ITSM

Заметки с HP Software Universe 2005

Уже более двух лет прошло с тех пор, как компания Hewlett-Packard (www.hp.com) впервые представила концепцию Adaptive Enterprise (см. PC Week/RE, N 48/2003, с. 46), и вот совсем недавно CEO HP Марк Херд заявил: "Базовые средства Adaptive Enterprise готовы. Сегодня наша цель - превратить их в решения". Напомним, что данная концепция предполагает возможность построения гибкой ИТ-инфраструктуры, способной адаптироваться к постоянно меняющимся бизнес-задачам и основанной на технологиях виртуализации, Grid и SOA. Если принять во внимание, что указанные технологии сами еще далеки от состояния зрелости, то призыв г-на Херда следовало бы трактовать как сигнал для партнеров и заказчиков не ждать полной и окончательной реализации парадигмы Adaptive Enterprise, а решать задачи средствами, уже имеющимися в составе линеек HP OpenView и HP OpenCall. Его можно понять: несмотря на 19%-ный рост доходов подразделения HP Software в 2004 финансовом году, в целом он оказался для этого департамента HP убыточным. То ли сигнал г-на Херда был услышан, то ли дала свои результаты проделанная за два года работа, но последний квартал 2005-го HP Software закончило с прибылью в 27 млн. долл. На этой мажорной ноте 6 декабря в Ницце началась ежегодная европейская конференция HP Software Universe.

Впрочем, в звуках победных фанфар неожиданно появились грустные ноты: буквально накануне форума пришло сообщение о том, что один из главных проповедников концепции Adaptive Enterprise - руководитель департамента HP Software Global Business Unit Нора Дензел по "причинам личного свойства" ушла в отставку. Судя по тому, что в официальной программе, розданной участникам конференции, в качестве основного докладчика была указана именно г-жа Дензел, ее отход от дел руководством явно не планировался. Выступивший вместо нее с пленарным докладом директор HP по программным технологиям Русс Дэниелс, отметив огромные заслуги прежнего главы софтверного подразделения, заявил, что курс на Adaptive Enterprise будет сохранен, поскольку он отражает главные тенденции развития отрасли ИТ. Об этом косвенно свидетельствует и рост спроса на системы управления ИТ-инфраструктурой, предлагаемые HP: в завершившемся 31 октября 2005 финансовом году оборот ее софтверного подразделения, по словам г-на Дэниелса (официальные итоги пока не опубликованы), впервые превысил 1 млрд. долл. В ближайшие годы этот показатель может существенно возрасти как в результате выпуска собственных новых продуктов, так и за счет приобретения других компаний. За два года HP купила 11 софтверных фирм, причем о последнем поглощении поставщика средств управления идентификационными данными - фирмы Transgenix - было объявлено за пять дней до HP Software Universe.

Сегодня средства управления ИТ-инфраструктурой все чаще рассматриваются не как инструмент, помогающий эксплуатировать ИС предприятия, а как ПО, позволяющее быстро менять его бизнес-модель (например, при поглощении или вхождении в состав холдинга), расширять набор предлагаемых им продуктов и услуг и т. д. Своеобразным идеалом, пусть и трудно достижимым в настоящее время, можно считать парадигму предоставления ИТ-ресурсов как коммунальной услуги (utility). Эти ресурсы должны выдаваться бизнес-подразделениям по требованию в нужном объеме и с надлежащим заранее оговоренным качеством (Service Level Agreements, SLA), подобно тому, как потребителю предоставляются электроэнергия или вода. Если модель utility удастся реализовать в полной мере, то проведение упомянутых выше изменений бизнеса компании будет ограничиваться чем угодно, только не жесткостью корпоративной информационной системы: она станет легко настраиваемой и модифицируемой. Очевидно, что главную роль в реализации архитектуры utility играют средства управления ИТ-ресурсами, такие, в частности, как HP OpenView.

Аналогия между utility-вычислениями и коммунальным электро- и водоснабжением на самом деле весьма поверхностна. ИТ-ресурсы, в отличие от электропитания, имеют сложную структуру и потребляются самыми разными способами. А это существенно усложняет задачу построения адаптивного с точки зрения ИТ предприятия. Совершенно недостаточно выделить, например, финансовому подразделению определенную полосу пропускания сети и гарантировать ее в любой момент времени. Разные задачи в каждом подразделении имеют свои приоритеты и требуют поддержания определенных уровней обслуживания. А удастся ли, к примеру, решить проблему дефицита серверных мощностей для приложения, рассчитывающего в конце месяца заработную плату, просто путем подключения дополнительного сервера? Ведь задачу (эту или любую другую) полностью распараллелить удается далеко не всегда.

Все это означает, что при управлении ИТ-ресурсами следует принимать во внимание еще и специфику потребителей этих ресурсов (приложений и функциональных подразделений). В представленном на HP Software Universe проекте, выполненном в компании DHL и признанном лучшим проектом 2004 г., была реализована модель сервиса, получившая название "следуя за солнцем" (follow-the-sun). DHL - один из крупнейших в мире игроков, занимающихся экспресс-доставкой корреспонденции и товаров, имеет подразделения в 220 странах и регионах. В ходе проекта локальные сервисные ИТ-департаменты были подключены к общей платформе, названной Global Service Desk и базирующейся на продукте HP OpenView Service Desk. В результате все эти департаменты теперь могут использовать общую базу знаний, единый набор процедур для решения тех или иных проблем и, более того, способны реагировать на инциденты, независимо от места их возникновения. Обработка запроса на обслуживание передается сервисному департаменту той страны, где в данный момент специалисты находятся на рабочих местах, т. е. буквально "следуя за солнцем".

Одновременно с конференцией в залах конгресс-центра Acropolis

была организована выставка продуктов компании HP и ее ISV-партнеров

Сегодня уже мало просто выделять ИТ-ресурсы по запросам отдельных приложений. Все большую популярность приобретают методы процессного управления предприятием, и менеджер теперь обычно имеет дело с бизнес-процессами, в каждом из которых задействованы самые разные приложения (в рамках архитектуры SOA это могут быть и Web-сервисы). С учетом этого обстоятельства управление ИТ-инфраструктурой должно строиться исходя из потребностей бизнес-процессов. На основе этих потребностей будут определяться, в частности, и соглашения SLA. Своеобразной иллюстрацией указанных тенденций стали новые версии продуктов линейки HP OpenView, впервые представленные в Ницце. Прежде всего это HP OpenView Business Process Insight 2.0 - инструмент, позволяющий в реальном масштабе времени отслеживать состояние и эффективность функционирования ИТ-инфраструктуры в терминах и показателях, характеризующих бизнес-процессы. В числе его новшеств готовый набор предопределенных бизнес-метрик, средства построения своеобразной "приборной панели" для их отображения и возможность задавать требуемые уровни предоставляемых ИТ-сервисов, исходя из задач, стоящих перед бизнес-подразделениями. Роль пользовательского интерфейса для Business Process Insight может выполнять новый продукт - HP OpenView Dashboard 1.0. Хотя сама концепция настраиваемой "приборной панели" далеко не нова, система, предлагаемая HP, содержит инструменты для извлечения данных из очень широкого спектра источников (как прикладных, так и системных) и визуальные средства оперативного построения персонализированных панелей с нужными каждому конкретному пользователю показателями.

К Dashboard может быть подключена и очередная версия сервисной платформы HP OpenView Service Desk 5.0, опирающаяся на новую единую БД административной информации, которая служит основой для интеграции всех продуктов семейства OpenView, а также решений, создаваемых независимыми разработчиками.

Среди трех тысяч участников HP Software Universe были не только заказчики, использующие программные решения HP, но и партнеры, помогающие внедрять и эксплуатировать эти решения. Лучшие из них были отмечены званием HP Software Partner of the Year. Получила такую награду и российская компания TopS BI, выполнившая в прошедшем году ряд проектов на крупных отечественных предприятиях и создавшая у себя центр компетенции по продуктам семейства HP OpenView.

Версия для печати