ТЕНДЕНЦИИ

Название традиционной конференции Lotusphere, уже в тринадцатый раз собравшей в конце января в Орландо пользователей систем IBM, предназначенных для организации коллективной работы, ассоциируется с именем некой загадочной планеты. Ну если не планеты, то, может быть, страны, населенной приверженцами продуктов семейства Lotus. И страны не маленькой: как сообщил глава отделения Workplace, Portal and Collaboration (в недавнем прошлом просто Lotus) Майк Родин, число ее "жителей" уже перевалило за отметку 125 млн., а это почти столько, сколько проживает сегодня в России. И вот за неделю до старта Lotusphere гражданам этой воображаемой страны предлагают "эмигрировать" на основную конкурирующую платформу - Microsoft Exchange.

Lotusphere не впервые проходит в отеле Swan&Dolphin, архитектура которого

удивительным образом ассоциируется с названием конференции

Предложениями такого рода в нашей отрасли "высоких технологических отношений" трудно кого-либо удивить, но делаются они обычно тогда, когда у клиентов конкурента по тем или иным причинам возникают сомнения относительно перспектив развития эксплуатируемых ими продуктов. В данном случае в Microsoft, по-видимому, решили, что подобные сомнения порождает выбранная IBM несколько лет назад стратегия параллельного развития двух схожих по назначению линеек продуктов: проверенной временем Lotus Domino/Notes и новой, базирующейся на технологиях Web-сервисов и J2EE, системы Workplace. Часто подобные ситуации возникают в результате покупки компаний и разработанных ими продуктов, когда новому владельцу волей-неволей приходится выстраивать стратегию интеграции приобретенных приложений или позиционирования их на разные сегменты рынка. В данном же случае IBM сделала, казалось бы, странный шаг, организовав "внутривидовую борьбу" между собственными продуктовыми линейками.

Неудивительно, что руководителям софтверного подразделения IBM постоянно задают одни и те же вопросы. Когда же линейки Domino/Notes и Workplace сольются в одном решении? И какая судьба ждет после этого нынешних пользователей систем Domino/Notes и построенных на них приложений? Не стала исключением в этом смысле и последняя конференция Lotusphere. Майк Родин терпеливо разъяснял, что проблема эта надуманная, что обе линейки будут развиваться параллельно, что объемы продаж Domino/Notes стабильно растут (увеличившись в 2005 г. на 10%). Тем не менее он не мог не видеть скептических улыбок на лицах некоторых журналистов и на узкой встрече с пишущей братией из Европы не удержался от ряда весьма откровенных заявлений. Г-н Родин призвал нас не смешивать вопросы управления брендом и развития технологий. Неужели, воскликнул он, вы полагаете, что кто-то, забыв о стомиллионной клиентской базе Domino/ Notes, рискнет затеять ребрендинг этого продукта. Не исключено, что многие технологические новинки Workplace плавно перекочуют в Domino/Notes и наоборот, но конечные пользователи этого просто не заметят. Учитывая намерение IBM строить обе линейки на основе сервисно-ориентированной архитектуры SOA, подразумевающей прозрачное взаимодействие программных сервисов самых разных приложений, такой ход событий кажется вполне естественным. И не думайте, добавил в заключение Майк Родин, что у нас есть изолированные группы разработчиков, занимающиеся отдельно Domino/Notes и Workplace: все технологические проекты, включая и WebSphere, ведутся под общим руководством всем софтверным департаментом.

Майк Родин: “Число пользователей Domino/Notes

уже перевалило за отметку 125 млн.”

А как же с "эмиграцией в страну Microsoft Exchange"? Большинство экспертов полагает, что это предложение Microsoft носит в основном пропагандистский характер: ведь в рамках указанной программы колеблющимся дают лишь инструменты и методологии переноса данных из Domino/Notes в Exchange, в то время как многие предприятия эксплуатируют специализированные приложения, построенные на базе Domino/Notes. А перенос бизнес-логики - задача настолько трудная и рискованная, что без крайней нужды на нее вряд ли кто решится. Поскольку Exchange - система моноплатформенная, то главная цель Microsoft - убедить заказчиков в целесообразности перевода большей части ИС в продолжающую набирать популярность среду Windows. Для небольших и средних организаций выбор в пользу Windows вполне естественен. Но ведь многие заказчики эксплуатируют системы Domino/Notes на мощных Unix-платформах и мэйнфремах: на 25 крупнейших таких предприятиях число пользователей превышает стотысячную отметку (примерно столько работает у нас на АвтоВАЗе). И для них реальной альтернативы Domino/Notes практически нет. На массовом же рынке у IBM есть другой козырь - поддержка бесплатной и становящейся все более популярной ОС Linux.

Неожиданным образом Linux напомнила о себе еще на пути в Орландо. Прямого рейса из России туда нет, а потому мне пришлось делать пересадку на местную авиалинию компании Delta. Войдя в самолет, я обнаружил, что в спинку каждого кресла встроена довольно приличных размеров ЖК-панель. Как выяснилось впоследствии, это не просто замена телевизионных экранов, висящих обычно над проходами между креслами и служащих для демонстрации старых кинокартин или приемов обращения с кислородной маской. Каждый пассажир получает в свое распоряжение на время полета мультимедийный центр развлечений, в котором он волен выбирать интересующие его услуги (меню высвечивается на экране, а ЖК-панель сенсорная): более 20 спутниковых телеканалов (бесплатно), один из десятка новых фильмов (за деньги) и даже компьютерные игры, участниками которых могут стать и другие пассажиры (одна из них - покер!). Интересно другое: пока самолет разогревал моторы, на черных экранах прокручивались строки, сопровождающие загрузку операционной системы. А система была, как вы, наверное, уже догадались, Linux. Сколько авиакомпании пришлось бы заплатить за клиентские лицензии какой-либо другой ОС? Ведь только в одном самолете 200 кресел.

Бурную овацию вызвало обещание Кена Бисконти

усилить поддержку платформы Mac

Вот почему вполне оправдан акцент, выбранный корпорацией IBM для своей контрпропагандистской кампании Move2Lotus on Linux: она предлагает льготный переход с других систем такого рода (имеется в виду, конечно, Microsoft Exchange) на Linux-версию Lotus Domino. Кстати, объем продаж средств групповой работы IBM для ОС Linux увеличился в 2005 г. более чем на 200%. Спектр поддерживаемых продуктами Lotus программно-аппаратных платформ очень широк. На конференции было объявлено, например, о возможности построения кластерных конфигураций серверов Domino на платформе OS/400. Но почему-то особенно бурную овацию аудитории вызвало сообщение вице-президента IBM Lotus Кена Бисконти о расширении поддержки систем Mac и распространении ее на новые машины Apple, использующие процессоры Intel.

Мощный залп анонсов о выпуске новых версий продуктов Domino/Notes, Workplace, Sametime как ничто другое способен вселить уверенность в нынешних и будущих пользователей средств групповой работы IBM. О них мы уже подробно писали в предыдущем номере (см. PC Week/RE, N 3/2006, с. 1). Не меньший интерес представляют общие тенденции развития систем такого рода, как их понимают разработчики из IBM. Ведь именно от того, в какой степени верно они будут угаданы, и зависит судьба продуктов того или иного вендора.

Один из главных акцентов в IBM делают на превращение средств коллективной работы в полноценный инструмент реального времени. Базовые технологии для реализации данной идеи подготовлены всем ходом эволюции инструментов онлайнового общения. Когда-то и электронная почта, на базе которой строились первые системы коллективной работы, казалась истинным инструментом реального времени (если сравнивать ее с почтой обычной, то с этим трудно спорить и сегодня). Но с появлением служб мгновенного обмена сообщениями, способных к тому же уведомлять о присутствии того или иного абонента в Сети, представление о реальном масштабе времени сильно изменилось. Сегодня никого не удивляет возможность синтеза нескольких каналов онлайнового общения (текстового, голосового, визуального и др.). Но в отличие от массовых сервисов Интернета, откуда все эти технологии и пришли в корпоративную среду, в ней они должны быть хорошо защищены, а обмен сообщениями любого рода должен быть документирован и архивирован.

Для того чтобы сотрудники компании могли участвовать в ее деятельности в любой момент времени, мало обеспечить оперативную доставку сообщений на их постоянные рабочие места. Нужно держать их на связи и тогда, когда они перемещаются по предприятию или даже вне его. Если сегодня мы с некоторым трепетом называем более или менее интеллектуальный мобильный терминал смартфоном, то уже через несколько лет таковыми станут почти все мобильные телефоны, а приставка "смарт" отомрет как рудимент. Многоканальное онлайновое взаимодействие "на ходу" из исключения превратится в правило. Те соглашения с ведущими производителями платформ для мобильных устройств Good Technology, Intellisync, Nokia, Research In Motion, о которых было объявлено на Lotusphere, служат свидетельством внимания, уделяемого IBM данному направлению.

Еще одна важная тенденция - переход от построения групповой работы вокруг того или иного документа к нацеливанию ее на решение определенной задачи (называемой здесь activity). Уже сегодня в продукты Lotus включен интерфейс Activity Explorer, но в полной мере эта концепция будет реализована в следующей версии Notes, существующей пока под кодовым названием Hannover. Пользователь, решающий определенную задачу или выполняющий проект, будет способен контролировать все сообщения, календарные планы, документы, сеансы видеоконференций, имеющие отношение к данной задаче.

Все четче осознается необходимость интеграции средств коллективной работы со всеми приложениями в рамках автоматизируемых ими бизнес-процессов. Сегодня еще нередко бытует представление, что бизнес-процессы - это нечто полностью формализованное и выполняющееся ERP-системой чуть ли не автоматически, а средства групповой работы служат лишь для неформального общения, оповещения о планируемых собраниях и обмена мнениями. На самом деле, как показывают исследования, при выполнении бизнес-процессов исключительные ситуации встречаются чуть ли не чаще, чем стандартные. Как действовать в этих случаях, на основе чего принимать решение? Конечно же необходимо привлекать экспертов, согласовывать их точки зрения и предлагаемые варианты решения, но делаться это должно не стихийно, а в рамках процедур, определенных для интегрированной системы, объединяющей бизнес-приложения со средствами коллективной работы. Очередным шагом по этому пути стал объявленный на Lotusphere выпуск решения Lotus Notes Suite for SAP Solutions.

Из массового Интернета пришла в продукты IBM и концепция так называемых социальных сетей (social networking), опробованная внутри корпорации в виде решения с неофициальным названием SkillTap. Как научная дисциплина, анализ социальных сетей возник в 1954 г. на основе работ английского антрополога Джона Барнса. Социальная сеть описывает структуру взаимосвязей и взаимоотношений между ее участниками. Она формируется спонтанно и отражает роль тех или иных ее участников при решении определенных задач. Социальные сети существовали всегда. Те, кто еще помнит советские времена, когда деньги потеряли значение универсального эквивалента при обмене товарами или услугами, знают, как велика была роль людей, "имевших связи" и знающих, как, идя по цепочке "я тебе - ты мне", достигать желаемого результата. Не менее впечатляющие достижения демонстрируют и социальные сети, растущие как грибы в рамках Интернета. Это и форумы по интересам, и блоги, и глобальные проекты вроде всемирной энциклопедии Wikipedia. Было бы неразумно отказываться от столь успешно зарекомендовавшей себя технологии использования знаний, накопленных коллективом собственных сотрудников. Обычно в системах управления знаниями (knowledge management) речь идет о поиске нужной информации в БД и неструктурированных документах разного рода. Социальная же сеть - это инструмент для поиска знаний, накопленных не в документах, а в головах людей.

Что ж, конференция Lotusphere лишний раз продемонстрировала, что и давно сформировавшиеся сегменты софтверного рынка не могут оставаться в стороне от стремительного развития информационных и коммуникационных технологий. Какие из упомянутых выше тенденций станут точками роста, а какие останутся невостребованными? Что предложат конкуренты? Посмотрим, что будет хотя бы через год.