АНАЛИТИКА

На фоне жарких конкурентных баталий на рынке ERP-систем, где укрупнение бизнеса путем слияния компаний уже давно стало привычным делом, сфера ПО управления документами (или, на западный манер, управления корпоративным контентом - Enterprise Content Management, ECM) до недавнего времени скорее напоминала тихую ИТ-заводь. Но на самом деле в последние годы и здесь шли интересные процессы реструктуризации бизнеса, вылившиеся нынешним августом в две сделки, которые фактически могут привести к радикальному преобразованию рынка ECM-средств. Речь идет о вхождении Hummingbird в состав Open Text и о покупке корпорацией IBM компании FileNet (см. PC Week/RE, N 31/2006, с. 1), официальное завершение которых произошло в октябре.

Термин "документооборот"

и даже "электронный документооборот" отражает лишь часть тем и задач ECM. Исторически его появление в нашей стране во многом связано с тем, что до последнего времени в этой сфере явно доминировали проекты по автоматизации делопроизводства. И только сейчас российские предприятия подходят к применению у себя технологий управления информацией на уровне западных представлений о ECM.

С точки зрения заказчиков, средства ERP и ECM - это два базовых прикладных компонента системы управления предприятием. Именно поэтому при анализе ситуации в сфере ECM сразу напрашиваются аналогии с ERP-сегментом. Однако при ближайшем рассмотрении такие сравнения в большей степени демонстрируют их различия, нежели сходство.

По своей сути ECM-рынок более объемный и разноплановый: если "считать" (главным образом структурированные числовые данные) с помощью ERP-продуктов приходится по преимуществу коммерческим организациям, то "читать" (в основном неструктурированные данные - текст, а теперь еще и графику, звук, видео и пр.) с использованием ECM-средств нужно всем, и в том числе таким огромным структурам, как государственные ведомства, система образования и т. д.

Но при этом рынок ECM практически не структурирован, он разножанровый. Отсюда - очевидные проблемы с анализом ситуации на нем начиная с решения простейших задач оценки его объема, долей рынка и пр. Это можно видеть на примере исследований ведущих аналитических компаний, которые к подобным задачам подходят с разных углов, с постоянно изменяемыми критериями.

Ситуация в мире

Например, по данным IDC, в 2005 г. продажи ECM-продуктов составили 3,2 млрд. долл. Forrester оценивает этот объем как немного меньший, но все же считает, что к 2008-му доходы от продаж лицензий здесь достигнут 3,9 млрд. долл. Но в целом это не так много: рынок ERP уже сейчас в несколько раз больше этих величин. А вот другие данные: один из ECМ-лидеров компания Documentum получила в 2002 г. (перед тем, как ее купила корпорация EMC) доходы в размере 227 млн. долл., а у самого крупного специализированного игрока этого рынка, Open Text, в последнем финансовом году, завершившемся 31 августа, прибыль составила 408 млн. долл., из которых на долю лицензий пришлось всего 122 млн. долл. По сравнению с другими сегментами корпоративного ПО эти показатели скорее можно оценить как незначительные: скажем, фирма "1С" только на локальном и весьма незначительном по мировым меркам рынке России и СНГ на своем экономическом софте за нынешний год получит порядка 60-70 млн. долл.

Но абсолютные показатели в общем-то далеко не полностью отражают значимость сегмента ECM для ИТ-рынка в целом. И дело даже не в том, что та же Forrester прогнозирует на ближайший период ежегодный рост продаж ECM-продуктов на 19%, что заметно выше темпов увеличения рынка ПО. Гораздо важнее два других качественных момента:

- анализируя в целом перспективы ИТ для корпоративных и частных пользователей, нетрудно прийти к выводу, что рост сферы применения вычислительных и коммуникационных средств будет идти в основном за счет обработки неструктурированной информации;

- в силу всеобъемлющего характера задач управления неструктурированной информацией средства ECM становятся неотъемлемым компонентом инфраструктурных технологий.

Отметим еще важный субъективный фактор, за которым можно усмотреть объективную реальность повышения значимости ИТ в жизни общества, - ужесточение законодательства (не только на Западе, но и в России), фактически заставляющего предприятия существенно усиливать свою ИТ-инфраструктуру, в первую очередь за счет средств управления жизненным циклом информации (ILM).

Как результат этих тенденций, на мировом рынке ECM наблюдаются следующие изменения. Еще три-четыре года назад группа лидеров здесь выглядела примерно так (в алфавитном порядке): Documentum, FileNet, Hummingbird, Open Text (представители классического рынка образца 1990-х). Как уже говорилось выше, по мировым меркам это скорее средние компании с уровнем доходов от 100 до 500 млн. долл. в год.

Сейчас ситуация совсем иная: ведущими игроками являются поставщики инфраструктурных технологий. Так, Forrester в своем исследовании ECM-рынка по итогам 2005 г. четко разделяет сегодняшний рынок ECM на два противоположных лагеря: с одной стороны, это поставщики базового ПО - EMC, IBM, Microsoft, Oracle, а с другой - так называемые pure players ("чистые игроки"), основными компаниями здесь являются Interwoven, Open Text, Stellent, Vignett, а также ныне уже поглощенные FileNet и Hummingbird (см. рисунок).

Ну а события 2006 г. однозначно показывают, что позиции инфраструктурных вендоров укрепляются еще больше, в том числе за счет приобретения "чистокровных" ECM-разработчиков.

Начало этому процессу "скупки" положила в 2003 г. корпорация EMC, приобретя сразу двух ведущих игроков - Legato и Documentum. Но войти в число лидеров данного рынка EMC смогла не за счет механического расширения портфеля своих программных продуктов, а в результате того, что ей удалось выстроить новую ILM-стратегию, которая позволила объединить традиционные ECМ-решения с технологиями управления и хранения данных в целом (см. PC Week/RE, N 31/2006, с. 12).

IBM традиционно делает акцент на ПО промежуточного слоя, стараясь не вмешиваться в дела на уровне прикладных решений. В сфере ECM она обладает целым рядом продуктов, продвигаемых под брендами DB2 и Lotus. Но приобретение FileNet может существенно изменить позиционирование Голубого гиганта на рынке управления контентом, причем именно за счет появления прикладных решений. Правда, впереди у IBM очередной непростой этап интеграции линеек существующего и приобретенного ПО.

Из всех лидеров Microsoft, по мнению Forrester, в 2005 г. имела самый слабый пакет предложений (см. рисунок), но при этом обладала наиболее сильной стратегией. Судя по всему, как раз сейчас наступает момент, когда намерения корпорации должны превратиться в реальные дела. Это связано конечно же с выходом грядущей зимой нового семейства Office 2007. Главная роль в плане ECM тут отводится MS SharePoint Server 2007, в котором существенно усилены средства управления контентом и потоками работ. Разумеется, в продвижении своей серверной платформы Microsoft отводит важную роль клиентским офисным приложениям. Не стоит забывать и о новой Windows Vista, которая также появится в этом зимнем сезоне: в ней получили значительное развитие средства управления информацией, а на уровне технологического слоя появился новый компонент Windows Workflow Foundation.

Источники и составные части ECM

Родоначальником сегодняшнего рынка Enterprise Content Management можно считать сформировавшийся в середине 1990-х гг. сегмент систем управления документами. Но потом появился Интернет, а вместе с ним и огромное новое направление - управление Web-содержимым. Тогда же началось сближение с существовавшими особняком решениями для поддержки электронной почты и коллективной работы. Web, в свою очередь, инициировал мощное повышение роли задач поиска и анализа неструктурированных данных. В сферу ECM все активнее вторгаются и игроки с поля ERP, которые развивают в своих решениях функционал управления документами.

Наиболее близким к отечественному термину "электронный документооборот" является Document Management (управление документами). ПО этой категории управляет полным жизненным циклом офисных документов - от момента их коллективной разработки до архивирования. Главными компонентами систем Document Management являются механизмы индексирования, регистрации документов (check in/check out), управления версиями, аннотирования, workflow и управления жизненным циклом.

В целом же рынок ECM помимо систем Document Management включает также технологии имиджинга (совместного использования бумажных и электронных носителей информации), управления Web-контентом (Web Content Management), цифровыми активами (Digital Asset Management), корпоративными отчетами (Enterprise Report Management), а также записями (Records Management).

Предпосылкой объединения средств работы с различными типами контента стало осознание того, что для управления всеми видами неструктурированной информации требуется набор одинаковых с технологической точки зрения функций (хранение контента, библиотечные службы, workflow и поиск). В общем случае архитектура приложения такого рода включает уровни контента/данных, проектирования и выполнения бизнес-процессов, а также бизнес-сервисов, обеспечивающих взаимодействие с внешними системами.

Для корпорации Oracle средства ECM (в первую очередь это Collaboration Suite и Content Services 10g) являются логичным дополнением, с одной стороны, ее СУБД-платформы, а с другой - ее же инструментов управления предприятием. Пока, по оценкам аналитиков, Oracle лишь догоняет лидеров, но делает это очень быстро, в том числе за счет приобретения специализированных компаний.

Рейтинг ECM-поставщиков в виде “волн” (по версии Forrester)

Рынок Enterprise Content Management Suites, III квартал 2005.

После покупки Hummingbird фирма Open Text вышла на первое место среди "чистых" ECM-игроков. Но что последует за этим? Свидетельствует ли данный шаг о намерении сразиться с инфраструктурными поставщиками, или он направлен лишь на повышение капитализации Open Text перед тем, как ее, в свою очередь, поглотит кто-то из лидеров? Логика развития рынка говорит скорее за второй вариант. Но кто же тогда будет этим "счастливцем"? EMC и IBM приобретения такого рода уже сделали. Для Microsoft покупка подобных компаний не вписывается в традиционную корпоративную стратегию. Остается Oracle - это вполне соответствует и стилю компании, и необходимости усиления ее ECM-продуктов. Правда, не стоит сбрасывать со счетов и другой возможный вариант - например, выход на рынок управления корпоративным контентом такого агрессивного игрока, как Symantec.

Дела российские

В нашей стране проблематика ECМ традиционно именуется словом "документооборот", что, в свою очередь, вызывает порой горячую полемику в среде поставщиков решений - как правило, между представителями зарубежных и отечественных ИТ-компаний. В связи с этим хотелось бы высказать несколько соображений.

Разумеется, термин "документооборот" и даже "электронный документооборот" отражает лишь часть тем и задач ECM. Исторически его появление в нашей стране во многом связано с тем, что до последнего времени в этой сфере явно доминировали проекты по автоматизации делопроизводства. И только сейчас российские предприятия подходят к применению у себя технологий управления информацией на уровне западных представлений о ECM.

Собственно, именно эта специфика отечественного рынка определяет, во-первых, его огромный потенциал роста и, во-вторых, несколько иную структуру поставщиков решений в данном сегменте.

Здесь как весьма характерный можно отметить тот факт, что сфера систем электронного документооборота (СЭД) у нас ассоциируется главным образом с деятельностью российских компаний. В массовом представлении ИТ-специалистов (тут можно сослаться на опрос участников Docflow’2006) многие зарубежные ECM-лидеры в таком качестве вовсе не позиционируются (в первую очередь это относится к Microsoft и Oracle), и объективно "чистые" западные игроки на нашем рынке представлены в минимальном составе (фактически сегодня это только Documentum).

Отметим и то, что популярная еще несколько лет назад дискуссия на тему "западные поставщики ECM-решений против российских" в целом уже показала свою неактуальность. На самом деле между ними наблюдается довольно четкий водораздел: зарубежные компании поставляют платформы (EMC Documentum, IBM, Microsoft), российские - конкретные решения на их основе. По большому счету в качестве комплексного поставщика (платформа + решения) в России выступает только Documentum, которая и конкурирует непосредственно с нашими разработчиками.

Довольно часто в качестве конкурентных преимуществ местных поставщиков называется понимание ими отечественной специфики делопроизводства и поддержки архивов. Мне кажется, этот аспект сильно преувеличен и на самом деле за ним скрываются, с одной стороны, чисто маркетинговые шаги российских ИТ-компаний, а с другой - неготовность определенной части отечественных заказчиков (прежде всего из государственного сектора) к применению средств автоматизации как таковых.

Если же говорить о тенденциях развития российского рынка СЭД, то главной среди них является повышение масштабности и функциональности реализуемых проектов. Следствие этого - перенос внимания заказчиков с сугубо пользовательского функционала (front-end) на платформенную часть предлагаемых решений (back-end). И если посмотреть на конкуренцию среди поставщиков СЭД, то в технологическом плане она будет вестись с учетом того, насколько солидная ECM-платформа используется в конкретных программных системах. В более упрощенном варианте постановка вопроса для российских продуктов звучит так: применение технологической основы своей собственной разработки или от одного их зарубежных поставщиков инфраструктурного ПО.

Огромным потенциалом российского рынка СЭД (это признают все его участники) определяется крайне низкий уровень конкуренции на нем (места и заказчиков хватает пока всем). Об этом свидетельствует и удивительно стабильное присутствие здесь многих старожилов из числа отечественных поставщиков, и появление все новых игроков, и выход на федеральный уровень ряда региональных компаний. Более того, с учетом роста значимости бюджетного сектора как одного из ведущих потребителей СЭД уже в ближайшее время мы сможем увидеть усиление роли ИТ-поставщиков, имеющих некий государственный (или близкий к нему) статус. Нашумевший нынешним летом проект с реализацией ЕГАИС (см. PC Week/RE, N 30/2006, c. 24) при всей своей скандальности на самом деле отражает как раз этот процесс.

В заключение хотелось бы сказать о том, как могут отразиться на российском рынке последние мировые сделки "Open Text + Hummingbird" и "IBM + FileNet". Безусловно, они расширят возможность представления современных западных технологий ECM в нашей стране. Но в краткосрочной перспективе, до тех пор пока не прояснится стратегия объединения новых и уже существующих линеек продуктов, заказчики, наверное, будут осторожно относиться к новым предложениям со стороны Open Text и IBM. Объективно в выигрыше от этой временной неопределенности окажется их главный конкурент в России - EMC Documentum. Но подобной форой он вряд ли будет пользоваться больше одного года.

На этом мне хотелось бы завершить изложение собственных соображений, которые во многом базируются на обобщении мнений экспертов, и дать возможность высказаться по этому поводу представителям ведущих игроков российского рынка документооборота. Как и год назад (см. PC Week/RE, N 37/2005, с. 44), мы обратились к ним с рядом вопросов, ответы на которые вы найдете в статье "Российский рынок документооборота: мнение поставщиков".

Версия для печати