ФОРУМЫ

В рамках данного репортажа мы продолжим рассказ о наиболее важных тематических направлениях, представленных на недавно прошедшем 3GSM World Congress, и остановимся на средствах мобильного ТВ, а также современных биллинговых системах.

Неограниченное мобильное телевидение для массового рынка

Услуги передачи данных в будущем, как полагают эксперты, станут основным фактором роста доходности операторов. Главным средством достижения успеха, по их мнению, может стать мобильное телевидение. Согласно проведенному компанией Siemens глобальному исследованию, 60% опрошенных пользователей сотовой связи хотят принимать ТВ-программы на свои мобильные устройства.

На выставке 3GSM свои разработки по Mobile TV представили многие ведущие фирмы. Например, в павильоне Nortel компания SK Telecom продемонстрировала услугу цифрового мобильного мультимедийного вещания, уже доступную в Южной Корее. Она реализована на основе оборудования для UMTS/HSDPA-сетей производства совместного предприятия Nortel и LG.

А компания Siemens организовала трансляцию ТВ-программ на мобильные телефоны на всей территории выставочного комплекса, используя технологию цифрового вещания DVB-H (стандарт передачи цифрового телевидения на мобильные устройства). Специальные устройства DBV-H были способны принимать 16 различных каналов, включая MTV, CNN и BBC World. Кроме того, в специальной ТВ-студии на стенде Siemens была организована демонстрация принципа работы данной технологии - от съемки на телекамеру до трансляции на устройство DVB-H.

Благодаря решению Siemens посетители выставки могли принять участие в интерактивной ТВ-программе и при помощи беспроводного обратного канала проголосовать, например, за "гол месяца". Для этого пользователю через сенсорный экран своего устройства DVB-H было необходимо послать текстовое сообщение (SMS) мобильному оператору, который затем выводил результаты голосования на экран. Мобильная вещательная система Siemens представляет собой одно из первых решений для работы с устройствами DVB-H различных производителей.

Предоставляя такую услугу на основе технологии DVB-H, операторы мобильной связи открывают для себя новый источник дохода, потенциальная прибыль от использования которого в ближайшие пять лет может составить 15 млрд. евро.

Но далее всех в этом направлении, как мне кажется, пошла компания Alcatel, которая объявила о начале реализации проекта "Unlimited Mobile TV for Mass Market" (неограниченное мобильное телевидение для массового рынка). Его основная идея состоит в сочетании наземной и спутниковой технологии DVB-H с возможностями частотного S-диапазона для расширения и дополнения существующих сетей 3G/UMTS.

S-диапазон охватывает частоты 2,17-2,2 ГГц и непосредственно примыкает к диапазону 3G/UMTS. Он зарезервирован для спутниковой связи и доступен для использования на всех континентах. Подход Alcatel позволяет операторам защитить инвестиции в технологии 3G и EDGE и предложить заказчикам большое покрытие, значительную аудиторию, неограниченное число телеканалов и максимальную интерактивность.

В перспективе решение Alcatel обещает экономию средств, оптимизацию качества связи в городских зданиях, создание сплошных зон покрытия, охватывающих сразу несколько стран благодаря использованию удобного диапазона, оптимизированного на общеевропейском уровне.    

Для передачи большого числа базовых телевизионных каналов Alcatel предлагает использовать действующие базовые станции и антенны 3G, усиленные ретрансляторами S-диапазона. Это позволит оптимизировать качество приема в помещениях и на улице. Данное решение легко интегрируется с существующим сетевым оборудованием и антеннами мобильной связи Alcatel и других производителей.

Помимо этого платформа управления контентом и услугами Alcatel (Content Management & Service Platform) обеспечит интерактивность и персонализацию (работу с группами по интересам, чаты, голосование, покупки одним щелчком мыши и т. д.). При этом абоненты получат простой доступ к нужным услугам, а оператор сможет использовать доходы от рекламы в каналах одноадресной и широковещательной передачи.

Функция динамического распределения позволяет оператору в онлайновом режиме выбирать каналы для широковещательной передачи. Эта функция может оказаться весьма полезной для оптимизации полосы пропускания (например, когда аудитория неожиданно проявляет широкий интерес к событию, освещаемому специализированным каналом, или при смене базовых предпочтений зрительской аудитории).

В числе промышленных и научных партнеров, поддерживающих инициативу Alcatel, - компании Alcatel Alenia Space, DiBcom, Sagem Communication, TeamCast, UDcast, институт интегральных схем Fraunhofer Institute for Integrated Circuits IIS (Эрланген, Германия), лаборатории CEA-Leti, INRIA и LSS.

В частности, DiBcom уже создала чипсеты для приема сигналов мобильного телевидения. В настоящее время она участвует в разработке нового чипсета, совместимого с услугами DVB-H в частотном диапазоне S, которые необходимы для поддержки сервиса мобильного телевидения.    

Нихад Хурем: “Биллинг - рефлексия

бизнеса, распространяющая его

правила на финансы”

В свою очередь, Sagem Communication обладает большим опытом создания мобильных телефонов, включая телефоны DVB-H, которые используются для экспериментов с технологией DVB-H в Европе. Она разрабатывает мобильные телефоны, поддерживающие стандарты 3G/UMTS или EDGE и технологию DVB-H в диапазонах UHF и S. Их полевые испытания пройдут во второй половине 2006 г., а коммерческие модели этих продуктов должны появиться в 2007 г.

"Гибридная архитектура Alcatel, сочетающая возможности нынешних наземных сетей мобильной связи и каналов спутниковой связи в S-диапазоне, заслуживает самого пристального внимания и поддержки, - сказал Фил Тэйлор, директор отдела глобальных беспроводных сетей компании Strategy Analytics. - Этот подход позволит операторам воспользоваться существующими ресурсами 3G и даст абонентам сплошное географическое покрытие с хорошим качеством телевизионного изображения в помещениях и снаружи. Общая идея Alcatel вполне реалистична, тем более что на рынке есть мобильные телефоны DVB-H, а S-диапазон доступен для использования".

Биллинг и услуги,ориентированные на клиентов

Как и прежде, значительное место на выставке занимала демонстрация новых видов услуг, ориентированных на запросы клиента, и систем биллинга, способных в реальном масштабе времени оценивать их стоимость. Здесь в первую очередь стоит сказать о продукции чешского предприятия STROM telecom, входящего в состав российского концерна Sitronics. Основным акционером этого концерна является АФК "Система".

На 3GSM World Congress фирма STROM telecom представила эффективное решение по учету различных типов услуг в единой системе, так называемый конвергентный биллинг. Такая система биллинга позволяет выставлять счета как за классические телефонные переговоры, так и за IP-телефонию, доступ в Интернет, видеозапросы и прочие услуги, предоставляемые операторами связи.

Как утверждают разработчики, конвергентный биллинг благодаря объединению этих расчетов и ведению единой системы учета для контрактных и pre-paid-абонентов значительно снижает эксплуатационные расходы провайдеров телекоммуникационных услуг.

"Мы помогаем операторам вести хороший бизнес, - сказал Нихад Хурем, генеральный директор STROM telecom. - Крупнейший оператор сотовой связи в Центральной и Восточной Европе компания МТС сейчас переходит на наш биллинг, и уже 80% ее клиентов обслуживается на оборудовании STROM telecom. В течение нынешнего года и ведущий украинский оператор мобильной связи UMC намерен перейти на нашу систему".

Данное биллинговое решение выгодно и клиентам операторов связи, так как позволяет не только суммировать их затраты за пользование различными услугами в едином счете, но и получать доступ ко всем услугам, предоставляемым оператором, из одной точки, так называемой универсальной точки доступа.

Важной особенностью данного решения является возможность модифицировать его в соответствии с запросами клиента. Благодаря открытой архитектуре оно позволяет провести расширение функциональности, не нарушая работу уже используемых служб.

"Во всем мире сейчас идет развитие NGN - сетей связи нового поколения - и новых услуг. STROM telecom учитывает запросы клиентов и создает самые современные конвергентные решения, - отметил г-н Хурем. - Мы имеем технологии поддержки IMS, разработали и внедрили биллинг для MVNO".

С ним согласен и Пол Стразерс, директор по глобальному маркетингу фирмы Amdocs: "Применение конвергентного биллинга снижает нагрузку на сall-центры, позволяет учитывать мнения клиентов и их предпочтения. Все отношения с клиентом фиксируются и персонифицируются, и у пользователя появляется желание общаться только с этим поставщиком услуг".

Amdocs является поставщиком автоматизированной системы расчетов в рамках программы преобразования биллинга предприятий холдинга "Связьинвест". Этот контракт - один из крупнейших на телекоммуникационном рынке России, его объем эксперты оценивают в 90-100 млн. долл. На форуме компания представила свою новую разработку Self Service.

ПО Amdocs Self Service для обслуживания корпоративных и частных абонентов позволяет управлять своими счетами в режиме реального времени, давая телекоммуникационной компании возможность сохранить клиентов и снизить эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием абонентов, с помощью внедрения автоматизированных процессов, которыми управляют сотрудники компании.

Корпоративные клиенты могут проверять информацию по счетам, оплачивать и предъявлять претензии по счетам в режиме реального времени, а также определять полномочия работников своих организаций для обеспечения контроля за уровнем и объемом предоставления телекоммуникационных услуг.

Корпоративные клиенты могут также отслеживать расходы, используя функцию отчета для анализа прошлых затрат. Физические лица смогут проверять информацию по счетам и историю счета, подключать и отключать услуги, а также оплачивать свои счета в режиме реального времени.

Это комплексное управление взаимоотношениями с клиентами - подход, который наладит важнейшие процессы коммерческой деятельности для создания целостного представления о клиенте в пределах организации, в то же время позволяя телекоммуникационной компании оперативно реагировать и более того - предвидеть потребности рынка.

ПО Amdocs Self Service может работать совместно с уже существующими приложениями для создания единой платформы взаимодействия всех клиентов телекоммуникационного оператора. Сейчас оно внедряется в "ВымпелКоме".