ОБЗОРЫ

В ноябре в американском городе Сан-Франциско состоялась очередная конференция (www.web2con.com) издательства О’Релли, посвященная теме Web 2.0 (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 55). Она прошла на фоне знакового сообщения о том, что число пользователей Сети достигло миллиарда человек. Участники конференции с удовольствием ознакомились с неофициальным поздравлением, которое прислал губернатор штата Айова Том Вилсек, собирающийся баллотироваться в президенты США в 2008 г.

Отличительной особенностью новой концепции Web 2.0 называют объединение людей в онлайновые социальные сети, которые предоставляют обширный набор удобных графических сервисов для участия в мультимедийных сообществах по интересам. Всего пару лет назад Web 2.0 позиционировалась как платформа для создания приложений нового поколения. Спустя год на этой платформе возникли первые успешные и масштабные решения - как в классической ИТ-сфере, так и в областях коммуникации и развлечений. В 2006-м Web 2.0 привлекла серьезное внимание бизнес-грандов - IBM, Intel, Microsoft, Nokia, Sun, других известных софт-разработчиков, крупнейшие онлайновые порталы и ведущие СМИ.

На открытии конференции выступил Ю Хьян-о (Yoo Hyun-oh), президент и CEO корпорации SK Communications. Он отметил, что Web 2.0 - это своеобразная философия и самая успешная на сегодня бизнес-модель для Сети. Данная модель подразумевает создание контента, который другие могут просматривать и распространять. Слова Хьян-о основываются на практике: онлайновая социальная сеть его компании под названием Cyworld (cyworld.nate.com) только в Корее охватила 20 млн. пользователей. В сутки через нее продается товаров на 300 тыс. долл., а число ежедневно загружаемых видеороликов (100 тыс. закачек) превосходит аналогичный показатель знаменитого видеоблога YouTube. Президент SK Communications полагает, что при создании проектов нового поколения особое внимание надо уделять сохранности авторских прав на демонстрируемый контент, в противном случае нынешний бум решений Web 2.0 может привести к такому же краху, какой произошел с доткомами.

Инвесторы как критерий успеха

Показателем интереса к новой сетевой концепции служит рост активности венчурных инвесторов, которые за первые девять месяцев 2006 г. вложили 455 млн. долл. в стартапы Web 2.0. Сегодня типичный проект Web 2.0 - это онлайновая социальная служба MySpace.com со 100 млн. пользователей, портал Yahoo, охвативший 250 млн. человек и нынешней осенью опередивший конкурента Google по числу поисковых запросов, видеоблог YouTube, за который Google на днях заплатила 1,65 млрд. долл., служба хостинга фотографий Flickr, отличающаяся средствами семантической категоризации, и т. д. Уже в ходе конференции стало известно, что 13,5 млн. долл. получил стартап Sharpcast.com (клон Flickr с расширенной поддержкой мобильных устройств), а 11 млн. - новый поисковый движок, выдающий результаты повышенной точности. С его бета-версией можно познакомиться на сайте www.hakia.com.

Ю Хьян-о: “Web 2.0 - это

новая философия!”

Подобные суммы вкладываются в не очень выразительные и не слишком оригинальные на первый взгляд проекты потому, что профессиональные инвесторы обладают развитым чутьем на инновации и способны разглядеть элементы передовой новизны в наборе внешне стандартных функциональных возможностей. Так, год назад за проект Skype (службу VoIP-общения) корпорация eBay заплатила 4 млрд. долл. - при том что небольшая группа разработчиков может реализовать механизм Skype за считанные месяцы. Однако инвестора привлекли темпы роста набиравшей популярность системы и ее продуманная архитектура, допускающая быстрое расширение. В результате доход от Skype, в прошлом году составивший 60 млн. долл., в нынешнем увеличится до 200 млн. На конференции объявлено о грядущей версии Skype 3.0, в которой упростится режим онлайновых продаж и бесплатных звонков на торговые линии известных магазинов. В поставку Skype 3.0 войдет также независимый механизм встраивания чатов на сайты пользователей.

Решения 2.0

Узнаваемые символы "2.0", уже сами по себе ставшие своеобразным брендом, активно используются маркетологами. Например, набирает популярность термин Enterprise 2.0 ("Предприятие 2.0"), который подразумевает распределенную корпоративную структуру. Ее ИТ-сектор и другие подразделения переданы на аутсорсинг и не требуют никаких усилий по управлению - достаточно лишь минимального контроля по Сети. А компания Apple, вдохновленная невероятной популярностью своего плейера iPod и ростом продаж онлайнового видео, опережающим даже темпы распространения музыкальных произведений, объявила о концепции "Телевидения 2.0" (веб-трансляции на мобильных устройствах), которая реализуется в рамках ее онлайнового магазина iTunes.

Бренд "2.0" можно выразить и словами - так поступила корпорация Intel. На конференции она сообщила о выпуске пакета SuiteTwo (www.suitetwo.com) для Windows и Linux, который объединит сотрудников небольших фирм в онлайновую социальную сеть. В него входят решения фирмы Six Apart (www.sixapart. com, ведущий производитель ПО для ведения блогов), SocialText (www.socialtext.com, продукты и хостинг для wiki-справочников), NewsGator (www.newsgator.com) и SimpleFeed (www.simplefeed. com) - поставщики средств интеграции новостных лент, а также SpikeSource (www.spikesource.com, объединение сторонних решений и техническое сопровождение). Стоимость SuiteTwo составит 200 долл. на пользователя в год.

Отметим ряд других перспективных проектов. Корпорация Microsoft взялась за автоматизацию новостной службы BBC и намерена предоставить ее пользователям доступ к мультимедийному архиву. Создатели сайта www.omnidrive.com предлагают пользователям возможность объединения всех файлов на различных устройствах в единое защищенное хранилище. С проектом YouTube собираются конкурировать авторы сайта www. veoh.com. Отличительной особенностью их системы должна стать преимущественная поддержка видео высокого качества.

Техническую платформу Ning (www. ning.com) для создания систем Web 2.0 предложил Марк Андерсен, один из основателей корпорации Netscape. В Ning входит набор интерфейсов для приложений PHP и AJAX, но главное, что любой пользователь, не знакомый с программированием, с помощью Ning может быстро создать собственную социальную сеть наподобие YouTube.

Корпорация MySQL AB запустила сайт MySQLForge (forge.mysql.com), который обеспечивает хостинг для проектов на базе СУБД MySQL и технологий RSS и XML. Она активно пропагандирует открытую общедоступную технологию LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP/ Perl/Python), поддерживаемую большинством дистрибутивов Linux. На базе LAMP быстро разворачиваются и впоследствии легко масштабируются и совершенствуются проекты Web 2.0.

Менеджеры Yahoo продолжают придерживаться компромисса между раскрытием внутренних интерфейсов своих ресурсов и привлечением интереса исключительно к своему порталу. Они рассказали о сети разработчиков YDN (developer.yahoo.com), которая предоставляет библиотеки с поддержкой языков программирования Flash ActionScript, JavaScript, Perl, Python и Ruby. Например, построение графически насыщенных клиентских приложений возможно с помощью общедоступной библиотеки YUI, своеобразного аналога AJAX. В рамках YDN предлагается механизм аутентификации BBAuth, упрощающий взаимодействие браузеров с Yahoo. В следующем году обещан выпуск обновленного почтового клиента Yahoo Mail, дополненного поддержкой обмена мгновенными сообщениями. А вот компания AOL отказалась от идеи автономного клиента и переводит своих пользователей, любящих онлайновое общение, на интерфейс, реализованный непосредственно на сайте.

Определенной проблемой, ограничивающей популярность всевозможных онлайновых служб, эксперты называют необходимость регистрации и запоминания множества имен и паролей, которые часто забываются. Участвовавшие в конференции разработчики ведущих проектов обещают в этой связи поддержать открытый стандарт OpenID (openid.net). В нем каждый пользователь характеризуется единым адресом наподобие домашней странички или блога, и этот адрес используется как универсальное идентификационное имя.

Не меньшей проблемой считается и организация участия пользователя во многих службах одновременно. Объединение нескольких мультимедийных лент в одно целое в рамках Web 2.0 может проходить на базе стандарта Open Media Profile, охватывающего всевозможные интеграционные спецификации наподобие RSS. Этот стандарт, в свою очередь, реализован на наработках открытого проекта OpenSearch (www.opensearch.org), задающего универсальный формат представления результатов поиска. Он, в частности, поддерживается в браузерах Firefox 2.0 и Internet Explorer 7.

Заслуживает серьезного внимания мнение Рея Оззи, автора систем Lotus Notes и Groove, сменившего этим летом Билла Гейтса на посту главного программного проектировщика Microsoft. Он полагает, что уже в недалеком будущем доход от онлайновой рекламы превысит доход от продаж ПО, что полностью изменит классические бизнес-модели программной индустрии. Разработка прикладных продуктов и их продвижение до конечных потребителей станет менее выгодным занятием, нежели создание онлайновых служб, приносящих доход от рекламы. Из-за этого компаниям, выпускающим системное ПО и средства разработки, надо вносить масштабные изменения в свои продукты, ориентируя их на поддержку программирования и сопровождения сетевых сервисов для разнообразных мобильных платформ. В такой ситуации лучшее, что может предложить пользователям Windows Vista, - это организация безопасного взаимодействия людей по Сети.

Web 3.0, Web 4.0...

На нынешней конференции, зафиксировавшей формальную зрелость решений Web 2.0, официально прозвучал термин Web 3.0. Под ним понимается новое поколение онлайновых приложений (прежде всего для бизнеса), предоставляющих нужную функциональность по запросу. На нижнем уровне в платформу Web 3.0 входят программные интерфейсы систем конкретных поставщиков. Они объединяются на втором этаже с помощью XML-технологий (RSS-интеграторов и веб-служб). На третьем, прикладном уровне такие стандартизированные услуги объединяются провайдерами конечных систем в целостные продукты. Причем в них могут входить сервисы не одного, а множества разных поставщиков. Они предоставляются в виде удобного пользовательского интерфейса (возможно, как AJAX-решение или автономный "толстый" клиент), который в платформе Web 3.0 считается уровнем 3,5.

Web 0.0 стал известен миру в 1995 г., классический Web 1.0 пережил взлет и падение в виде "пузыря" доткомов в конце 1990-х, стремительный рост интереса к Web 2.0 наблюдается сегодня, а Web 3.0 ожидается к 2010 г. Таким образом, довольно точно выдерживается пятилетний цикл, и можно предположить, что в середине следующего десятилетия Web 4.0 будет представлять собой развитие предыдущих платформ, но уже на более серьезном фундаменте. Скорее всего им станет Семантическая сеть, предложенная Тимом Бернерсом-Ли, автором Интернета и главой консорциума WWW, - но не как структурированный набор данных со статическими мета-описаниями их смысла, а в виде интегрированной среды, доступ к содержимому которой осуществляется через посредничество программных агентов. Они возьмут на себя множество интеллектуальных функций по подбору нужных сведений, очистке от спама и выполнению всевозможных рутинных операций.

Версия для печати