ВЫСТАВКИ

Уровень развития авиации во многом определяется уровнем оснащения и качеством электроники воздушных судов и наземной инфраструктуры. Именно это всегда было "ахиллесовой пятой" нашей авиации, которая полностью ориентировалась на собственные разработки и отечественный выпуск практически всех электронных компонентов и систем.

Оказавшись в условиях рынка и резкого спада производства как гражданских, так и военных самолетов и вертолетов (а также воздушных судов двойного применения), предприятия электроники и радиоэлектроники стали формировать крупные интегрированные структуры. Такой шаг позволил оптимизировать производство - в первую очередь за счет прекращения выпуска дублирующей продукции. Созданные структуры сосредоточили финансовые потоки всех входящих в них КБ, заводов и НИИ, в том числе в области НИОКР, и стали более активно выходить на зарубежные рынки. От введения новых международных правил безопасности полетов выиграл "второй эшелон", к которому относится и вся электронная промышленность авиапрома. Здесь в первую очередь следует упомянуть требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по оснащению всех гражданских воздушных судов системами раннего предупреждения об опасной близости земли (TAWS) и оповещения о своем местонахождении при аварии (КОСПАС/SARSAT; производятся компанией "Транзас"). Новые, более узкие коридоры эшелонирования над Атлантикой также потребовали оснащения авиалайнеров соответствующим оборудованием.

Такими дисплеями оснащаются гражданские самолеты нового поколения

В отличие от предыдущих авиакосмических салонов, на МАКС-2005 было представлено довольно много новинок радиоэлектронной аппаратуры. Дело в том, что помимо выполнения требований ИКАО началось вообще серьезное обновление электронной части воздушных судов. Обходится это значительно дешевле, чем замена всего летательного аппарата, на что обычно нет денег ни у гражданских авиакомпаний, ни у армии. Таким путем уже давно идет весь мир. В качестве классического примера можно привести бомбардировщик В-52, созданный в начале 50-х годов прошлого века и до сих пор стоящий на вооружении ВВС США. За это время он прошел более десяти модернизаций.

Чем еще ознаменовался МАКС-2005? Отечественные авиаприборостроители уже на практике занялись международным сотрудничеством, в том числе в производстве радиоэлектронного оборудования для боевых самолетов. Речь в основном идет об оснащении истребителей и штурмовиков, поставленных на экспорт. Так, корпорация "Авиакосмическое оборудование", которая входит в Российский авиаприборостроительный альянс, проводит переговоры с одним из ведущих производителей авиационного оборудования в Европе - французским концерном Thales. Уже есть соглашение о совместной разработке и производстве авионики для гражданских самолетов. В частности, французами подписан контракт на поставку интегрированного комплекса авионики для регионального пассажирского самолета проекта RRJ. В его создании принимают участие АХК "Сухой", французские и американские фирмы. Непосредственно на МАКС-2005 к проекту присоединилась итальянская фирма Alenia Aeronautica. Она намерена получить не менее 25% акций входящего в АХК ОАО "Гражданские самолеты Сухого", которое и проектирует RRJ. На МАКС-2005 "Авиакосмическое оборудование" и Thales продолжили переговоры с целью определения формата взаимодействия по ранее достигнутым соглашениям и разработке конкретных планов реализации совместных НИОКР.

Что касается военной составляющей, то "Аэрокосмическое оборудование" - самый крупный поставщик авионики для ВВС (по итогам 2004 г. корпорация заняла третье место, после АХК "Сухой" и НПК "Ир-кут", по суммарному объему продаж: 583 млн. долл.). Кроме того, эта компания имеет право на внешнеторговую деятельность по продукции военного назначения (поставка запчастей, ремонт и сервисное обслуживание поставленной на экспорт авионики).

Также входящая в альянс компания "Авиаприбор-Холдинг" разработала авионику для ан-148, который спроектирован киевским АНТК "Антонов" и будет выпускаться как на Украине, так и в России - на Воронежском авиазаводе. Кстати, на МАКС-2005 эта машина впервые была показана российской публике в полете. К новейшей разработке компании следует отнести бортовое оборудование для учебно-боевого Як-130.

Еще одна интегрированная авиаприборостроительная структура - НТЦ "Технокомплекс" - поставляет на экспорт 80% своей продукции. В состав НТЦ входит 20 НИИ, КБ, опытных и серийных заводов. Наиболее известен он как интегратор электронных систем и систем вооружения самолетов и вертолетов. На МАКС-2005 "Технокомплекс" представил образцы многофункциональных плоскопанельных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М, пультов-индикаторов МФПИ-6 и колли-маторного широкоформатного индикатора ИКШ-1М. На их основе создается информационно-управляющее поле кабины боевого самолета пятого поколения.

Раменский приборостроительный завод, входящий в состав "Технокомплек-са", показал вычислительную систему "Регата". Она предназначена для повышения безопасности полетов и особенно эффективна на стадии испытаний летательных аппаратов. "Регата" обеспечивает запись до 3000 цифровых и аналоговых сигналов и до 12 000 разовых команд в реальном времени. Сейчас решается вопрос о ее применении в качестве штатной системы на Як-130, МиГ-АТ (учебный) и истребителе МиГ-29СМТ.

РЛС П-18 для разведки и целеуказания производства нижегородского НИИ радиотехники

Так же, как и Российский авиаприборостроительный альянс, "Технокомплекс" занялся производством приборов для наземных и водных видов транспорта, в том числе пультов для железных дорог и метрополитена (альянс поставляет цифровые тахометры для автотранспорта).

Из предприятий, не входящих в указанные выше интегрированные структуры, как и на предыдущих авиасалонах, довольно много новинок представили разработчики из Санкт-Петербурга. Так. ЗАО "Пеленг" (www.peleng.ru) производит первый в России "информационный сервер", обеспечивающий обмен информацией о нахождении воздушных судов между центрами управления движением воздушного транспорта (УВД) и военными. Появляется возможность радиолокационного контроля на границах смежных зон ответственности центров УВД, в том числе сопредельных государств, а также оптимизации их радиолокационных средств. Холдинговая компания "Ленинец" (Санкт-Петербург) показала новый пилотажно-навигацион-ный комплекс для модернизированных Ил-76ТД-90ВД и Ан-124, производство которых будет возобновлено во многом за счет средств и энергии авиатранспортной компании "Волга-Днепр" (Ульяновск). В комплекс входят компьютер нового поколения, многофункциональные индикаторы для пилота и штурмана, инерциальная система с приемником GPS/ГЛОНАСС, навигационный радар с системой раннего предупреждения об опасной близости земли с отображением профиля рельефа местности, а также метеорологический радар.

Постоянный участник авиакосмических салонов омский ФГУП "Иртыш" (www.irtysh.ru) на этот раз показал новую радиостанцию ПАР-10МС и маркерные радиомаяки "Кварц-МРМ" для УВД гражданской авиации. Распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) они рекомендованы для оснащения соответствующих служб.

Радиостанция имеет меньшие массога-баритные и энергопотребляющие параметры, чем ее предшественники ПАР-10 и ПАР-ЮС. Обновлена также элементная база. Основой радиостанции является приводной радиомаяк АПРМ-250 с выходной мощностью 250 Вт, выполненный в виде одной стойки. Радиомаяк имеет возможность настройки на любую частоту в диапазоне 150-1750 кГц. Срок службы по сравнению с предшественниками увеличен в 2,5 раза - до 100 тыс. ч.