РЫНОК

Судя по отчету Optical Network Hardware аналитической компании Infonetics Research, в отдельных сегментах телекоммуникационного рынка происходят интересные события. В том, что доход производителей оборудования для оптических сетей во II квартале вырос на 20% по сравнению с I кварталом 2006 г. и достиг 3,1 млрд. долл., в общем, ничего удивительного нет - новые системы монтируются по всему миру. "По итогам II квартала компания Huawei продемонстрировала самый большой рост продаж в 83% и значительно укрепила свои позиции в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки. - Прим. ред.)", - говорит Майкл Говард, ведущий аналитик Infonetics Research. Вдобавок первый раз за историю глобального рынка оборудования для оптических сетей позиции наиболее сильных игроков изменились кардинально: Huawei стала первой по продажам и доле рынка, поднявшись на эту позицию с четвертого места рейтинга, и поставила под сомнение лидерство Alcatel. Таким образом, по данным Infonetics Research, во II квартале второе место среди крупнейших поставщиков оборудования для оптических сетей заняла Alcatel, третье - Nortel и четвертое - Tellabs.

Остальным игрокам рынка нет смысла обвинять Huawei в демпинге, а стоит научиться играть в новых исторических условиях.

То, что Huawei смогла стать лидером, пусть только в одном квартале, на мировом рынке, который растет в среднем на 14% в год и достигнет, как предполагается, 12,3 млрд. долл. в 2009 г., - это безусловно факт симптоматичный, хотя праздновать победу китайской фирме, наверное, еще рано. Однако в самой компании настроены решительно и отдавать конкурентам первую позицию, завоеванную с большим трудом, не собираются. Старший менеджер департамента по продажам продукции оптических сетей связи Huawei Technologies в России Данила Слепов отмечает, что компания ожидает продолжения роста объемов продаж, особенно в России и странах СНГ: "Сейчас в Huawei 48% сотрудников заняты научно-исследовательской деятельностью, и мы не перестаем активно заниматься разработкой новых решений в области оптических сетей и трудимся над расширением линейки оборудования".

Мнения российских аналитиков по поводу взлета Huawei на первое место можно охарактеризовать как осторожный оптимизм. На первых трех-четырех "топовых" позициях, полагают они, компании - производители оборудования могут время от времени меняться местами, но в целом значимых изменений в ближайшее время не произойдет, основные лидеры определились. Как полагает аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов, для Huawei переместиться на первое место - это скорее "спортивное" достижение, главное компания уже сделала, заняв прочное место среди мировых лидеров в сегменте производителей телекоммуникационного оборудования. Рост у Huawei в последнее время стабильный, экстенсивно-интенсивный. Подобные показатели были достигнуты за счет выпуска адекватной линейки продуктов, полного и, самое важное, законченного спектра оборудования для сотовых и проводных сетей связи (которые, надо сказать, развиваются во всем мире высокими темпами), а также оптических сетей передачи данных. При этом, отмечают аналитики IKS-Consulting, у Huawei действительно неплохие технические решения и весьма адаптивное производство, расположенное в Китае, которое достаточно быстро перенимает технические новинки. В маркетинговом плане компания ориентируется на предоставление законченных и, что особенно ценно, современных передовых решений, стремится стать на рынке "законодателем мод". Последнее, правда, у нее пока получается с переменным успехом, временами она терпит неудачи, но само по себе подобное стремление похвально.

Качество оборудования, которое производит Huawei, - нормальное, а вот цена - это отдельный вопрос. Безусловно, исходя из специфики своего производства компания может предложить заказчикам вполне интересные цифры в прайс-листах. Причем, по мнению г-на Анкилова, остальным игрокам рынка нет смысла обвинять ее в демпинге, а стоит научиться играть в новых исторических условиях, когда их "бьют железом", произведенным недорогими китайскими руками на недорогой (по сравнению с Европой) китайской земле. "Можно продолжать относиться к ним снисходительно, - продолжает аналитик, - но в конце концов проснуться и обнаружить, что твоя новая штаб-квартира находится именно в Китае".

В Huawei настроены решительно и отдавать конкурентам первую позицию, завоеванную с большим трудом, не собираются.

В России у Huawei хорошие позиции - к примеру, ее оборудованием для строительства сотовых сетей в GSM- и CDMA-стандартах, а также для создания базовых транспортных каналов пользуются такие операторы "Большой тройки", как МТС и "МегаФон", а также "СкайЛинк". В этом году Huawei выиграла тендер на поставку оборудования и для компании "Вымпелком". Также, по информации Глеба Трофименко, заместителя директора департамента маркетинга Huawei Technologies в России, фирма продолжает работу с ключевыми партнерами в области оптических сетей - "Транстелекомом" и "Ростелекомом" - по расширению их транспортных магистралей. "Засветились" контрактами с Huawei все семь крупных межрегиональных компаний "Связьинвеста", особенно "Волгателеком" и "УралСвязьИнформ", много поставок от Huawei идет и в адрес "Башинформсвязи".