СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Практический консалтинг для среднего и малого бизнеса... Предлагается именно так обозначить тематику регулярной колонки, которая будет представлена на страницах PC Week/RE. Пожалуй, в этом словосочетании только два слова не вызывают вопросов - предлог "для" и союз "и". Остальные понятия требуют некоторого пояснения.

Прежде всего о среднем и малом бизнесе (СМБ) в России.

Начнем с того, что на настоящий момент в нашей стране на уровне законодательства вообще нет такого понятия - средний бизнес. К малому же бизнесу, за исключением финансовых и добывающих компаний, относят предприятия, на которых работают до 100 человек, а годовой оборот не превышает 15 млн. руб.

Так как на уровне государства пока нет четкого определения для компаний СМБ, то в каждой области бизнеса существуют собственные, во многом уникальные характеристики этого сегмента.

Чаще всего в России используются следующие принципы определения принадлежности компании к СМБ:

1) количество сотрудников:

- малые предприятия - до 50 сотрудников;

- средние компании - от 50 до 250 работников;

2) годовой оборот:

- малые предприятия - до 100 млн. руб. в год;

- средние компании - до 500 млн. руб. в год;

3) количество компьютеров:

- малые предприятия - до 25 ПК;

- средние компании - до 200 ПК (по версии Microsoft - до 500-1000 компьютеров).

Разработчики нового российского законодательства предлагают следующие критерии деления компаний на средний и малый бизнес:

- микробизнес - до 15 человек, годовой оборот - до 20 млн. руб. в год;

- малый бизнес - до 50 работающих и оборот до 300 млн. руб. в год;

- средний бизнес - от 51 до 250 и оборот до 500 млн. руб. в год.

Интерес к сектору СМБ достаточно велик, и в последнее время он активно подогревается на уровне государственных структур. Чем же так привлекателен этот сегмент?

По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", сегодня в стране зарегистрировано 952 тыс. предприятий малого бизнеса, а также 4,7 млн. предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). На настоящий момент в малом бизнесе занято от 17 до 19% всего трудоспособного населения России. А после вступления в силу закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" доля среднего и малого бизнеса в нашей экономике составит порядка 40-45% от ВВП. К тому же в последние два года заметна явная тенденция к росту числа компаний СМБ, что связано со стабилизацией экономической ситуации в России.

Как видим, название "малый и средний" никак не определяет долю этого сегмента в хозяйственной структуре страны, а тем более уровень интереса к нему со стороны участников рынка.

Теперь о консалтинге... Что это такое, читателям PC Week/RE объяснять не надо, а вот пояснить, чем консалтинг для СМБ отличается от консалтинга для крупных компаний, наверное, стоит.

Может быть, это прозвучит несколько грубо, но зато точно: предприятия СМБ просто не имеют возможности платить за "понты". У них нет времени разбираться в заумных теориях, нет свободных средств на эксперименты по выстраиванию идеальной модели бизнеса. Для предприятий СМБ необходим именно практический консалтинг, оптимизированный с использованием принципа Парето: получить и внедрить в компании только те 20% идей и технологий, которые на практике доказали, что могут обеспечить до 80% успеха. Стремление к идеалу похвально, но обходится очень дорого, а большинство компаний (не только из сектора СМБ) просто не могут себе этого позволить.

На предприятиях СМБ практически всегда есть жесткие ограничения по финансовым и человеческим ресурсам. В современных условиях среднему и малому бизнесу очень сложно выжить на конкурентном рынке без создания правильной технологии работы персонала, без оптимизации и автоматизации бизнеса. Разработать технологию оптимизации бизнеса в средних и малых компаниях своими силами могут только топ-менеджеры (а в СМБ это чаще всего и владельцы бизнеса), однако их отвлечение от выполнения основных обязанностей порой равносильно провалу, а иногда даже краху бизнеса. Если же привлекать к этому вопросу внешних консультантов, привыкших иметь дело с крупными компаниями, то, во-первых, в компаниях СМБ просто не найдется средств, чтобы оплатить их услуги, а во-вторых, руководству небольших компаний, перегруженному оперативной работой, просто физически не хватит времени, чтобы разобраться в многостраничных, насыщенных теорией трудах консультантов.

Поэтому консалтинговые продукты для СМБ должны:

- быть простыми для понимания и легкими в освоении;

- предоставлять технологии оптимизации для основных бизнес-процессов;

- легко внедряться, не вызывая большого сопротивления у сотрудников;

- обеспечивать простой контроль над соблюдением внедренных технологий;

- иметь относительно невысокую стоимость.

Вы скажете, что таких продуктов просто нет в предложениях консалтинговых компаний, и, наверно, будете правы. Продуктов, отвечающих всем вышеуказанным требованиям, пока не существует, но они появятся обязательно, ведь они востребованы одним из самых динамичных и отнюдь не самым маленьким сегментом рынка. И в этом, надеюсь, поможет тематическая колонка, посвященная практическому консалтингу для СМБ. Если примерить к ней обозначенные требования для консалтинговых продуктов, то можем пообещать выполнение первого и последнего пункта.

И напоследок, а вернее, перед началом нашего предстоящего погружения в Практический Консалтинг - пояснение: почему для него выбрано именно издание PC Week/RE.

Для нас это было достаточно очевидно. Ведь PC Week/RE одно из наиболее авторитетных компьютерных изданий, ориентированных на корпоративный сектор. Значительную часть читательской аудитории PC Week составляют сотрудники ИТ-компаний, среди которых свыше 80% как раз и являются представителями среднего и малого бизнеса.

А ведущие рубрику консультанты большую часть жизни работали именно в ИТ-компаниях, так что для них это самая "привычная среда обитания".

Итак, основные наставления перед дорогой сделаны, осталось только обозначить первую станцию назначения. Давайте поговорим в следующем выпуске о том, можно ли быть хорошим подчиненным в глазах руководителя, оставаясь при этом эффективным работником. До встречи!

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.