СЕРВИСЫ

    

Заманчивая перспектива иметь один логин и пароль для любого хотспота во всем мире уже около двух лет волнует ряд российских владельцев ноутбуков и КПК. В большинстве своем это люди, которые довольно часто перемещаются по стране или континенту, или по всей планете. Однако при том, что технологии роуминга уже опробованы, к примеру, операторами сотовой связи, с хотспотами дело обстоит не столь однозначно.

Технологически реализовать эту услугу не так уж и сложно: два оператора договариваются об обмене данными напрямую по своим каналам связи, либо, если участников три и больше, выделяется базовый оператор, который ведет единую базу учета абонентов и определяет баланс при взаиморасчетах. Конечно, ставки для "домашних" и "гостевых" абонентов в рамках одной сети будут различны - для первых это удовольствие будет стоит $3-5 в час (средние цены по Москве и Петербургу на осень 2005 г.), для вторых - как минимум на 20% дороже, чтобы принимающий роумера оператор мог покрыть дополнительные расходы на организацию обмена информацией. С точки зрения пользователя, все тоже довольно просто - достаточно найти любой коммерческий хотспот и получить услугу, оплатив ее с единого абонентского счета. Ради отсутствия напряженности с поиском карт оплаты большинство абонентов, особенно корпоративные пользователи, готовы платить чуть дороже - главное, чтобы был обеспечен должный уровень сервиса.

Для оплаты существуют два способа: крупные альтернативные операторы предлагают клиенту заключать с ними договор, вносить деньги авансом (как вариант - платить ежемесячно по счетам), и суммы за услуги будут списаны именно с этого счета. Такой вариант больше подходит корпоративным пользователям, за которых платит организация. "Частникам" проще оплачивать услуги беспроводного Wi-Fi-доступа в Интернет с объединенного электронного счета у своего оператора сотовой связи. Дополнительная выгода от этого варианта заключается в том, что, как ожидается, до конца I квартала 2006 г. в России будет практически организована возможность перехода абонента от одного оператора сотовой связи к другому с сохранением абонентского номера. Именно поэтому единый счет приобретает важное значение - хорошо, если с него можно будет платить за голосовую связь, за услуги GPRS/EDGE, а также за Wi-Fi (в перспективе - WiMАХ). Вдобавок еще и хорошее дополнение к кредитной истории: напомним, что с июля нынешнего года операторы сотовой связи сообща наполняют единую базу данных о неплательщиках за услуги связи.

Для иллюстрации надо отметить проект подобного рода, который пока существует только в версии прототипа: в мае 2005 г. оператор фиксированной связи "Комстар - Объединенные Телесистемы", транзитный оператор "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) и системный интегратор INLINE Technologies создали опытно-коммерческую зону Wi-Fi-роуминга. Как участники проекта туда вошли операторы "ПетерСтар", "ВымпелКом" и "РТКомм.Ру", который намеревается развернуть собственные зоны Wi-Fi. Однако, учитывая тот факт, что на всю Россию приходится не более 500 коммерческих и бесплатных хотспотов (пусть это число и увеличивается ежегодно в разы), данный проект роуминга может быть интересен только пользователям Москвы и Санкт-Петербурга, а также тем, кто планирует работать с точками доступа зарубежных операторов. Даже без аналитиков очевидно, что во всероссийском масштабе такой проект роуминга окажется просто невостребованным, поскольку 90% хотспотов сосредоточено в этих двух городах.

Еще один отечественный оператор, "ПетерСтар", попытался было в 2003 г. поработать с участниками Wi-Fi-альянса в плане организации международного роуминга. Тогда в эту некоммерческую организацию входило свыше 200 мировых операторов связи и руководству компании мечталось, что, купив Wi-Fi-карту у участника альянса в Петербурге, можно будет свободно перемещаться и пользоваться услугами в любой точке мира. Основания для такого оптимизма были: число хотспотов, открытых операторами - участниками альянса, превышало в то время 2000. Однако об успешной реализации того проекта достоверных данных до сих пор нет.

Возможно, отечественным компаниям в развитии подобных проектов поможет опыт зарубежных коллег и включение в более глобальные инициативы. К примеру, еще в ноябре 2004-го американский Wi-Fi-провайдер T-Mobile HotSpot объявил о своем вступлении в ассоциацию WBA, объединяющую роуминговым соглашением шесть крупнейших мировых операторов беспроводной связи. Клиенты T-Mobile USA получили возможность пользоваться Wi-Fi-сетями, развернутыми любым членом WBA, - а это без малого 11 500 Wi-Fi-хотспотов в Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландах, Италии, Чехии, Японии, Малайзии, Сингапуре, Австралии и США. Консультативную помощь в этом подключении вполне мог бы оказать международный альянс, образованный по инициативе корпорации Intel с участием 30 с лишним ведущих производителей телекоммуникационного оборудования. Если учесть технологическое развитие отечественных компаний, станет очевидно, что договориться с зарубежными коллегами они вполне могут, - видимо, дело за дальновидностью и политическим решением?

Вполне возможно, что одним из первых успешных проектов, который мог бы организовать Wi-Fi-роуминг, был бы проект "Яндекс Wi-Fi", объединяющий сегодня около 180 зон доступа с единообразными правилами работы и ограниченным кругом поставщиков оборудования. Но с самого начала "Яндекс" позиционировал свой проект как явно бесплатный для пользователей, поэтому, видимо, в будущем можно будет только опираться на опыт и принципы объединения множества разнородных хотспотов в общее целое при поддержке операторов связи.

Однако позитивное стремление операторов реализовывать проекты Wi-Fi-роуминга может стать одним из ключевых моментов в развитии этой технологии. Именно наличие одной или двух роуминговых систем будет побуждать производителей оборудования и множество частных лиц к открытию собственных коммерческих хотспотов в мегаполисах, что обеспечит взрывообразный рост не только количества точек доступа, но и "армии" практических пользователей этой технологии. В результате мы вполне можем прийти к ситуации, которая уже типична для ряда западных мегаполисов, где успешно действует модель Wi-Fi-роуминга на базе решений Motorola, Avaya и Proxim. Благодаря этому пользователь может перемещаться от одной зоны беспроводного доступа к другой без потери соединения. К примеру, вы начинаете скачивать видеоклип по Сети на свой ноутбук в каком-нибудь уютном кафе и, не прерывая процесса, по окончании обеденного перерыва возвращаетесь на работу. Точно так же телефонный звонок в пределах корпоративной сети с технологией VoIP беспрепятственно переводится в обычный сотовый режим, когда абонент выходит из офиса.

     C автором можно связаться по адресу: mb@viem.ru.