БИЗНЕС

В феврале корпорация Borland (www.borland.com/ru) объявила о намерении полностью сосредоточиться на бизнесе средств управления жизненным циклом приложения (Application Lifecycle Management, ALM) и отказаться от направления интегрированных средств разработки (Integrated Development Environment, IDE), связанного с созданием таких известных инструментов, как Borland Developer Studio (Delphi, C++ Builder, C#Builder) и JBuilder. Учитывая, что имя Borland последние 10-15 лет ассоциировалось на ИТ-рынке именно с перечисленными выше IDE-продуктами, такое сообщение можно смело отнести к разряду сенсационных. Ведь еще совсем недавно - осенью прошлого года - компания представила новый комплект Borland Developer Studio 2006, в состав которого вошли Delphi 2006, C++Builder 2006 и C#Builder 2006. При этом ее руководство весьма оптимистично высказывалось в отношении рыночных перспектив продукта. И вот спустя всего три месяца прозвучали совсем иные слова...

Отказаться от прошлого ради будущего

Драматическое решение компании ее новый президент и исполнительный директор Тод Нильсен (он сменил Дейла Фуллера на этом посту полгода назад) объяснил следующим образом: “Разработчики всегда будут играть важную роль на протяжении всего жизненного цикла ПО, однако рынки средств управления жизненным циклом продуктов и интегрированных сред разработки существенно различаются и требуют разных бизнес-моделей, разных организационных и маркетинговых структур, отдельных исследовательских и программистских групп. Оба рынка важны, но Borland больше не может уделять требуемое внимание обоим направлениям. Поэтому мы, действуя исключительно в интересах ИТ-сообщества, приняли решение полностью сосредоточиться на развитии ALM-продуктов”.

За этими словами скрывается несколько важных моментов. Прежде всего нужно отметить, что представители Borland лукавят, представляя ALM и IDE как два чуть ли не совершенно различных направления ПО (разные группы потребителей, разные каналы продвижения и т. д.). На самом деле IDE - важнейший компонент ALM-платформы, и более того, в условиях развития методов визуального моделирования и проектирования ПО роль IDE как средства кодирования постоянно растет. В то же время пользователями ALM-инструментов являются не только ИТ-менеджеры (как это порой представляется), а как раз довольно широкий круг участников процесса создания ПО (аналитики, проектировщики, кодировщики, тестеры, администраторы).

Тод Нильсен: “Мы

приняли решение полностью

сосредоточиться на развитии

ALM-продуктов”

Суть же проблемы представляется в том, что рынок IDE за последние годы претерпел кардинальные изменения. Произошло это под давлением двух противоборствующих лагерей: Visual Studio, который вытеснил конкурентов с поля .NET, и Eclipse, который предоставил бесплатную и очень мощную среду разработки для мира Open Source. Компания Borland не смогла усидеть на трех стульях, участвуя в развитии проекта Eclipse, создавая средства для .NET и поддерживая собственную IDE.

И в этих условиях Borland пока так и не сумела преодолеть многолетний внутренний экономический кризис: финансовые итоги ее деятельности за 2005 г. были особенно неутешительны. Общий годовой доход компании снизился с 310 млн. долл. (2004 г.) до 277 млн., при этом падение продаж лицензий (где доля IDE довольно значительна) было весьма ощутимым: с 214 до 163 млн. долл. (остальные доходы приносят услуги - они-то возросли). Последний год был закончен с убытками в 33 млн. долл. (в показателях чистой прибыли). И это в период подъема мирового ИТ-рынка!

Как же будут развиваться события дальше? Из официально представленной информации это не совсем понятно, тем более что речь идет о намерениях компании, а не о свершившихся делах. Например, необычным для ИТ-рынка является то, что Borland заранее объявляет о планах продать часть своего бизнеса (обычно сообщается о сделках, которые уже состоялись). Для поиска покупателя IDE-активов была привлечена фирма Bear, Stearns & Co, но западные комментаторы высказывают сомнение, что поставленная задача имеет простое и быстрое решение. Довольно двусмысленно звучит и такая фраза Тода Нильсена: “Мы намерены организовать отдельный бизнес, ориентированный на индивидуальных разработчиков”.

По мнению некоторых независимых аналитиков, речь идет скорее всего не о продаже IDE-бизнеса Borland какому-то уже действующему ИТ-игроку, а о привлечении венчурного капитала, который выкупит этот бизнес и профинансирует его развитие. Более того, вполне вероятно, что уже есть несколько предложений и между ними будет осуществляться выбор в соответствии с некоторыми формальными процедурами (тогда становится понятным сам факт публичного объявления планов продажи).

В то же время в комментариях представителей Borland подчеркивается, что под IDE-бизнесом подразумеваются как сами средства разработки в полном составе, так и связанные с ними человеческие и иные ресурсы. При этом, судя по всему, Borland намерена и дальше поддерживать средства Java-разработки, но на основе среды Eclipse.

История, богатая неожиданностями

Компания Borland International (www.borland.com) была основана в 1983 г. Филиппом Каном, являвшимся на тот момент ее единственным сотрудником. Два ее главных продукта середины 80-х - Turbo Pascal и Turbo Basic, а их основные конкуренты - аналогичные инструменты Microsoft. Затем появились Turbo Assembler и Turbo Debugger. В 1989 г. в результате неявного мирового соглашения Borland отказалась от поддержки Basic, а Microsoft - от Pascal. Примерно в эти же годы Borland выпускает TurboVision - один из первых прообразов нынешних визуальных сред разработки, но тогда еще в DOS-исполнении.

В начале 90-х Borland пытается создать свой офисный пакет на основе довольно популярных в то время электронных таблиц QuattroPro собственной разработки и приобретенного в 1993 г. текстового процессора WordPerfect. Однако уже в 1994-м эти приложения были проданы Novell, которая еще два года спустя перепродала их Corel. В тот период в течение нескольких лет Borland занималась продвижением своих баз данных - сначала dBase, затем Visual dBase, а также семейства Paradox. В 1994 г. была выпущена первая версия самого популярного продукта компании всех последних лет - Delphi.

В апреле 1998 г. Borland приняла решение о смене названия на Inprise (Integration the Enterprise - интеграция предприятий), что должно было подчеркнуть новый стратегический курс на корпоративных клиентов. Это внесло смятение в ряды пользователей ее инструментов (неясно было, в каком направлении пойдет развитие этих средств), которое усиливалось нестабильностью финансовых результатов Borland на протяжении предыдущих пяти лет.

В феврале 2000 г. было объявлено о слиянии Inprise и Corel, однако уже в мае это соглашение было разорвано. В ноябре 2000-го корпорация вернула себе название Borland Software. Летом того же года ее президентом и CEO был избран Дейл Фуллер, с именем которого связана выработка нового курса компании.

В апреле 2003 г. была официально представлена стратегия Borland на создание полномасштабной ALM-платформы. Реализация этой идеи должна была осуществляться в соответствии с корпоративным лозунгом “Двигаться в будущее, не отказываясь от прошлого”, подразумевавшим, что для построения такой системы будут использоваться имеющиеся в арсенале компании продукты.

К этому моменту Borland обладала представительным набором средств разработки: Delphi, C++Builder, Kylix (разработка программ на Linux в стиле Delphi), JBuilder (RAD-средство для технологии Java 2 Enterprise Edition) - и еще рядом решений, в том числе сервером приложений AppServer (сочетание технологий J2EE и VisiBroker CORBA) и СУБД InterBase. Кроме того, компания быстро пополняла свой арсенал инструментами, покрывающими весь процесс создания ПО - от выработки требований до сопровождения, причем делала это в основном путем приобретения соответствующих специализированных фирм (за один 2002 г. - шесть сделок!). Так, Borland получила в свое распоряжение продукты CaliberRM (согласование требований), Together (проектирование программ с помощью UML), OptimizeIt Profiler (профилирование программ), StarTeam (управление конфигурацией и изменениями).

Тогда, в 2003-м, на рынке предлагалось довольно много продуктов по поддержке различных этапов ALM, но на представление более-менее полной платформы могла претендовать только одна компания - Rational. Пойти по тому же пути - создания своей ALM-системы - решила и Borland, хотя как раз в этот момент обозначился еще один потенциальный участник этого сегмента рынка - Microsoft, приступившая к построению собственной ALM-платформы на базе Visual Studio (создание первого варианта этой платформы Microsoft закончила как раз сейчас в виде Visual Studio 2005 Team System).

Но тогда же Rational вошла в состав IBM, и стало очевидно, что развитие ее средств будет идти в основном в направлении Java/Eclipse. В этой ситуации Borland cделала особый акцент на то, что она осталась единственным независимым поставщиком комплексной ALM-системы, активно сотрудничающим с обоими противоборствующими лагерями - Java/Eclipse и .NET/Visual Studio. Что же касается поддержки Windows, то тут Borland выпустила собственный инструмент C#Builder (сам компилятор был лицензирован у Microsoft), одновременно продолжив поддержку разработки для классического Win32 (от чего Microsoft уже фактически отказалась).

Так или иначе, но Borland продолжает расширять функционал своей ALM-платформы, в том числе приобретая игроков этого рынка. Год назад она усилила консалтинговое направление, купив TeraQuest Metrics, сотрудники которой являются авторами CMMI (Capability Maturity Model Integration), известной модели оценки эффективности разработки ПО. В октябре прошлого года в состав Borland вошла фирма Legadero, поставщик решений по управлению ИТ-проектами. В нынешнем феврале объявлено о приобретении Segue Software, создателя программных средств в области контроля качества и тестирования ПО: объем этой сделки оценивается примерно в 100 млн. долл., причем она будет оплачена наличными деньгами.

Общая тональность комментариев зарубежных экспертов по поводу намерения Borland сконцентрироваться на ALM-направлении выглядит примерно так: впереди у компании ожесточенная конкурентная борьба на ALM-поле с такими гигантами, как IBM, Microsoft и CA, но Borland - это бренд, в будущее которого верят многие ИТ-профессионалы.

Принятое в штаб-квартире Borland решение, безусловно, существенным образом отразится и на деятельности ее российского представительства, тем более что в нашей стране позиции компании традиционно сильны как раз в области средств разработки. “Успешное развитие бизнеса корпорации в России было обеспечено во многом благодаря нашим партнерам, - прокомментировал ситуацию глава московского офиса Borland Кирилл Раннев. - Поэтому одна из задач, которая поставлена перед моей командой на ближайшие несколько месяцев, - обеспечить гладкую и эффективную передачу этого бизнеса новой компании и “стыковку” ее с нашими партнерами. Как минимум полгода направление IDE планируется развивать силами московского офиса.

Бизнес с ALM-продуктами в нашей стране успешно стартовал полтора-два года назад. Те изменения в инфраструктуре российского представительства (появление специалистов по корпоративным продажам, консультантов), которые происходили в течение последнего времени, “заточены” именно под это направление. И сегодня перед нами стоит серьезная, интересная и требующая полного напряжения сил задача - развить это направление до нынешнего уровня бизнеса IDE, а затем и превзойти его”.

Версия для печати