ИНТЕРВЬЮ

Руководители двух ведущих компаний в области SOA рассказывают о растущем интересе к сервисно-ориентированным архитектурам и о разработках в этой сфере

Движение в направлении сервисно-ориентированных архитектур (SOA) привело к появлению множества игроков, борющихся за внимание разработчиков. Недавно двое ведущих специалистов из таких компаний поделились со старшим редактором eWeek Дэррилом Тафтом своими взглядами на SOA и другие проблемы. Один из них - Том Эриксон, генеральный директор компании Systinet (г. Берлингтон, шт. Массачусетс), другой - Гордон ван Хейзен, советник по технологической стратегии и главный технолог фирмы Sonic Software (г. Бедфорд, шт. Массачусетс).

Том Эриксон

eWeek: Как вы считаете, каковы особенности вашей компании по сравнению с конкурентами? Какую нишу вы занимаете? Что вы можете предложить такого, чего нет у других?

Том Эриксон: Одно из главных отличий заключается в следующем. Прежде при разработке приложений вы могли оставаться в своих четырех стенах. Вам нужно было просто собрать команду разработчиков и задать необходимые критерии.

Вы определяли, какого уровня безопасности вы собираетесь достичь, каковы будут соглашения об уровне обслуживания, как должны взаимодействовать различные компоненты...

Том Эриксон: “SOA стимулирует

подход с позиций управления”

SOA привносит несколько новых важных концепций.

Одна из них как раз и образует нашу нишу - управление (governance). А управление подразумевает целый ряд функций, в том числе обнаружение (discovery), интеллектуальное централизованное управление (policy management), управление контактами, портфелем и др.

Есть еще одна область, примыкающая к тому, чем мы занимаемся. Это - обеспечение безопасного управления (management security). Здесь приходится иметь дело с различными способами принуждения, мониторинга и выделения ресурсов.

eWeek: Однако многие другие компании утверждают, что предлагают то же самое. Одна из них - Infravio.

Т. Э.: Infravio - наш конкурент, работающий в области безопасности управления. В ходе выполнения заказа для одного из своих клиентов компания изучила смежные темы и обнаружила, что это очень привлекательное направление и хорошо бы им заняться. В результате около года назад она решила перейти от безопасности управления в ту сферу, которой занимаемся мы. Кроме того, Sun Microsystems выпустила интегрированный реестр-репозиторий, а решения, предлагаемые IBM, часто рассматриваются как замена того, что выпускаем мы. По каким-то направлениям мы сотрудничаем с IBM, а по каким-то - наоборот, конкурируем с ней.

eWeek: И как часто вы вступаете в партнерство с другими компаниями? Я знаю об одном случае сотрудничества с BEA Systems. А с кем еще у вас установились партнерские отношения?

Т. Э.: Действительно, Oracle и BEA являются двумя крупнейшими нашими партнерами. Например, Oracle выступает в качестве реселлера нашего ПО и встраивает его в свой продукт Fusion Middleware. Работаем мы и с IBM. Кроме того, у нас было два совместных проекта с Microsoft. В области ESB (Enterprise Service Bus. - Ред.) мы сотрудничаем с Sonic и TIBCO Software. Таким образом, нам совершенно безразлично, каким именно образом мы будем удовлетворять потребности рынка. И нам удалось сохранить независимость от платформы, обеспечивая уникальные возможности для всех. Надо сказать, что в нескольких случаях мы работаем и с Cisco Systems.

eWeek: Что за совместные проекты с Microsoft?

Т. Э.: Что касается Microsoft, то при использовании некоторых возможностей шины ESB она применяет BizTalk Server в качестве ESB. А если у вас есть ESB и вы хотите управлять своими сервисами, то с помощью дополнительного компонента можно установить прекрасное взаимодействие между первыми двумя. Таким образом, вы можете воспользоваться услугами компаний, которые являются для нас естественными партнерами.

Сеть наших партнеров весьма обширна. Одни занимаются перепродажей ПО, как BEA и Oracle. Продукты других просто работают с нашими, например OpenView компании Hewlett-Packard, которая включила их в архитектуру своего инструмента управления. Что касается TIBCO, то у нас более десятка партнеров, работающих с нами над расширением возможностей ее продукта BusinessWorks.

"Мы действительно считаем, что стратегия Microsoft очень сильно привязана к Indigo".

eWeek: А что вы думаете о стратегии Microsoft, предусматривающей использование BizTalk в тех случаях, когда необходима шина ESB?

Т. Э.: Мы не стремимся к тому, чтобы делать то же самое, что делают IBM или BEA и что вскоре анонсирует также и Oracle. А они пытаются приспособить BizTalk к имеющимся у них требованиям. В действительности они наряду с нами лишь оказались победителями в борьбе за крупный контракт в Калифорнии.

На самом деле мы считаем, что стратегия Microsoft очень сильно привязана к Indigo. В настоящее время BizTalk стал для Microsoft временным решением. На наш взгляд, корпорация хочет, чтобы люди начали использовать возможности обмена сообщениями, встроенные в Indigo. Это в значительной мере совпадает с нашими представлениями о работе Web-сервисов на очень низком уровне с точки зрения их взаимодействия друг с другом.

Одно из направлений деятельности Microsoft - создание более широкой картины работы предприятия, возможностей для его практического масштабирования и... управления им. До настоящего времени Microsoft не объявляла об этом и не излагала своего подхода.

Гордон ван Хейзен

eWeek: Как вы оцениваете позиции Sonic с точки зрения конкурентоспособности не только во всем, что касается ESB, но и в области создания инфраструктуры для SOA в целом?

Гордон ван Хейзен: Рынок становится все более стабильным, как мы и надеялись несколько лет назад. В результате ESB превращается в самостоятельную технологическую категорию. Все больше организаций представляют свои документы Requests For Proposals (RFP) по этой теме. А по мере того, как организации начинают осознавать, что им необходимо, улучшаются показатели деятельности Sonic в этой области. Таким образом, на стадии, когда продукты продаются как горячие пирожки, а между производителями возникает конкуренция, позиции Sonic по-прежнему весьма прочны.

Гордон ван Хейзен: “Рынок SOA

консолидируется вокруг Sonic”

Динамика развития, о которой я говорю, - при этом IBM и BEA излагают свои взгляды на то, как ESB вписывается в сервисно-ориентированные архитектуры, - создает весьма благоприятную почву для укрепления нашей конкурентоспособности, поскольку у Sonic имеются нужные продукты.

Для разработки стратегии SOA необходимы и другие технологии. Подход Sonic предусматривает партнерство с теми производителями, которые с нашей точки зрения являются лидерами в соответствующих областях: AmberPoint - в сфере управления Web-сервисами и Systinet - в сфере разработки средств ведения реестра, создания репозитория и управления. Такой набор партнерских отношений вполне себя оправдывает.

"Непонятно, что намерена предпринять Microsoft в отношении ESB в области ПО промежуточного слоя"

eWeek: А что, по-вашему, делает Sonic уникальной компанией на фоне других игроков?

Г. Х.: Думаю, широта подхода к ESB. Другие игроки часто упускают некоторые ключевые компоненты или возможности этой технологии. Например, компания Cape Clear Software лишь недавно стала серьезно относиться к технологии обмена сообщениями. А в целом другие мелкие производители в процессе оценки продуктов довольно быстро оказываются на обочине, поскольку не обеспечивают необходимых возможностей.

Большое значение имеют также степень проработки продукта и его защищенность. Кроме того, оцениваются такие вещи, как работоспособность и масштабируемость. Таким образом, к началу последнего этапа мелкие игроки уже выбывают из состязаний, и в финале Sonic выступает против IBM или BEA.

eWeek: Что вы думаете о стратегии Microsoft в связи с ESB?

Г. Х.: Я по-прежнему считаю, что Microsoft оказывает отрасли огромную услугу, разрабатывая Indigo и в целом основанный на обмене сообщениями подход к SOA и пропагандируя его.

Но в настоящее время совершенно непонятно, что корпорация намерена предпринять в отношении ESB в области ПО промежуточного слоя. С нашей точки зрения, Microsoft позволяет разработчикам создавать конечные точки, в большей степени ориентированные на сервисы, - более совершенные сервисы бизнес-уровня. Но нам неясно, как она будет разрабатывать продукт в стиле ESB для объединения всех этих сервисов.

eWeek: То есть вы рассматриваете стратегию развития BizTalk как временное решение?

Г. Х.: Да, именно так. И в своей обычной манере Microsoft ничего не начинает делать, пока ее очень сильно к этому не принудят. Поэтому, возможно, нынешняя модель использования BizTalk сохранится, как я думаю, в течение ближайших нескольких лет, пока Microsoft не заставят изготовить нечто более децентрализованное и больше ориентированное на сервисы.

eWeek: Полагаю, что в таком случае вопрос заключается в следующем: является ли это достаточным для клиентов Microsoft или им приходится обращаться к другим поставщикам?

Г. Х.: Наш опыт совершенно определенно свидетельствует о том, что они обращаются к другим производителям в поисках промежуточного ПО масштаба предприятия, которое позволило бы объединять сервисы. И даже в тех средах, где используются созданные Microsoft средства разработки и развертывания приложений, для связывания систем применяется ПО промежуточного слоя, произведенное не в Microsoft.

Таким образом, имеются, конечно, небольшие проекты в области SOA, для которых прекрасно годится подход на основе центрального брокера типа BizTalk. Но в рамках более общей стратегии использования SOA организации, как показывает наш опыт, мыслят более широкими категориями, чем эти.

eWeek: Какова ваша стратегия установления партнерских отношений? Чего вы от них ждете?

Г. Х.: Мы занимаемся поисками такой технологии, в отношении которой обозначилась бы ярко выраженная потребность и в разработке которой участвовало бы множество конкурирующих производителей, а среди этих последних появился бы явный лидер как с точки зрения предлагаемой технологии, так и с точки зрения принятия данной технологии рынком.

Другой объект наших поисков - разработка методологии. В частности, по этой причине мы установили партнерские отношения с компанией BearingPoint. У нее наиболее передовые взгляды на SOA.

eWeek: Не могли бы вы немного рассказать об обработке данных и о том, что делают ваши сотрудники в этой области?

Г. Х.: Существует целый ряд трудностей, которые проявляются при создании крупномасштабной SOA, требующей использования справочных данных. Так происходит, например, когда я строю сервисно-ориентированную сеть и создаю общую инфраструктуру для используемых в ней радиоидентификационных меток. Если метки считываются на производстве, то обычно имеется большой объем справочных данных, к которым необходимо иметь доступ, чтобы понять значение этих меток и определить, что с ним делать: какие в каждом случае затрагиваются заказы и т. д. Таким образом, эти ссылочные данные должны быть спроецированы на продукцию. А управление процессами в SOA в настоящее время весьма значительно отличается от управления данными. И мы считаем, что со временем эти два мира должны слиться.

Следовательно, в рамках SOA значительно возрастает необходимость в том, что получило название "федеративные запросы".

eWeek: Вы их разрабатываете?

Г. Х.: Мы наращиваем усилия по созданию такого ориентированного на сервисы уровня данных. А рыночная стратегия заключается в том, чтобы позволить оперировать ими независимо от ESB, с одной стороны, и хорошо оперировать ими в среде ESB, с другой. Мы ищем способ совместного использования метаданных в обоих этих случаях.

У вас есть комментарии или предложения? Пожалуйста, пишите редактору раздела "Решения" eWeek Дэвиду Уэлдону по адресу: david_weldon@ziffdavis.com.