АВТОМАТИЗАЦИЯ

Oracle начинает продвигать в России решение для розничной торговли

    

Одна из мартовских публикаций нашего издания под названием "Конкуренция SAP и Oracle приобретает неожиданные формы" (о борьбе двух ИТ-гигантов за приобретение компании Retek; см. статью С.Свинарева в PC Week/RE, N 9/ 2005, с. 38) заканчивалась так: "Кто бы ни победил в этой схватке, можно с уверенностью утверждать, что спустя некоторое время разработки неведомой нам прежде фирмы Retek станут доступны и российским заказчикам". Не прошло и девяти месяцев (срок вполне достаточный для реинкарнации Retek’а в Oracle Retail), как предположение сбылось.

Ольга Беловолова (слева) будет продвигать Oracle Retail в России,

а Борис Рябов - пользоваться этим продуктом

Представляя новую систему, руководитель сектора розничной торговли Oracle СНГ Ольга Беловолова подчеркнула, что Oracle Retail - это новый класс решений для управления розничными сетями, который ранее не был представлен в России. Структура информационной поддержки розничного бизнеса, заложенная в систему, учитывает специфику бизнес-процессов именно этой отрасли, а аналитические инструменты позволяют оперировать большим объемом данных, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику. Oracle Retail включает три ключевые подсистемы, предназначенные соответственно для управления товародвижением, управления магазином, а также планирования, прогнозирования и оптимизации деятельности компании. Кроме того, Oracle Retail обеспечивает "сквозную" автоматизацию розничной торговли. В состав системы входит целый ряд модулей, относящихся к планированию и оптимизации торговой деятельности. Среди них - Oracle Retail Assortment Planning (планирование ассортимента), Oracle Retail Item Planning (управление жизненным циклом отдельных единиц продукции), Oracle Retail Allocation (размещение товаров), Oracle Retail Markdown (управление процессом уценки товаров) и ряд других.

Планируя включить продукты компании Retek в свою орбиту, корпорация Oracle, по словам ее представителей, ориентировалась на сегодняшнюю востребованность специализированных вертикальных решений. Дополнительным аргументом послужил тот факт, что решения Retek у многих клиентов функционировали на платформе Oracle и были практически готовы к дальнейшей интеграции с продуктами компании. Кроме того, солидная клиентская база Retek свидетельствовала о том, что в данном решении задействован опыт ведущих мировых ритейлеров.

Розничная торговля в России и в мире

По оценке аналитиков UFG, в 2004 г. российский рынок розничной торговли вырос на 13% и его объем вплотную приблизился к отметке 200 млрд. долл. В 2005-м эта цифра может превысить 230 млрд. долл.

Общий объем мировой розничной торговли равен примерно 10 трлн. долл., при этом на долю стран Западной Европы приходится порядка трети, а на долю России - около 2% мирового рынка. Второй по величине в регионе украинский розничный рынок - он меньше российского почти в 10 раз - оценивается в 23 млрд. долл.

Розничный рынок России по объему занимает 12-е место в мире; ожидается, что к 2008 г. он займет 9-е место, обогнав испанский, бразильский и мексиканский.

 ИС для розницы. ИТ-решения для крупного розничного бизнеса за рубежом изначально развивались по пути, отличному от российских ИС для торговли (в частности, по структуре информационной поддержки ритейла). Поэтому в нашей стране до сих пор не были представлены системы класса Retek и ее ближайших конкурентов - JDA, Aldata, Island Pacific, Retail Technologies International (две последние компании в 2004 г. объединились). Это готовые отраслевые решения, в которых реализованы в полном объеме конкретные функции анализа и управления: оптимизация цен и ассортимента, прогнозирование спроса. Крупнейшие российские торговые операторы до сих пор использовали адаптированные для торговых предприятий ERP-решения, такие, как SAP for Retail, MS Axapta Retail, RBO Navision; у некоторых установлены также российские разработки (например, системы "Паруса" и "Галактики") или специализированные пакеты ("Супермаг 2000", Gestori и др).

Подобные резоны заставили обратить взгляд на Oracle Retail и известную компанию "Аптечная сеть 36,6" - первого российского клиента, выбравшего данное решение. "Нас привлекли предусмотренные в системе уникальные возможности планирования и прогнозирования продаж, - подчеркнул Борис Рябов, директор по стратегическому развитию и технологиям аптечной сети. - Нам также было важно, чтобы такие характерные черты нашего бизнеса, как большое число покупок в большом количестве торговых точек (у нас в настоящее время около 400 аптек в разных регионах), оперирование огромным количеством очень маленьких и часто дорогих товаров и т. д., могли быть адекватно отражены при построении бизнес-процессов и технического решения".

Проект в "Аптечной сети 36,6" стартовал в конце августа, в настоящее время закончена фаза анализа бизнес-процессов и развернуты работы по проектированию системы, в ходе которых новые модули Oracle Retail предполагается, в частности, интегрировать с уже имеющимися у заказчика системами (с ИС, установленными в аптеках; складской системой Exceed WMS 4000; бухгалтерскими пакетами и т. д.); для организации хранилища данных планируется использовать технологии Oracle, а для формирования отчетности - MicroStrategy. С середины января компания намерена приступить непосредственно к внедрению системы; затем начнется ее тестирование и ввод в эксплуатацию. Общая планируемая продолжительность реализации проекта - 11 месяцев.

Созданием полнофункциональной информационной системы управления розничной аптечной сетью занимается компания Accenture, в арсенале которой 80% всех проектов внедрения Oracle Retail в мире. Accenture также взяла на себя важнейшие задачи по экспертизе розничных бизнес-процессов.

Версия для печати