ИНТЕРВЬЮ

В условиях постоянного снижения доходов от производства и продажи системных плат многие тайваньские фирмы, традиционно выпускавшие эту продукцию, уже давно связывают перспективы своего развития с диверсификацией бизнеса. Крупнейший в мире производитель системных плат - компания ASUSTeK Computer. (www.asus.ru), ежемесячно поставляющая на мировой рынок от 4 до 5 млн. таких изделий, не является в этом смысле исключением. В результате расширения ее продуктового портфеля (а в настоящее время в нем, в частности, представлены видеоадаптеры, оптические дисководы, ноутбуки, серверы, коммуникационное оборудование) доходы от сбыта системных плат ныне не превышают 30% совокупного объема продаж компании.

В последнее время ASUSTeK прикладывает энергичные усилия к расширению своего ноутбучного бизнеса: по темпам развития он опережает другие продуктовые направления. К примеру, в прошлом году обороты компании от продажи блокнотных ПК превзошли соответствующий показатель для сегмента системных плат.

ASUSTeK совмещает контрактное производство мобильных ПК с выпуском ноутбуков под собственной торговой маркой. По информации сайта DigiTimes.com, к концу года по объему поставок блокнотных компьютеров компания переместится на четвертое место в списке тайваньских поставщиков (уступая фирмам Quanta Computer, Compal Computer и Wistron), которые являются одновременно и крупнейшими мировыми производителями. В этом году ASUSTeK собирается продать примерно 4,2 млн. ноутбуков (причем 2 млн. изделий под своим брендом), а, по прогнозу на будущий год, объем поставок произведенных компанией портативных ПК достигнет 6 млн. шт. (половина из них под маркой ASUSTeK).

На российском рынке тайваньской компании за весьма короткий срок удалось войти в группу лидеров: по данным аналитических агентств, сейчас в сегменте ноутбуков ASUSTeK занимает второе место. О том, как развивается бизнес компании в нашей стране, рассказал глава представительства ASUSTeK Computer в России Алекс Ким.

Алекс Ким

PC Week: Расскажите, пожалуйста, как начинался ноутбучный бизнес компании в нашей стране и какие задачи ASUSTeK поставила перед собой на российском рынке в нынешнем году?

Алекс Ким: В России серьезную экспансию на рынок ноутбуков мы начали в 2001 г., решив продвигать их под собственным брендом. В то время единоличным лидером здешнего рынка был местный производитель, которому мы одно время поставляли наши ноутбучные платформы (barebone).

Активное развитие российского рынка блокнотных ПК началось с 2003-го, когда цена моделей среднего уровня приблизилась к 1200 долл. После этого объем рынка стал ежегодно удваиваться, и такая тенденция сохраняется вплоть до текущего момента. В прошлом году росту рынка в значительной степени способствовала платформа Intel Centrino, благодаря которой, в частности, появились тонкие ноутбуки и модели с увеличенным сроком работы от батарей (4-5 ч).

Сейчас на вашем рынке уже работают все основные поставщики ноутбуков, многие из них теперь предпринимают агрессивные действия по его завоеванию. В 2005-м начался жесткий демпинг, в результате цена массовых ноутбуков опустилась до уровня 900 долл. В условиях обострившейся конкурентной борьбы мы поставили достаточно скромные планы - добиться в этом году удвоения объема своих продаж (при том что размер ноутбучного рынка в России должен также увеличиться в два раза).

PC Week: На какую категорию потребителей в первую очередь ориентируется компания?

А. К.: В основном ASUS ориентируется на средний ценовой сегмент, поскольку любую компанию очень трудно "выбить" с такой позиции в ситуации, когда появляются новые игроки, старающиеся завоевать рынок, предлагая продукцию по низким ценам.

До 60% продаваемых нами ноутбуков - это модели на платформе Centrino, причем примерно треть из них - ультрапортативные. От 30 до 40% нашего объема продаж составляют устройства, цена которых не превышает 1000 долл., однако мы не делаем акцента на самых дешевых мобильных ПК. В текущем году, например, ASUS не собирается активно присутствовать в самом нижнем сегменте ноутбуков стоимостью 600-700 долл., хотя такие устройства у нас тоже есть.

Мы фокусируем внимание рынка, главным образом, на том, что ноутбуки ASUS - это стильные и качественные изделия. При наличии большого разнообразия мобильных ПК, имеющих примерно одинаковую цену, покупатели начинают обращать внимание на качество продукции и уровень предлагаемого сервиса. Высокое качество ноутбука - это и небольшая масса, и емкая батарея, и наличие различных портов расширения.

Что касается сервиса ASUS, то для того, чтобы можно было оценить его уровень, мы еженедельно проводим своеобразный "день открытых дверей". Любой пользователь может прийти в наш сервисный центр, где ему почистят ноутбук - пусть даже и произведенный другой компанией, сделают дефрагментацию жесткого диска, обновят BIOS, драйверы и т. п. У владельцев ноутбуков ASUS - еще больше привилегий: они могут поменять на льготных условиях, скажем, клавиатуру или поцарапанную внешнюю панель, получить VIP-обслуживание, когда неисправный ноутбук будет отремонтирован не более чем за 2 ч.

Сейчас мы начинаем активнее работать с крупными розничными сетями. Кроме того, нам надо более серьезно развивать сегмент корпоративных продаж, которому прежде мы уделяли недостаточно внимания.

PC Week: Думаю, что тезис о надежности и качестве своих ноутбуков повторят многие производители мобильных ПК. Чем же реально отличаются изделия ASUS? В чем их изюминка?

А. К.: Главное в ноутбуке - это дизайн и системная плата. От системной платы зависят, в частности, и производительность мобильного ПК, и жизнь батареи, и термические условия работы. Ни одна из фирм-поставщиков - в том числе Quanta или Compal, выпускающие ноутбуков больше, чем все другие компании, - не занимается одновременно столь же массовым, что и ASUS, производством системных плат.

Совершенствование своих ноутбуков ASUS во многом связывает с графической и звуковой подсистемами. Прежде мы уступали в этом отношении нашим конкурентам, но быстро их нагнали. В качестве графических решений в ноутбуках Asus в настоящее время используются преимущественно чипсеты компании ATI. Однако имеются и модели со встроенной графикой, ориентированные на тот сегмент деловых пользователей, которых в первую очередь интересует длительность работы ноутбука от батареи. Мы также предлагаем широкий спектр решений для звуковых подсистем, в том числе даже модели со встроенными сабвуферами.

Вообще, у ASUS имеется немало фирменных технологических наработок. Взять, к примеру, созданную нашей компанией систему охлаждения - ASUS Dynamic Thermal Dissipation, обеспечивающую эффективный теплообмен в весьма ограниченном пространстве: специальные датчики следят за температурой внутри ноутбука и управляют скоростью вращения вентиляторов с целью предотвращения его перегрева.

Уже в течение двух лет в наших мобильных ПК используется решение Air Flex-Flow: это особое расположение компонентов на системной плате, обеспечивающее лучшее проветривание ноутбука и снижающее акустический шум. Аналогичные идеи реализованы в системных платах стандарта BTX, которые еще только начинают появляться на рынке.

Что касается дизайна, то с нашей компанией работают лучшие итальянские и японские дизайнерские студии. Благодаря этому каждая модель Asus имеет свой стиль.

Отмечу также программу Zero Bright Dot (ZBD), которая распространяется на все новые модели ASUS (в том числе W2, V6, M6) и гарантирует бесплатную замену ноутбука в течение месяца, если на нем будет обнаружен хотя бы один дефектный пиксел (постоянно светящийся). Наши инженеры занимаются строгим отбором и тестированием ЖК-матриц. Дело в том, что в обычных условиях дефекты пикселов могут не проявляться, однако они сразу обнаруживаются, если, например, чуть нагреть или немного охладить матрицу. Выяснилось также, что неисправные точки могут появляться и после рейса на самолете, и теперь наши инженеры летают до Гонконга или Шанхая и во время полетов тестируют ЖК-экраны.

PC Week: Какие устройства наиболее популярны или чем-то выделяются в модельном ряду ноутбуков ASUS?

А. К.: Безусловно, это ультрапортативная модель с экраном 8,9 дюйма. В течение двух лет нашим бестселлером был ноутбук ASUS S200. В новую модель S300 мы добавили встроенный привод для оптических дисков (может комплектоваться комбо- или DVD-приводом), и от этого ее популярность только возросла.

Отмечу также 12-дюймовый ультрапортативный ноутбук со встроенной видеокамерой и интегрированной видеосистемой Intel Graphics Media Accelerator 900. Этот мобильный ПК пользуется популярностью среди бизнес-пользователей, поскольку дает возможность проводить деловые видеоконференции. Многие американцы и европейцы, находясь в поездках, уже пользуются услугами Skype или других подобных служб. Могу сказать, например, что несколько тысяч 12-дюймовых ноутбуков закупила у нас крупнейшая итальянская телекоммуникационная компания.

Говоря об эксклюзивных моделях, могу выделить наш самый дорогой ноутбук -17-дюймовую широкоформатную мультимедийную модель ASUS W2. До конца года, по-видимому, у нас появится блокнотный ПК с экраном 19-дюймов.

PC Week: Как обстоит дело с партнерской сетью и сервисным обслуживанием в регионах?

А. К.: Ревизию нашей партнерской сети мы проводим каждый год. Чтобы иметь прочные позиции на рынке, надо активно работать с сильными партнерами. В сегменте ноутбуков мы проводим политику концентрации, которая уже оправдала себя на рынке системных плат. Между широкопрофильностью и лояльностью партнеров мы выбираем последнее.

Что касается сервиса, то в прошлом году мы проверили деятельность региональных компаний в области сервисного обслуживания и по результатам этой работы лишили аккредитации примерно 40 из них. Сейчас в России у нас 65 действующих сервис-центров. Если говорить о сроках оказания сервиса в регионах, то мы укладываемся в 20 дней, которые определены законом о защите прав потребителей, хотя стараемся работать оперативнее.

PC Week: Компания ASUS выпускает все свои ноутбуки или отдает какую-то часть из них на аутсорсинг?

А. К.: ASUS - один из немногих производителей, который может похвастаться тем, что все - от дизайна до системных плат - делается в рамках одной компании.

PC Week: Какие, на ваш взгляд, изменения можно ожидать на российском рынке ноутбуков в ближайшей перспективе?

А. К.: По-видимому, серьезные изменения могут произойти в его розничном сегменте. Сейчас он очень быстро растет. Возможно, процесс здесь пойдет по европейскому сценарию, когда большие российские розничные сети "съедят" мелкую и даже среднюю розницу. Однако это произойдет не по их собственной воле, а после того, как в России серьезно обоснуются крупнейшие широкопрофильные сети типа Metro и Wal-Mart, а также электронные сети Media Markt, Dixons и др. С приходом западных торговых сетей обострится ценовая конкуренция, прежде всего в нижнем ценовом сегменте, и российским сетям электроники придется очень непросто.

PC Week: Спасибо за беседу.