ИНТЕРВЬЮ

Недавно в Москве прошел ежегодный Oracle TechForum’2006, в рамках которого корпорация Oracle (www.oracle.ru) анонсировала в России стратегические планы развития своей технологической платформы и ее основных семейств. Были объявлены ключевые рынки и представлены новые продукты в концепции Suite ("сюита", комплекс) для реализации ИТ-проектов на базе сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), технологий бизнес-аналитики и информационной безопасности.

Мероприятие собрало рекордно большое число участников - около 1,5 тыс. человек из России и стран СНГ, что в полтора раза превысило прошлогодний показатель. На пленарном заседании и тематических секциях масштабного форума выступили руководители и ведущие специалисты Oracle и российских партнеров корпорации. Общая продолжительность секций и заседаний превысила сутки и соcтавила 30 часов. Одним из докладчиков, который рассказал о стратегии корпорации в области бизнес-аналитики, стал Джонатан Эйнсворт, директор по направлению "Бизнес-аналитика" в Oracle EMEA. О появлении нового комплекса средств бизнес-аналитики Oracle Business Intelligence Suite (Oracle BI Suite) корпорации и о текущем состоянии рынка этих средств он рассказал научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой.

PC Week: Некоторое время назад Oracle приняла решение о выделении своих приложений для бизнес-анализа в отдельную аналитическую платформу. Чем был вызван такой шаг?

Джонатан Эйнсворт

Джонатан Эйнсворт: Причина, по которой BI-средства были выделены в отдельную аналитическую платформу, заключалась в следующем. У Oracle уже давно имелся ряд инструментов бизнес-аналитики, встроенный в программную платформу Application Server. Однако со временем мы осознали, что такой подход является сдерживающим фактором для более широкого распространения этих инструментов, поскольку многие компании используют связующее ПО от других производителей и соответственно не имеют возможности работать с нашим комплексом. В результате мы приняли маркетинговое решение выпустить эти средства в виде отдельного пакета - Oracle BI Suite, представляющего собой новую интегрированную среду для бизнес-анализа. И сегодня ведется большая техническая работа по интеграции всех инструментов в единое целое.

Что же касается представления этого пакета на рынке, то в настоящее время вы можете купить Oracle BI Suite и как отдельный продукт, и в составе Application Server. В дальнейшем же средства бизнес-аналитики будут входить в состав платформы Application Server Standard Edition в качестве встроенного компонента, а для редакции Enterprise Edition (т. е. для крупных предприятий) они будут продаваться отдельно, но при этом будут полностью интегрируемыми.

PC Week: А кто сегодня входит в число пользователей выпускаемых вами BI-средств?

Дж. Э.: Заказчиками Oracle являются практически все крупные компании, входящие в список Fortune 500. Приведу следующие цифры. У нас двести с лишним клиентов, у которых объем информации, находящейся в хранилище данных, составляет свыше 1 Тб. А пакет Oracle Discoverer применяют у себя 18 тыс. пользователей. В принципе наши инструменты бизнес-аналитики востребованы в самых разных областях деятельности. Но основные сферы - телекоммуникационная и финансовая. В общем-то это нехарактерно для основных продуктовых семейств Oracle, которые наиболее активно применяются в таких отраслях, как тяжелая промышленность, энергетика и нефтехимия.

PC Week: В начале 2005 г. Oracle купила компанию Siebel, у которой уже имелась мощная BI-платформа. Что качественно нового для ваших продуктов дало это приобретение?

Дж. Э.: Прежде всего следует отметить, что имевшиеся у нас ранее инструменты бизнес-аналитики хорошо работали с базами данных Oracle - но только с ними. Сегодня же многие пользователи стремятся применять BI-инструменты в различных средах и с разными базами данных, и поэтому нам представляется очень важным обеспечить поддержку гетерогенных сред и разнообразных инструментов. Благодаря средствам Siebel мы можем предоставить полную поддержку любых баз данных - Terradata, IBM, Microsoft и других производителей.

Кроме того, сегодня на повестке дня стоит вопрос о том, чтобы облегчить работу пользователей. В последнее время все больше людей прибегает в своей работе к помощи инструментов бизнес-анализа, а технологии Siebel обеспечивают простоту их использования именно для новичков. Хотя здесь надо отметить, что наш старый продукт Oracle Discoverer оценивался пользователями как очень удобный и эффективный.

Характеризуя другие ключевые новшества, которые появились благодаря этому приобретению, нужно упомянуть встроенную в технологии Siebel систему распространяемых в реальном масштабе времени уведомлений и алертов о состоянии ключевых показателей или выхода некоторого показателя за заданные границы, а также простую возможность дальнейшего расширения функциональности, которая обеспечивается за счет сервисно-ориентированной архитектуры, лежащей в основе продуктов Siebel.

И наконец, последним - по очередности, но не по значению - новшеством является библиотека готовых приложений и инструментов бизнес-аналитики, созданная разработчиками Siebel на основе их собственного технологического ядра. Пользователи могут просто взять любое из этих решений и без промедления начать его использовать в своей работе.

PC Week: Как идет интеграция этих двух направлений?

Дж. Э.: По нашим оценкам, процесс интеграции Siebel с технологиями Oracle идет очень хорошо. Для этого задействовано большое количество ресурсов. Наша главная цель здесь - в течение двух лет добиться того, чтобы одна половина исходных кодов комплекса Oracle BI Suite была от Oracle, а вторая- от Siebel.

В ноябре выходит новая версия комплекта, в которую будет интегрировано много новинок, включая такие технологии Oracle, как LDAP и Single Sign-On (единая регистрация). Туда также войдет Oracle XML Publisher, который сменит свое название и будет именоваться BI Publisher.

Дальнейшими шагами по интеграции станут создание нового интерфейса пользователя OLAP и более глубокая поддержка технологии SOA.

PC Week: Каковы основные препятствия на пути широкого внедрения технологий бизнес-анализа? И какие шаги собирается предпринимать Oracle для их преодоления?

Дж. Э.: Здесь я бы выделил две основные проблемы. Первая из них, которую Oracle, однако, не в состоянии решить, - это корпоративная политика. Мы можем только оказывать на нее некоторое влияние. Вторая проблема связана с тем, что внедрение инструментов бизнес-аналитики у клиентов Oracle, как правило, происходит очень фрагментарно. Это особенно характерно для крупных компаний, которые пользуются практически всеми BI-системами, которые только имеются на рынке.

Сегодня в ИТ-сфере можно наблюдать тенденцию к увеличению объемов средств, вкладываемых в упрощение существующих систем. И к настоящему времени у Oracle уже есть возможность поддерживать гетерогенные среды, объединять логику различных BI-средств в одно целое и единообразно выводить все это на экран. Как я уже говорил, сегодня все больше людей вовлекается в процесс бизнес-аналитики внутри компаний, и поэтому простота использования приобретает особое значение. И мы считаем, что наши средства обеспечивают эту возможность.

Еще одной современной тенденцией является возрастание спроса на пакетные приложения, поэтому мы будем применять все возможности технологий Siebel, чтобы расширить функциональность нашего комплекса Oracle BI Suite. Если же говорить о долгосрочной перспективе, то, по нашему мнению, примерно через три года все системы бизнес-аналитики должны будут строиться на архитектуре SOA. И мы считаем, что в этой области нам удалось намного опередить наших конкурентов.

PC Week: Oracle обещала выпустить редакцию Standard Edition One пакета Oracle BI Suite в течение текущего финансового года. На кого она ориентирована и какие задачи помогает решать?

Дж. Э.: Редакция Oracle BI Suite Standard Edition One предназначена для предприятий среднего и малого бизнеса с числом пользователей от пяти до пятидесяти человек. В своей работе они используют базы данных не только Oracle, но и других производителей, поэтому их главная потребность заключается в создании отчетов непосредственно с помощью этих разнообразных хранилищ информации. Более того, по мере развития СМБ-компаний у них появляются новые потребности, удовлетворение которых обеспечивает им переход на новый, более высокий уровень. Для решения этих задач Oracle предлагает целый ряд дополнительных возможностей, среди которых надо особо выделить входящие в эту редакцию комплекса базу данных Oracle Database Standard Edition One и Oracle Warehouse Builder.

Что касается сроков выпуска этой редакции, то это очень непростой вопрос. Мы надеемся, что это произойдет в первом полугодии 2007 г., а если быть более оптимистичными - то в первой его половине.

Поскольку целевую аудиторию этого продукта составляют малые и средние компании, Oracle специально назначает для них невысокую цену - 1000 долл. на одного пользователя.

PC Week: Как вы оцениваете ситуацию на рынке BI-систем в мире и, в частности, в России?

Дж. Э.: В сентябре текущего года был выпущен отчет IDC, в котором отмечалось, что сегодня как никогда ранее наступает наилучшее время для роста рынка BI-систем. В этом отчете также даются прогнозы развития рынка в отдаленной перспективе. Согласно им наибольший рост ожидается в странах Восточной Европы, в том числе и в России.

Если говорить о тенденциях, то я бы хотел отметить, что сегодня в большинстве компаний уже существуют те или иные инструменты бизнес-аналитики, поэтому их главная задача заключается не в том, чтобы купить дополнительную систему, а в том, чтобы "подчистить" уже существующую BI-инфраструктуру. То есть, им необходима стандартизация всех используемых BI-инструментов внутри компании.

Более того, сегодня BI-средства используются не только бизнес-аналитиками и маркетологами - они начинают распространяться все ниже по организационной структуре компании. Этот процесс аналитики Gartner назвали "демократизацией систем бизнес-аналитики". И в заключение необходимо упомянуть, что сейчас мы можем наблюдать, как все BI-системы, которые уже давно существуют на рынке, становятся все более и более зрелыми.

PC Week: Спасибо за беседу.