АНАЛИТИКА

Аналитическая компания Daratech (www.daratech.com) провела исследование рынка ГИС и геопространственных решений в 2004-2006 гг. По оценке аналитиков, в 2004-м его объем был равен 2,82 млрд. долл., в 2005-м вырос на 17% - до 3,3 млрд. долл., а в текущем, по прогнозу, увеличится на 10% и достигнет 3,63 млрд. долл. (диаграмма 1). Главные источники подъема - спрос на пространственные данные и появление новых поисковых интернет-систем.

Диаграмма 1. Мировой рынок ГИС и геопространственных

решений (ПО, оборудование, пространственные

данные и услуги)

Основные сегменты

Рассматривая развитие рынка, Daratech делит его на четыре части: ПО, оборудование, услуги и пространственные данные.

В 2004-м (как и раньше) на сегмент ПО пришлось более половины объема продаж - 1,5 млрд. долл. Здесь первую скрипку по-прежнему играют компании Environmental Systems Research Institute (ESRI), Bentley Systems и Intergraph, которым досталось около половины всех доходов от продажи ПО. За лидерами следуют: Autodesk, Leica Geosystems, GE Energy, MapInfo, MacDonald Dettwiler, SICAD Geomatics и LogicaCMG. В нынешнем году, по прогнозу, этот сегмент вырастет по сравнению с 2005-м на 7% и достигнет 1,77 млрд. долл.

Вторым по размеру сектором рынка являются пространственные данные: примерно четверть общего объема, или 677 млн. долл. Спрос на них стремительно растет и, по прогнозу, будет расти и в дальнейшем, так как индивидуальные пользователи и предприятия все шире применяют такие устройства, как GPS-навигаторы и системы для получения услуг с определением местоположения.

Услуги в области геоинформатики остаются востребованными, что позволило этому сегменту занять третье место - 536 млн. долл. Продажи оборудования, которые снижаются на протяжении многих лет, составили всего 4% рынка, или 113 млн. долл.

Ведущие потребители

Анализируя спрос на ГИС и геопространственные решения, Daratech разделила потребителей на три сегмента: бюджетные, частные и контролируемые государством организации. В 2004-м основной вклад внесли контролируемые предприятия (коммунальные службы, телекоммуникационные, транспортные и образовательные учреждения). При этом доля "коммунальщиков" составила около половины этого сегмента, а "связистов" - примерно треть.

На втором месте оказался бюджетный сектор (государственные и муниципальные организации), на который пришлось около трети общих расходов на геоинформационные и геопространственные решения. Федеральные госструктуры уже давно являются основными потребителями таких продуктов, но в последнее время они все больше полномочий делегируют местным властям, и последние становятся все более активными пользователями ГИС.

Частный сегмент пока отстает, хотя многие компании интересуются возможностями геопространственных решений для развития бизнеса. Здесь главные потребители - фирмы, занятые добычей полезных ископаемых (примерно четверть этого сегмента). На втором месте - архитектурные, проектные и строительные организации, которые начинают широко применять системы проектирования с географическими функциями.

В нынешнем году, считают аналитики, порядок следования этих сегментов изменится и бюджетный впервые окажется впереди контролируемого, но по темпу роста расходов на геопространственные технологии лидером будет частный сектор - 11% роста (для сравнения: у контролируемого сектора этот показатель составит 4%).

Последние тенденции

Рассматривая особенности нынешнего развития рынка ГИС и геопространственных решений, аналитики отмечают быстрый рост количества его игроков. Так, заметно увеличилось число компаний в сегменте ПО (диаграмма 2). Новички и старожилы активно развивают геопространственные технологии в новых направлениях и способствуют расширению клиентской базы. Доступность пространственной информации, прикладных систем, баз данных и пользовательских приложений стимулирует спрос на услуги и дальнейший подъем рынка.

Диаграмма 2. Рост числа компаний, вместе контролирующих 80% рынка

Однако требования заказчиков растут, поэтому поставщики ГИС вступают в альянсы с разработчиками других типов программного и аппаратного обеспечения. В результате геопространственные технологии все чаще становятся составной частью проектов по созданию инфраструктурных решений, включающих системы ERP, SCM, CRM и т. д.

Более заметную роль начинают играть новаторские устройства, объединяющие карманный компьютер, GPS-навигатор и географическое ПО, которые позволяют сотрудникам, работающим за пределами офисов, быстро получать доступ к корпоративным данным и принимать решения в критических ситуациях.

На долю ГИС приходится все больше информации, распространяемой через Интернет. Однако при этом возникает целый ряд вопросов - например, кому можно показывать те или иные геопространственные данные, как их защищать и в каком виде представлять тем или иным группам пользователей. Эти проблемы еще до конца не решены.

Таким образом, подчеркивают аналитики, широкое проникновение ГИС в новые области открывает обширное поле для деятельности и перед давно действующими игроками, и перед новичками.

ГИС в России

В нашей стране в области ГИС и геопространственных технологий тоже наблюдается подъем. "Мы оцениваем российский рынок в 2005 г. на уровне 700 млн. долл., а рост по отношению к 2004-му на уровне 20-25%", - сообщил президент российской ГИС-ассоциации Сергей Миллер. Но в эти расчеты также входят сегменты, не учитываемые Daratech, в частности услуги по геодезическим измерениям в процессе постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и инженерно-геодезические изыскания при строительстве и реконструкции.

По оценке ГИС-ассоциации, в 2005-м российский рынок ГИС и геопространственных решений вырос на 20-25% и достиг примерно 700 млн. долл.

По словам г-на Миллера, основные направления роста - упомянутый кадастровый учет (идет активное оформление земель в собственность), актуализация топографо-геодезической основы населенных пунктов для разработки нового поколения градостроительной документации (последствия нового "Градостроительного кодекса", принятого в 2004 г.), создание корпоративных систем управления недвижимостью крупных предприятий, индивидуальная навигация, в первую очередь автомобильная.

Оживление спроса отмечают и участники рынка ГИС. Сергей Шибалов, начальник отдела оценки и мониторинга земель НПЦ "Геоинформационные системы", выделил следующие основные причины подъема:

- активизация проектирования территориально распределенных производственных и транспортных объектов;

- появление коммерческих ГИС и повышение уровня их надежности;

- начало реализации территориальных систем учета и управления имуществом.

Первый фактор стимулирует активность проектных организаций, что в совокупности с ужесточением требований к срокам проектирования приводит к внедрению производительных ГИС-технологий.

Второе обстоятельство способствует расширению круга пользователей, для которых становится приемлемым соотношение "стоимость - производительность - надежность" предлагаемых ГИС.

Третье связано с увеличением бюджетного финансирования и распространением в регионы положительного опыта использования современных ГИС-технологий в мегаполисах, например автоматизированной системы департамента земельных ресурсов Москвы или решения комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

Но хотя муниципалитеты и другие госструктуры были и остаются ведущими потребителями ГИС в нашей стране, в последние три-четыре года наблюдается увеличение спроса со стороны частного сектора. "Здесь наибольший интерес проявляют нефтегазовые компании, - объяснила Наталья Некроенко, ведущий специалист по ГИС "Русской промышленной компании". - Ведь им необходимы картографические средства для мониторинга трубопроводов, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оперативного реагирования и ликвидации последствий". К тому же на базе ГИС в этом секторе реализуются системы диспетчеризации и оперативного планирования промышленных предприятий по нефте- и газопереработке.

Не остаются в стороне и транспортники. Компании, занятые перевозками грузов, применяют ГИС в совокупности с новейшими GSM/GPS-технологиями для мониторинга и диспетчеризации подвижного состава.

Кроме того, в последнее время наметился значительный рост количества ГИС масштаба предприятия, предназначенных для ведения кадастра земель, зданий и промышленных объектов данной организации, поддержки генерального плана и предоставления всем заинтересованным лицам оперативного доступа к этой информации.

По мнению Натальи Некроенко, смещение фокуса потребления ГИС в сторону частного сектора прежде всего связано с тем, что к настоящему времени многие хозяева компаний уже прошли исходный этап накопления капитала и теперь стремятся сделать бизнес более цивилизованным. Они начинают использовать современные инструменты управления предприятием с целью повышения прибыльности и эффективности работы. Но такой процесс нельзя представить себе без современных ИТ, а в некоторых областях деятельности - и без ГИС.

К сожалению, ряд проблем тормозит развитие рынка геоинформационных технологий в России. "Прежде всего это отсутствие общегосударственных, жестко закрепленных стандартов представления пространственной информации, препятствия на пути ее свободного распространения и незаинтересованность государственных органов в решении этих вопросов", - считает Наталья Некроенко.

С ней согласен Сергей Шибалов, который к числу главных "тормозов" отнес неоправданные ограничения на использование картографических данных; отсутствие честной конкуренции при организации крупных проектов (как в корпоративном, так и в госсекторе); недостаточное осознание руководителями предприятий возможностей и особенностей внедрения ГИС; просчеты, допускаемые на этапе проектирования информационных систем; слабую координацию программ подготовки квалифицированных специалистов в области геоинформатики.

Но он уверен, что участники рынка смогут устранить по крайне мере три последних препятствия, если соответствующим образом организуют свои образовательные программы.