ИНТЕРВЬЮ

В разговорах о заказной разработке программного обеспечения название компании Epam Systems (www.epam.com) встречается довольно часто. Поэтому нам было интересно познакомиться с нею поближе. Мой собеседник - ее основатель и генеральный директор Аркадий Добкин.

PC Week: Аркадий, расскажите, пожалуйста, о структуре вашей компании.

Аркадий Добкин: Epam Systems - американская частная компания. В США находится ее головной офис, в котором работает 60 человек. Остальные подразделения расположены в Венгрии (200 сотрудников), России (200 сотрудников) и Белоруссии (800 сотрудников). Офис в Великобритании открыт совсем недавно. Мы занимаемся только разработкой программного обеспечения, и в этом году в списке ведущих мировых аутсорсинговых компаний “Offshore 100” EPAM была названа лидером среди представителей с центрами разработки в Центральной и Восточной Европе.

PC Week: Как вы пришли в этот бизнес?

А. Д.: Я сам из Минска, окончил Минский политехнический институт. В 1988 г. организовал небольшую софтверную компанию, а в 1991-м переехал на жительство в США. Там понял, что в программном бизнесе можно сотрудничать с людьми, находящимися на расстоянии, даже если они в России или Белоруссии. Решил попробовать с теми, кого хорошо знал и понимал... Поэтому уже в Америке была создана компания EPAM Systems. Все началось с одного человека, моего партнера в Минске. Потом еще одного, и так далее. Какое-то время я даже программировал ночью сам, чтобы “продемонстрировать” потенциальным клиентам, что код “сделан в Минске”, убедить их в том, что это в принципе можно делать дистанционно. Это был 1993 г. Интернет еще практически не существовал. Ну а потом появился первый серьезный заказчик, второй... Мы росли только “органически” вплоть до 2004-го, когда купили компанию в Венгрии. Так что EPAM строилась с нуля, без использования инфраструктуры госпредприятий, университетов, ресурсов сильных материнских компаний или внешних инвесторов. Не думаю, что сегодня это можно было бы повторить.

PC Week: Тем не менее меняющиеся размеры компании заставляли вас ее перестраивать?

А. Д.: Компания постоянно росла и перестраивалась. Вначале мы, воспитанные в Советском Союзе и “наевшиеся” бюрократии, думали, что крепкая структура не обязательна - главное, чтобы специалисты были сильные. Кому нужны отделы кадров? Непонятно, что они там вообще делают? Естественно, постепенно, с ростом компании, все становилось на свои места, появлялась довольно серьезная внутренняя инфраструктура, позволяющая управлять процессами и людьми, прогнозировать, насколько это возможно. Когда-то в компании все зависело от одного-двух человек, потом от трех-четырех, теперь, если случится нечто неординарное, вряд ли что-то сильно изменится в ежедневном распорядке вещей. Это вовсе не говорит о том, что у нас все идеально и ничего не должно изменяться, - мы постоянно думаем об улучшениях и оптимизации существующих процессов. Но это значит, что эти изменения уже вовсе не определяются только на самом верхнем уровне.

PC Week: У вас на сайте перечислен широкий спектр областей, в которых работает компания, но можно определить ее основную специализацию?

А. Д.: Половина заказчиков - это известные софтверные компании, отдающие нам разработку частей своих продуктов и решений. Среди них - SAP, Microsoft, Hyperion и компании размером поменьше. Мы делаем для них и разработку, и тестирование, для некоторых выполняем внедрение их решений, адаптацию под заказчика.

Другая половина клиентов - это финансовые и страховые корпорации, телекоммуникационные компании, туристические агентства. Мы имеем опыт разработки большого количества деловых приложений критически важных для деятельности многих ведущих мировых корпораций. Например, еще в 1997 г. мы разработали систему поддержки продаж для Colgate-Palmolive и внедрили это решение более чем в 20 странах. А совсем недавно нами были внедрены сложные портальные решения для крупнейших страховых компаний в США - Empire Blue Cross Blue Shield и CareFirst Blue Cross Blue Shield.

PC Week: Насколько вам интересен рынок стран СНГ?

А. Д.: Очень интересен. Особенно рынок корпоративных систем и решений, который быстро растет в России. Здесь мы в основном концентрируемся на продуктах компании SAP и таких новых платформах, как NetWeaver. Если вы сравните конкуренцию в этой областе в странах СНГ с конкуренцией в США или Европе, то на Западе она будет значительно выше - компаний-интеграторов там намного больше. Через несколько лет ситуация должна выравняться, но сегодня у нас есть определенное премущество, особенно в новых областях. SAP - наш клиент, и мы, разрабатывая решения для них, немного раньше других получаем доступ к некоторым новым технологиям.

PC Week: Сейчас много стран вышли на рынок аутсорсинга ПО. С чьей стороны вы чувствуете наибольшую конкуренцию?

А. Д.: Давление на рынок было и еще очень долго будет определяться Индией, поскольку ее присутствие на этом рынке непропорционально велико и количество денег, которые она готова инвестировать в эту область, огромно. Поэтому в ближайшие годы Индия будет продолжать лидировать. В то же время ее доля рынка должна несколько снизится, поскольку Европа начала выступать в качестве крупного заказчика и здесь восточноевропейские компании имеют хорошие шансы на успех. Но чтобы этими шансами воспользоваться, нужна серьезная помощь правительств этих стран для создания технологическим компаниям условий работы, аналогичных тем, которые существуют в Индии уже более десяти лет. Если такие законы будут приняты, то есть вероятность, что и в странах СНГ начнется серьезный прогресс в этой области. Должен отметить, что движение в правильном направлении уже началось, и не исключено, что в самое ближайшее время мы сможем оценить, насколько это серьезно.

PC Week: Вы участвуете в форумах разработчиков заказного ПО ROSS. Что это дает?

А. Д.: Я думаю, мало кто рассчитывает найти на этой конференции нового клиента. В то же время ROSS показывает уровень развития софтверной индустрии в стране. У конференции достаточно интересная программа - многие вещи уже выверены. В этой индустрии все друг друга знают, но ежегодные встречи очень полезны. При всем том скептицизме, который есть в сообществе разработчиков, было интересно в этом году послушать, что говорят представители правительства. Персонально мой скептицизм первоначально только увеличился, поскольку некоторые начальные предложения предусматривали не столько льготы для индустрии, сколько программы поглощения больших капитальных вложений. Мое мнение - на начальном этапе нужны не деньги, а правильные законы. Сегодня я должен сказать, что в последнее время появилось много новой информации и просматривается реальная перспектива, что мои негативные оценки окажутся неверными. Буду только рад, если это действительно случится. И такие конференции, как ROSS, вместе с другой активной деятельностью “Руссофта”, безусловно, повлияли на возможное изменение ситуации.

PC Week: На американский рынок сейчас активно выходят программисты из Южной Америки - Бразилии, Аргентины, поскольку в США испанский язык уже де-факто второй официальный язык. Что вы по этому поводу думаете?

А. Д.: На данный рынок может выйти кто угодно, но у стран бывшего СССР есть пока еще определенное преимущество, потому что во многом благодаря ВПК была создана хорошая школа программирования и существовала сильная инженерная культура. Бразилия, конечно, тоже может выйти на этот рынок, но им нужно будет приложить очень серьезные усилия, чтобы попытаться реально конкурировать в этой области. Примерно как России на футбольном поле...

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати