Джон Г. Спунер

Производители ПК всеми силами стремятся поддержать покупательскую активность в 2006-м и последующих годах - как раз на это время приходится "плоская" часть цикла обновления компьютерного парка, в силу чего спрос на такое оборудование обещает расти намного медленнее, чем раньше. Вот только главное средство для достижения данной цели - снижение цен на свою продукцию - уже привело некоторые компании к потере прибыли.

Фирма Dell, скажем, из-за чрезмерно агрессивной ценовой политики на коммерческом рынке была вынуждена 21 июля пересмотреть прогнозы на II квартал финансового года. Если раньше планировалось получить прибыль в 14,2 млрд. долл. и выплатить 33 цента на каждую акцию, то теперь эти показатели снижены до 14 млрд. долл. и 21-23 центов соответственно.

Обновление парка компьютеров в большинстве компаний пришлось на последние три года, и это не может не сказаться на спросе в дальнейшем. По прогнозам исследовательских компаний Gartner и IDC, в 2006 г. продажа такой техники возрастет всего на 11%, тогда как в 2005-м этот показатель составил 16%. Чтобы в какой-то мере скомпенсировать столь неприятную тенденцию, производители начали продавать свою продукцию с большими скидками, которые в отдельных случаях доходят до 40% от каталожной цены.

"Круг покупателей сейчас довольно ограничен, а компаний-производителей много, - отметил Лесли Фиринг, аналитик фирмы Gartner (Стэмфорд, шт. Коннектикут). - Чтобы не останавливать свои производственные линии, они вынуждены снижать цены".

Невероятное снижение цен на ПК

Вот только в такой ситуации перед производителями возникает непростая дилемма: предлагаемые скидки должны обеспечить баланс между прибылью и долей рынка. На данный момент, как считает Фиринг, компании видят свою главную задачу в том, чтобы не сдать занимаемых позиций, свидетельством чему может служить постоянное снижение оптовых цен. Такое положение, как надеются производители ПК, носит временный характер - снова поднять цены им помогут появление новых компьютерных технологий и выход в свет Windows Vista (Microsoft обещает выпустить эту ОС в ноябре). Однако прошлый опыт свидетельствует: переломить ценовую тенденцию не так-то легко. По данным службы Tracker фирмы IDC, с I квартала 2003-го по I квартал 2006 г. каталожные цены на ПК в США упали аж на 21%. А это значит, что скидки сегодня делаются с уже сниженных цен.

"Сейчас нетрудно заключить невероятно выгодную сделку на любые компьютеры, от ноутбуков до настольных систем, - поделился с нами менеджер ИТ, попросивший не называть его имени из-за конфиденциального характера ведущихся переговоров. - Вся эта техника продается чуть ли не по цене тостеров". Его компания собирается приобрести новое оборудование у Lenovo Group и IBM на 20-40% дешевле, чем оно предлагалось в 2005 г.

Другой же менеджер ИТ сообщил нам, что получил предложение на покупку высокопроизводительных ноутбуков по цене около 2000 долл. за штуку, т. е. примерно на 40% ниже той, что указана в каталоге.

Кроме того, как нам рассказал первый менеджер ИТ, производители ПК с большей охотой обсуждают крупные сделки, включающие ПК, серверы, системы хранения данных и сервисы: "На мой взгляд, сегодня на рынке идет очень сильная конкуренция. Компании предлагают самые привлекательные условия, только чтобы продать свой товар".

Не забывают производители ПК и о качестве своей продукции, ее сопровождения и технической поддержки. За счет этих важнейших, с точки зрения менеджеров ИТ, факторов они стараются выделиться на общем фоне.

Gateway, в частности, планирует открыть новый центр удаленного обслуживания клиентов в городе Норт-Сиу-Сити (шт. Южная Дакота), услугами которого смогут пользоваться как компании, так и частные клиенты. Dell, со своей стороны, делает ставку на дальнейшее повышение качества продукции.

Постоянно растет и надежность ПК. Проанализировав статистику ремонтов вычислительной техники, фирма Gartner отметила, что за последние два года количество отказов ПК сократилось на 25%. "И дело вовсе не в альтруизме, - уверен Фиринг. - Каждый цент, вложенный в повышение надежности и качества, позволяет производителю сэкономить доллары на гарантийном обслуживании и технической поддержке".

В целом же можно сказать, что невысокий покупательский спрос в сочетании с растущим вниманием к поддержке продукции и ее качеству дает неплохой для менеджеров ИТ-отделов результат. На доллар в 2006 г. можно купить заметно больше, чем раньше. Вот лишь один пример.

По данным журнала PC Magazine, ноутбук IBM ThinkPad T41 с дисплеем 14,1 дюйма, процессором Intel Pentium M с рабочей частотой 1,6 ГГц, ОЗУ емкостью 512 Мб, 40-Мб жестким диском и комбинированным приводом CD-RW/DVD-ROM стоил в январе 2004-го чуть дороже 2050 долл. Сегодня же его улучшенная модель ThinkPad T43 1875DLU предлагается на Web-сайте Lenovo Group по цене 1199 долл. За эти деньги в дополнение к прежней конфигурации покупатель теперь получает процессор Pentium M с рабочей частотой 1,73 ГГц и 60-Гб жесткий диск.