ИНТЕРВЬЮ

Эксперты IDC считают, что отечественные производители компьютеров уверенно чувствуют себя в настольном сегменте, но их доля в общем пироге российского рынка серверов и блокнотных ПК понемногу снижается (см. PC Week/RE, N 14/ 2006, c. 50; www.pcweek.ru/?ID=606387). Возможно, если рассматривать “среднюю температуру по больнице”, так оно и есть. А как обстоят дела у конкретных предприятий? Вот что рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину старший вице-президент производственной компании “Аквариус” (www.aq.ru) Владимир Шибанов.

Владимир Шибанов

PC Week: Раньше менеджеры “Аквариуса”, рассказывая об итогах очередного отчетного периода, называли объемы своих продаж с точностью до единиц произведенной продукции. Но затем эта традиция была нарушена. Почему?

Владимир Шибанов: Года два назад мы заметили, что, к сожалению, не все игроки отечественного компьютерного рынка корректно декларируют масштабы выпуска своей продукции. В таких условиях публично называть объемы продаж с точностью до единиц произведенного товара нет никакого смысла. В то же время мы не делаем из этих показателей страшной тайны и по-прежнему называем конкретные цифры некоторым аналитическим агентствам. На наш взгляд, “Аквариус”, ведущий свою историю с сентября 1990 г. (именно тогда был запущен завод в Шуе), и сейчас имеет хорошие темпы роста, существенно опережающие среднерыночные. Так, например, в 2003-м мы произвели двадцатитысячный сервер*1, а во II квартале прошлого года изготовили миллионный настольный компьютер. Правда, последнее событие мы каким-то специальным образом не отмечали. Может быть, зря...

_____

*1 См. PCWeek/RE, N 45/2003, с. 1; http://pcweek.ru/Year2003/N45/CP1251/Index.htm. - Прим. ред.

PC Week: Бытует мнение, что доля отечественных производителей на российском рынке серверов и блокнотных ПК понемногу снижается. Вы с этим согласны?

В. Ш.: Разве что в части ноутбуков. В этом сегменте конкурировать с зарубежными поставщиками, ежегодно изготавливающими сотни тысяч, а то и миллионы изделий, действительно трудно. А вот на серверном фронте отечественные поставщики, по данным нашей аналитической службы, чувствуют себя вполне уверенно, и говорить о том, что они сдают свои позиции, на наш взгляд, неправильно.

Я не очень хорошо знаком с методиками IDC, но могу предположить, что говоря о серверах российской сборки, они, что называется, сваливают в одну кучу истинные серверы, которые производят крупные отечественные компании, вкладывающие немалые средства в разработку, технологии, обучение специалистов и т. д., и так называемые “квазисерверы”, собираемые в кустарных условиях небольшими, но весьма многочисленными фирмами и по сути представляющие собой просто настольные машины с мощными процессорами и большими объемами оперативной и дисковой памяти.

Так вот, по данным наших аналитиков, доля “квазисерверов” на российском рынке действительно снижается (в том числе из-за роста требований к надежности и производительности компьютерного оборудования со стороны конечных пользователей). Но спрос на истинные серверы (в том числе российской сборки) год от года растет. Во всяком случае мы на своей шкуре мрачных выводов экспертов из IDC не ощутили и в прошлом году продали на 40% больше серверов, чем в позапрошлом.

PC Week: В натуральном выражении или в денежном?

В. Ш.: В натуральном. В денежном показатели выросли на еще большую величину. Ведь не секрет, что из-за усиления требований к компьютерной технике со стороны конечных пользователей среднестатистическая стоимость настольных ПК и серверов год от года увеличивается. В том числе и за счет стоимости предустановленного ПО (системного, антивирусного и т. д.). В последнее время стоимость ПО, предустанавливаемого на наши компьютеры, ежегодно растет примерно на 20%. При этом антивирусные пакеты мы “прикладываем” к 100% нашей продукции. Что же касается операционных систем, то конечным пользователям иногда выгоднее приобретать не их OEM-варианты, а множественные корпоративные лицензии, которые они получают в рамках соглашений с производителями ПО.

PC Week: Как развивается ноутбучная составляющая вашего бизнеса?

В. Ш.: Ноутбук - значительно более сложный как в производстве, так и в техническом обслуживании продукт, чем настольный ПК. При его изготовлении важен не только состав комплектующих, но и набор различных ноу-хау. Кроме того, многие пользователи большое внимание уделяют дизайну. В ряде компаний - особенно транснациональных - существуют корпоративные стандарты, и они, руководствуясь ими, закупают блокнотные ПК только определенных торговых марок. Тем не менее спрос на ноутбуки - как в мире, так и по России - растет быстрее, чем на настольные машины. Мы не могли проигнорировать эту тенденцию и три года назад начали их производство. В настоящее время мы предлагаем четыре модели классических ноутбуков, различающиеся по цене и функциональным возможностям. От производства дескноутов (блокнотных ПК без встроенных источников автономного электропитания*1) было решено отказаться.

_____

*1 См. PC Week/RE, N 26/2003, с. 1; http://pcweek.ru/?ID=304548. - Прим. ред.

Для сравнения могу сказать, что в области настольных ПК спектр нашего предложения включает пять линеек, в каждой из которых насчитывается от четырех до семи моделей. Что же касается серверов, то мы предлагаем три линейки, включающие от двух до шести моделей.

PC Week: В чем вы видите конкурентные преимущества отечественных производителей?

В. Ш.: Одно из преимуществ - скорость выполнения партнерских заказов. Если зарубежные поставщики (с учетом затрат времени “на дорогу” ) реально могут доставить свою продукцию клиенту лишь через один-два месяца после поступления заказа, то отечественные компании, располагающие хорошими производственными мощностями и развитой логистико-складской структурой, в большинстве случаев способны выполнить заказ небольшой и средней величины за несколько дней. При этом качество конечного продукта вполне сопоставимо. Ведь отечественные и зарубежные компьютеры изготавливаются практически из одних и тех же комплектующих. Разумеется, речь здесь идет лишь о тех предприятиях, где культура производства находится на высоте и подтверждена международными сертификатами.

PC Week: Что бы вы вынесли на первый план среди проблем, которые осложняют жизнь вашей компании как производителя компьютерных систем?

В. Ш.: Неравномерность загрузки производственных мощностей. Например, большая часть продукции “Аквариуса” изготавливается в рамках крупных корпоративных поставок, осуществляемых нашими партнерами. Очень часто бывает необходимо быстро изготовить весьма внушительную партию машин, особенно когда в одной временной точке сходится несколько крупных заказов. Поэтому мы вынуждены иметь достаточный резерв людских ресурсов, а также производственных и логистико-складских мощностей. Так, в прошлом году мы запустили еще один цех на заводе персональных ПК в Шуе и теперь, с учетом производственных мощностей в Москве, можем без особого напряжения изготавливать до 1400 машин в смену. Но это, увы, не означает, что в год мы выпускаем свыше 500 тыс. компьютеров. Ведь заказы, как я уже говорил, в течение года поступают неравномерно и имеют не только пики, но и “провалы”. Причем не всегда предсказуемые. Иными словами, график спроса представляет собой не столько плавно растущую экспоненту, сколько “пилу”.

Пилообразность спроса порождает еще одну проблему - финансовую. Ведь не секрет, что ныне мало кто из отечественных интеграторов - особенно при выполнении государственных заказов - работает по предоплате: оборудование, как правило, сначала поставляется конечному пользователю, а затем оплачивается. В то же время комплектующие в долг никто обычно не дает... Банковские же кредиты в нашей стране, сами знаете, не дешевые... Поэтому поставщикам компьютеров в целях завоевания симпатий своих клиентов приходится придумывать различные привлекательные финансовые схемы.

PC Week: Проблемы с финансированием возникали всегда?

В. Ш.: Нет, не всегда. В годы зарождения “Аквариуса” и многих других фирм, являющихся старейшинами российского компьютерного бизнеса, были золотые времена, когда предоплата могла достигать и 100%. Затем этот показатель снизился в среднем до 50%, потом - до 30%, а сейчас в отдельных случаях он и вообще опускается до нуля. За “избалованность” же конечных пользователей приходится - в той или иной степени - расплачиваться всем игрокам ИТ-рынка: производителям, дистрибьюторам, интеграторам.

PC Week: Почему же вы не выходите на розничный рынок? Ведь там пилообразность спроса не так резко выражена, носит практически “сезонно-праздничный” характер и легко предсказуема.

В. Ш.: Нельзя объять необъятное. Исторически сложилось так, что наиболее уверенно мы чувствуем себя на рынке крупных проектов. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что есть не менее крупный рынок проектов для небольших и средних по размерам компаний и организаций. Да и розничный сегмент достаточно велик. Но у каждого сектора рынка есть свои характерные особенности (болевые точки). Так, например, крупным заказчикам очень важны качество продукции и оперативный сервис - далее по значимости идут цена, сроки поставки и другие параметры, а представителей среднего и малого бизнеса больше волнуют вопросы цены и оперативной поставки, затем простота использования, cервис, известность торговой марки.

Для розничного же покупателя иерархия потребительских свойств ПK выглядит, видимо, примерно так: известность и престижность торговой марки, мнение друзей и знакомых, технические характеристики, цена, сервис. Кроме того, на выбор рядового пользователя огромное влияние оказывает яркая и запоминающаяся реклама, различные промоакции, приветливость продавцов и понимание этими продавцами особенностей человеческой психологии. Корпоративного же клиента - особенно многоопытного - психологическими технологиями обычно не возьмешь: он, как правило, четко знает, чего хочет, и в технических вопросах подкован не хуже продавца.

Поэтому и продукция для каждого из этих трех основных сегментов компьютерного рынка должна проектироваться, производиться, рекламироваться и обслуживаться по-разному. Но нельзя все делать одинаково хорошо. Надо на чем-то специализироваться. В то же время осенью прошлого года мы предприняли ряд шагов для активизации работы наших партнеров с компаниями среднего и малого бизнеса.

PC Week: Как еще, кроме наращивания резерва производственных мощностей и “оттачивания” механизма функционирования финансово-логистико-складского комплекса, вы боретесь за симпатии партнеров и конечных пользователей?

В. Ш.: В России ежегодно проводится около двадцати ИТ-тендеров федерального масштаба и до тысячи - регионального. Их итоги мы внимательно отслеживаем. По нашим данным, доля чисто поставочных тендеров постоянно уменьшается, а интеграторских - неуклонно увеличивается. Поэтому для облегчения жизни интеграторов (ведь именно через их руки к конечным пользователям попадает большая часть нашей продукции) в прошлом году мы запустили “долгоиграющую” программу создания специализированных решений и уже выпустили в ее рамках шесть семейств.

Так, в ноябре прошлого года мы представили решение на базе серверов AquaServer и терминальных станций Aquarius VT230 под управлением ПО собственной разработки, ориентированное на сегмент среднего и малого бизнеса. В том же месяце на семинаре для руководителей учебных заведений и представителей бизнес-структур нами была продемонстрирована собственная разработка для образовательных учреждений - мобильный класс AquaCart. Он представляет собой тележку-сейф, предназначенную для надежного хранения и удобной транспортировки компьютерной техники к месту занятий. Это универсальное решение позволяет быстро развернуть беспроводную компьютерную сеть в любом учебном помещении. Благодаря решению AquaCart отпадает необходимость в специально оборудованных компьютерных классах и высокие технологии становятся доступными на любом этапе учебного процесса и в любом кабинете. При этом тележка-сейф изготавливается из металлических листовых и профильных элементов с широким использованием деталей из пластмасс, что позволило получить вандалоустойчивое устройство с относительно небольшой массой.

В нынешнем феврале мы объявили о выпуске “Офиса в коробке” - простого и доступного решения для предприятий малого и среднего бизнеса. Оно представляет собой заранее продуманный и сконфигурированный программно-аппаратный комплекс (с максимально адаптированным для нужд небольших компаний набором сервисных услуг) и дает возможность использующим его организациям обойтись без штатного ИТ-специалиста и не прибегать к услугам сторонних компаний для качественной поддержки ИТ-инфраструктуры своего предприятия.

Программно-аппаратное решение AquaSecure, представленное в апреле на Форуме Intel для разработчиков, обеспечивает комплексную защиту локальных сетей компаний от внешних угроз - вирусных и хакерских атак, потока нежелательной почты и т. п. На том же мероприятии был продемонстрирован комплекс AquaStore, включающий мощный сервер AquaServer TD322 на базе двухъядерных процессоров Intel Xeon и систему хранения данных AquaArray AX150. Это решение (с надежной аппаратной частью и специализированным ПО управления информацией на всех этапах ее жизненного цикла) предназначено для хранения, быстрой обработки и эффективного использования накопленных данных емкостью до 6 Тб.

В мае на четвертой ежегодной конференции Microsoft для представителей государственных учреждений и организаций мы показали отраслевое решение AquaMed - специализированный программно-аппаратный комплекс для автоматизации медицинских учреждений разного профиля, созданный на базе выпущенного ранее “Офиса в коробке” нашими инженерами совместно со специалистами компании - разработчика медицинского ПО.

На очереди - новые решения. Как говорится, следите за объявлениями.

PC Week: Спасибо за беседу.