ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Электронное обучение на сегодняшний день представляет собой совокупность технических, программных, организационных, методологических решений, создание и использование которых сформировало достаточно зрелый рынок, успешно функционирующий в большинстве стран мира. Однако все эти решения появлялись в разное время и предназначались для различных целей, поэтому довольно сложно определить точку отсчета, с которой начинается сама история электронного обучения. Если признать тот факт, что электронное обучение является одной из технологий дистанционного, то разработка первых иллюстрированных учебников и написание “Великой дидактики” Яном Коменским в XVII в. послужило предпосылкой к пониманию того, что учитель и обучаемый могут быть разделены как географически, так и во времени. Уже в конце XIX в. появилось так называемое корреспондентское обучение, когда учебные материалы, письменные работы и комментарии преподавателя пересылались по почте (тогда еще не электронной!). В советское время результатом эксперимента по “скрещиванию” очного и корреспондентского обучения стало появление системы заочных школ.

Самым заметным мировым событием в области развития дистанционного обучения стало учреждение в 1969 г. королевой Елизаветой II Открытого университета Великобритании, развитие которого премьер-министр Харольд Уилсон взял под личный контроль. В последующие десятилетия подобные университеты были образованы в большинстве европейских стран. Дистанционная модель позволяет университетам ежегодно обучать сотни тысяч человек во всем мире: например, число слушателей Открытого университета Индиры Ганди достигает 1 млн. человек. Широкое распространение дистанционная модель получила и в корпоративном обучении.

Однако помимо развития моделей важной составляющей электронного обучения является технология доставки учебного материала в синхронном и асинхронном форматах.

Создание технологической основы

На протяжении XX в. образовательные технологии постоянно видоизменялись, но новые никогда не вытесняли старые полностью, скорее происходило изменение форматов. Самая первая - бумажная - технология включает в себя двухмерную текстовую и графическую информацию, которая может быть представлена обучаемому на бумажном носителе в виде книг, факсов, распечаток и т. д. Эта одна из самых старых технологий, применяемых в обучении, актуальна и сегодня.

Технологии, основанные на передаче звука, задействуют телефон, радио, записи на аудиокассетах и CD. В середине 1920-х годов радио широко применялось в образовательных целях, так как это очень дешевый и доступный носитель. В дальнейшем широкое развитие получили теле- и аудиоконференции. Здесь общение было синхронным и двусторонним за счет одновременного использования телефонной связи и коротковолнового радио. Даже сегодня образовательные радиопередачи являются единственно возможным (с точки зрения широкой доступности) способом обучения в ряде беднейших регионов Африки и Латинской Америки.

Впервые видеотехнологии были применены в начале Второй мировой войны для обучения американских солдат по всему миру, позднее обучающее видео получило широкое распространение в СССР в виде обучающих телевизионных программ. Для асинхронного обучения в корпоративном тренинге сейчас используются учебные видеофильмы на кассетах и DVD. Даже сегодня, с развитием систем цифрового телевидения, а также спутниковых и кабельных сетей данная технология все еще остается актуальной.

Одним из первых удачных проектов применения компьютера в обучении можно считать создание в Университете Иллинойса в 1960 г. системы PLATO. К 1985-му различными авторами для этой системы было разработано 40 млн. ч тренингов.

С распространением вычислительной техники стали разрабатываться компьютерные приложения для обучения. Здесь использовалась возможность компьютера записывать, хранить, обрабатывать, анализировать и реагировать на действия обучаемого. Но ограничением часто являлся асинхронный индивидуальный и односторонний режим обучения. Одним из первых удачных проектов применения компьютера в обучении можно считать создание в Университете Иллинойса в 1960 г. системы PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations - программируемая логика для автоматических операций обучения). К 1985-му различными авторами для этой системы было разработано 40 млн. ч тренингов.

Интернет для e-learning

С широким развитием Интернета в середине 90-х многие решения и наработки, созданные для реализации компьютерных технологий обучения, были адаптированы к сетевой специфике Сети. По сути, данные технологии позволяют в полной мере реализовать возможности всего перечисленного выше, но с разной степенью эффективности. Интернет-технологии могут обеспечивать как синхронный, так и асинхронный, как одно-, так и двусторонний, как групповой, так и индивидуальный режимы обучения при большой легкости в использовании и для слушателей, и для преподавателей.

Эффективность технологий электронного обучения

Начиная с 1996 г. многие производители электронных курсов и университеты стали использовать CD в качестве носителя, причем курсы тех времен представляли собой большой объем “скроллированного” текста, немного иллюстраций и схем, а также возможности для самопроверки в тестовом режиме. В дальнейшем многие из них перекочевали в Web и получили голосовое озвучание. Именно тогда заговорили о “синдроме одинокого студента”, когда происходит только взаимодействие компьютер - человек. Зачастую слушатели, начавшие обучаться по тому или иному курсу, бросали его, ознакомившись с тремя-четырьмя абзацами текста.

LMS, CMS и стандарты

Для борьбы с данными явлениями в 1997 г. активное распространение получили специализированные LMS-решения (Learning Management System - система управления обучением). Такие программы автоматизировали управление образовательными событиями. Все LMS могут управлять регистрацией и входом в систему пользователей, каталогами курса, записывать данные и предоставлять отчеты об обучении; кроме того, средствами LMS обеспечивается взаимодействие всех участников обучения. Сегодня в мире насчитываются сотни производителей таких систем, существует и пять-шесть вполне зрелых российских разработок.

Помимо LMS распространение получали и средства разработки электронных курсов, позволяющие вполне удобно создавать учебные материалы людям, не являющимся большими ИТ-специалистами. С ростом библиотек электронных курсов появилась потребность в системах управления контентом (Content Management System или Learning Object Repositories), с помощью которых можно было накапливать, обрабатывать и использовать содержимое курсов. Однако взаимодействие множества разношерстных курсов с различными LMS-платформами тормозилось отсутствием общепринятых стандартов.

В 1997 г. был создан консорциум IMS (Instructional Management System) Global Learning Consortium, или Всемирный образовательный консорциум образовательных систем управления. Миссия консорциума - продвижение технологий e-Learning через разработку открытых спецификаций. Спецификации разрабатываются экспертами организаций-участников, после чего утверждаются Техническим комитетом и становятся доступными общественности на безвозмездной основе. Большинство спецификаций описывает обмен данными внутри образовательных систем, поэтому имеет привязку в виде элементов языка XML (eXtensible Markup Language), что позволяет немедленно использовать их при создании программных инструментов e-Learning. Тенденция, заключающаяся в следовании общепринятым спецификациям как разработчиками курсов, так и создателями LMS- и CMS-решений, остается одной из наиболее актуальных на протяжении последних пяти лет.

Главное - контент!

Сместились и акценты в понимании того, что такое проект электронного обучения. Изначально такие проекты рассматривались через призму технических и программных решений. Большая часть публикаций в прессе и докладов на конференциях посвящались проблемам выбора LMS, CMS, средств разработки, а также реализации в них тех или иных функций. Так же как на заре компьютерной индустрии, ключевым элементом являлось аппаратное техническое решение, в электронном обучении акцентировалось внимание на ИТ-инфраструктуру. Но по мере развития компьютерных технологий стало ясно, что основные усилия разработчиков и средства ИТ-бюджетов теперь тратятся на наполнение, т. е. на программное обеспечение. В индустрии электронного обучения акцент перешел на образовательный контент, на содержимое электронных курсов, который призван наполнить и обеспечить использование приведенных выше программных решений.

В конце 1990-х появилось понятие "синдром одинокого студента", когда при обучении происходит только взаимодействие компьютер - человек. Зачастую слушатели, начавшие обучаться по тому или иному курсу, бросали его, ознакомившись с тремя-четырьмя абзацами текста.

Сегодня качественный электронный курс разительно отличается от своего предшественника конца прошлого века. Прежде всего это достигается за счет большого количества интерактивных элементов, симуляций. Слушатель становится не просто потребителем текстовой и графической информации, он активно действует в процессе обучения, что заметно увеличивает его вовлеченность в процесс. Слова Конфуция: “Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть, запомню; вовлеки меня, и я пойму!” - стали руководством к действию многих разработчиков, чьи учебные курсы всё больше походят на полноценные интерактивные компьютерные игры.

С развитием портативных устройств в электронном обучении выделилось отдельное направление - m-learning, или мобильное обучение, позволяющее задействовать КПК, смартфоны и прочие устройства в образовательном процессе.

В последнее время все более популярным становится смешение различных форм и технологий обучения в рамках одного курса (blended learning). Данное смешение происходит по многим причинам, среди них:

- снижение затрат и улучшение доступа - различные технологии предполагают разные схемы ценообразования, следовательно, в проекте электронного обучения следует выбрать наиболее экономически выгодные комбинации. Возможно, например, одновременное использование спутникового телевидения и интернет-решения;

- повышение эффективности обучения - для достижения различных учебных целей более эффективными могут быть различные технологии, учебный курс включает в себя несколько целей, следовательно, возможно смешение технологий.

Эффективность различных технологий электронного обучения, с точки зрения слушателя, и сложности педагогического дизайна представлена на схеме.

Электронное обучение сегодня широко используется при построении систем корпоративного обучения. Все чаще происходит интеграция e-learning-решения в информационную систему предприятия. Технологически система корпоративного электронного обучения представляет собой часть информационной системы компании, нередко интегрируется с кадровой подсистемой (системой управления персоналом), корпоративным информационным порталом, корпоративной системой управления знаниями, системами поддержки принятия управленческих решений и другими приложениями.

Сегодня нередко можно слышать о сокращении затрат при электронном обучении по сравнению с традиционными формами; это создает иллюзию того, что электронное обучение - лишь дешевая замена традиционного, причем с более низким качеством. Это, однако, заблуждение. В действительности можно говорить об эффективности подобных решений, об их масштабируемости, гибкости, и прочих достоинствах, но все эти преимущества достигаются только при сочетании множества факторов, в числе которых - профессиональная организация и поддержка обучения, высокий уровень педагогического дизайна при создании курсов и многое другое.

C автором статьи, заместителем главного редактора журнала e-Learning World, можно связаться по адресу: a.pechenkin@elw.ru.

Версия для печати