое показывает, где находится ближайший ресторан, не нуждается в столь высокой точности и периодичности. Информацию можно собрать после поступления запроса и с точностью до радиуса действия одной соты. Изменение характера данных в зависимости от приложения уменьшает необходимость в постоянных запросах, что делает трафик данных более управляемым.

В качестве конечной цели Autodesk хочет, по словам Лохтиа, придать возможность определения местонахождения каждому приложению: "Определение местоположения станет частью любого действия, осуществляемого с помощью вашего сотового телефона. Причем люди даже не будут замечать, что пользуются услугами, связанными с определением пространственных координат".

Приложения с возможностью определения местонахождения

Компания Verizon Wireless из Нью-Джерси предложила услугу под названием Traffic Connect Service. Она может вскоре стать первым предназначенным для потребительского рынка приложением, в котором будет использоваться технология локализации в пространстве, разработанная Autodesk. Служба мониторинга движения направляет текстовые сообщения на мобильные телефоны, когда на маршруте клиента возникают дорожные проблемы.

В настоящее время служба не отслеживает местонахождение телефонов. Оно определяется на основе заполненной заранее формы на сайте vtext.com, где указываются время и маршрут движения.

Выражая мнение руководства Verizon Wireless, согласно которому ее приложение пользуется успехом и без технологии определения местоположения компании Autodesk, помощник директора по обмену сообщениями Дуг Баск отметил: "Должно быть ясно, что сильные стороны услуги на базе информации о местонахождении в той же мере связаны с самим приложением, что и определение расположения пользователя в данный момент".

Хотя информация о местоположении представляет определенную ценность, необходимо нечто большее, чем просто отследить его, как считает Дэвид Альмослино, директор @Road по маркетинговым коммуникациям.

Альмослино сообщил, что знает клиентов, задававших, например, такие вопросы: "Можем ли мы наблюдать за обслуживанием и ремонтом, а также за использованием самой машины?" и "Можем ли мы в реальном времени управлять потоком информации между выездной бригадой техников и штаб-квартирой?".

Понимая необходимость дать ответы и на такого рода вопросы, @Road разработала услугу с использованием точек беспроводного доступа и протокола 802.11b в дополнение к устройствам для простого определения местонахождения с помощью GPS. Это новое предложение под названием @RoadMobileHot-Spot превращает отслеживаемую машину в часть беспроводной сети.

Сочетание GPS и глобальной беспроводной сети предоставляет бесчисленные возможности. Используемые в корпоративной сети приложения могут дотянуться до разъездных сотрудников, где бы они ни находились. Нет необходимости в привязке к машине. Технические специалисты могут прибыть к клиенту и на месте ознакомиться с положением дел. С помощью мобильных информационных устройств, таких, как КПК, они могут запрашивать, например, запасные части или инструкции по ремонту.

"Благодаря этому удается решить важную задачу - повысить производительность труда и увеличить реальный доход компании", - сказал Тем.

Хотя Autodesk и @Road используют различные технологии в качестве дополнения к GPS, обе компании начинали с осознания того факта, что одна лишь GPS-система не позволяет добиться управления мобильными ресурсами или создавать сложные приложения с возможностью определения местонахождения. Сочетание этих технологий открыло бы возможность разработки гораздо более мощных приложений, большинство которых в значительной степени опирается на географическую привязку данных.

Провайдеры, работающие в таких городах, как Бостон, Нью-Йорк и Вашингтон, могут предоставлять отличную информацию. Тем из них, кто находится в районах со значительной долей сельского населения, повезло меньше. После выхода Verizon Wireless на рынок с услугой Traffic Connect Service Баск пришел к следующему выводу: "Ни одна услуга на базе информации о местонахождении не будет пользоваться успехом, если за ней не стоит высококачественная, релевантная и своевременная информация".

 Дэвид Спарк - независимый журналист из Сан-Франциско. С ним можно связаться по адресу: david@davidspark.com.