ОБМЕН ОПЫТОМ

Объединение отдельных рабочих мест в общем информационном пространстве не является новой темой в мире САПР. Известно, что именно такие системы позволяют получить наибольшую отдачу от автоматизации за счет повышения эффективности работы организаций и производительности труда сотрудников. И если несколько лет данные проекты были редкостью, то теперь по такому пути уже пошло немало промышленных предприятий.

Эта тенденция ярко проявилась на конференции "Белые ночи САПР", которую ежегодно проводит компания АСКОН (www.ascon.ru). "За последние три года внедрены десятки комплексных систем, поэтому мы решили превратить форум в площадку для обмена опытом между нашими заказчиками", - сказал генеральный директор АСКОНа Александр Голиков.

Такой подход обычно нравится участникам конференций. Одно дело слушать презентации поставщиков, которые, естественно, делают основной акцент на достоинствах своих продуктов, и совсем другое - узнать впечатления пользователей. Ведь не секрет, что реализовать единое информационное пространство нелегко. Чтобы избежать неудачи, организация должна внимательно выбрать продукты, правильно организовать проект, учесть множество различных факторов и обойти многочисленные "подводные камни". Здесь может пригодиться опыт первопроходцев, особенно если они входят в число гигантов отечественной индустрии.

И хотя на форуме выступали представители предприятий, сильно различающихся по размеру и направлению деятельности, можно выделить ряд общих моментов. Прежде всего это касается выбора ПО. Главными критериями подбора массовой САПР были названы простота освоения, интегрируемость с другими САПР, наличие специализированных библиотек, относительно невысокая цена и надежная поддержка со стороны поставщика на местах.

Последнему пункту было уделено особое внимание. "С помощью представительства АСКОН в Тольятти мы смогли быстро справиться с установкой большого количества рабочих мест", - подчеркнул Владимир Карпов, начальник управления САПР АвтоВАЗа. По словам Тагира Абашева, руководителя группы САПР Чепецкого механического завода, выпускающего изделия из циркония для ядерной энергетики и потребительского рынка, все работы выполнялись с привлечением Ижевского офиса АСКОНа. А на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе процесс внедрения курировало отделение "АСКОН-Енисей".

Таким образом, похоже, что усилия АСКОНа по созданию региональной сети себя оправдали. Понимая, как важно находиться рядом с заказчиком, компания за несколько лет обзавелась 26 офисами, которые почти полностью охватывают территорию России и частично СНГ. Завершив строительство сети, АСКОН теперь собирается использовать свои знания бизнес-процессов промышленных предприятий и приступает к развитию нового направления - бизнес-консалтинга.

 

 

Дмитрий Елисеев (слева), Владимир Карпов (в середине) и Тагир Абашев уверены,

что автоматизация проектирования обеспечивает высокий экономический эффект

Важной характеристикой при выборе САПР оказалась возможность ее интеграции с другими продуктами. Ведь многие предприятия (особенно крупные) применяют разные средства автоматизации проектирования: для разработки сложных проектов служат тяжелые САПР, для инженерных расчетов - специализированные системы, а продукты АСКОНа, такие, как "КОМПАС-График" и "КОМПАС-3D", используются для проектирования простых деталей, инструментов и оснастки. "Нам не обойтись без расчетов, - сказал Дмитрий Елисеев, директор по информационным технологиям ФГУП "ММПП Салют", выпускающего газотурбинные двигатели. - Для газодинамических, теплофизических и прочностных расчетов мы применяем 3D-модели, созданные в "КОМПАСе", так как у этой САПР есть интерфейсы для обмена с ведущими системами инженерного анализа".

Представленные на форуме предприятия также объединяет то, что все они переходят на комплексную автоматизацию, хотя по-разному продвинулись в этом направлении. Одни, например АвтоВАЗ, еще только вступают на этот путь. "Мы собираемся реализовать систему инженерного документооборота на базе решения "ЛОЦМАН:PLM" для обеспечения актуальности и целостности всех проектных и производственных данных в подразделениях, - сообщил Владимир Карпов. - На данный момент провели пилотные проекты и запланировали дальнейшее приобретение лицензий ". Другие, в частности "Салют" и Чепецкий механический завод, уже создали электронный архив и сейчас ведут работы по расширению системы управления инженерными данными. Что касается планов на будущее, то почти все намерены в дальнейшем интегрировать среду проектирования с ERP-системой.

Но, конечно, не обходится без трудностей, главная из которых a- финансирование. "До последнего времени специального бюджета на САПР не выделялось, и это была сложная проблема, - сказал Дмитрий Елисеев. - Чтобы его получить, требовалось сформулировать задачу и объяснить ее руководству. Затем после длительных итераций находилась приемлемая сумма, и задача заново пересматривалась, чтобы ее можно было решить в рамках выделенного бюджета. В результате автоматизация выполнялась последовательно, так как деньги выделялись постепенно. Но недавно правительство Москвы выделило небольшую сумму на решение наших проблем". Примерно так же обстоят дела и на АвтоВАЗе. По словам Владимира Карпова, из каждого нового бюджета выделялась сумма под обоснованные проекты. Но из-за этого бюджетирование было рваным и сроки договоров с поставщиками иногда затягивались. Сейчас в связи со сменой руководства АвтоВАЗа отношение к инвестиционным проектам меняется. Но все равно экономическое обоснование автоматизации инженерных работ остается серьезной проблемой, поскольку трудно получить реальную оценку потерь, которых можно избежать, если внедрить САПР. На этом фоне положительно выделяется Чепецкий механический завод. "В отличие от коллег у нас бюджет выделяется ежегодно, хотя и не всегда четко исполняется", - сообщил Тагир Абашев.

Однако все выступавшие твердо заявили, что, несмотря на проблемы, вложения в САПР быстро окупаются. По словам Дмитрия Елисеева, огромный эффект достигается за счет сокращения числа опытных образцов двигателей, которые сжигают и ломают в ходе испытаний. Если раньше их было несколько десятков, то теперь достаточно двух-трех. А ведь каждый стоит порядка 3 млн. долл. Владимир Карпов подчеркнул, что лишь один серьезный дефект, обнаруженный с помощью САПР на раннем этапе проектирования автомобиля, способен окупить годовые инвестиции в средства автоматизации, а Тагир Абашев сообщил о повышении производительности труда сотрудников на 70% за счет реализации электронного архива и увеличении уровня выпуска годных изделий на 5% благодаря внедрению САПР.

Но преимущества САПР этим не исчерпываются. Ведь существуют изделия, которые настолько сложны, что их вообще невозможно изготовить без средств автоматизации проектирования. Поэтому САПР не только экономически эффективны, но и просто необходимы для выживания предприятий.

В будущем потребность в таких системах будет только увеличиваться. По словам директора по стратегическому развитию АСКОНа Евгения Бахина, на это указывают тенденции промышленного развития России и СНГ. Современные проблемы, такие, как негативная демографическая ситуация, усиление конкуренции с западными поставщиками и глобализация мировой экономики, потребуют дальнейшего роста производительности труда в промышленности и увеличения выработки на сотрудника. При этом важнейшим резервом эффективности является внедрение ИТ в бизнес-процессы. Следовательно, уверен г-н Бахин, спрос на ПО и ИТ-услуги будет расти и компании станут все больше инвестировать в автоматизацию конструкторской и технологической подготовки, в средства управления инженерными данными и в интеграцию САПР и ERP. По оценке АСКОНа, сейчас крупные информационные системы внедрили только 15-17% российских промышленных предприятий. Поэтому в ближайшие 5-10 лет следует ожидать нового бума в области ИТ-услуг.