*1

_____

*1 Окончание. Начало см. в PC Week/RE, N 28/2005, с. 27

Часть 2. Обобщенное описание совокупности справочных моделей архитектуры федерального предприятия

Владимир Дрожжинов,

5. Структура справочных моделей архитектуры федерального предприятия. Чтобы поддержать усилия президента США по преобразованию федерального правительства в орган управления государством, сосредоточенный на потребностях граждан и достижении конкретных результатов развития страны и являющийся к тому же рыночно-ориентированным, Административно-бюджетное управление Офиса Президента разработало архитектуру федерального предприятия (АФП, http://www.whitehouse.gov/omb/egov/a-1-fea.html) - она была описана в первой части статьи.

На практике АФП представляет собой бизнесориентированную модель федерального правительства США, предназначенную служить инструментом для его административного реформирования. Как показано на рис. 1, АФП - это совокупность пяти связанных между собой справочных моделей, необходимых для анализа взаимодействия между разными правительственными агентствами, для идентификации дублирующих инвестиций в ИТ, выявления препятствий и возможностей взаимного сотрудничества департаментов внутри федеральных агентств, а также между агентствами и другими государственными ведомствами, гражданами и бизнесом.

Рис. 1. Совокупность справочных моделей, входящих в АФП

Далее приведено краткое описание структуры и функций каждой из пяти перечисленных выше справочных моделей.

5.1. Справочная модель бизнеса (деятельности) описывает набор и структуру (классификатор) функций Федерального правительства, включая предоставление услуг гражданам и бизнесу (эти функции не привязаны к конкретным агентствам, бюро или офисам). Кроме того, она является основным инструментом для формирования инвестиционного портфеля ИТ-проектов. Вместо традиционно последовательного представления деятельности федерального правительства "от агентства к агентству" справочная модель описывает его деятельность вокруг общей области бизнеса, содействуя развитию взаимного сотрудничества между агентствами. Документ "Справочная модель бизнеса. Версия 2.0: Основание для общеправительственного совершенствования", выпущенный в июне 2003 г содержит обобщенное методическое руководство для федеральных правительственных агентств и ведомств по использованию справочной модели бизнеса во время перспективного планирования капиталовложений и инвестиционного управления. Вторая версия cправочной модели бизнеса сохраняет трехуровневую иерархию государственных функций США своей предшественницы (рис. 2) и практически полностью повторяет ее общую структуру (рис. 3).

Рис. 2. Трехуровневая иерархия

государственных функций США

Рис. 3. Справочная модель бизнеса, версия 2.0

5.2. Справочная модель сервисных компонентов АФП используется при исследовании деятельности правительства в целом, выделении прикладных сервисных компонентов, а также при формировании ИТ-инвестиций и ИТ-активов. Эта модель основана на компонентах рамочной структуры, которая обеспечивает (независимо от выполняемых бизнес-функций) доступную основу для повторного использования приложений, прикладных средств, компонентов и бизнес-услуг. Она динамично формируется на основе текущих задач правительства и представляет собой функциональную рамочную структуру, классифицирующую сервисные компоненты в зависимости от того, как они поддерживают бизнес и/или цели выполнения работы. Справочная модель сервисных компонентов построена по иерархической схеме и структурирована относительно горизонтальных областей обслуживания (рис. 4).

Рис. 4. Иерархическая структура

справочной модели сервисных

компонентов

Как показано на рис. 5, каждая область услуг может содержать один или более типов услуг (сервисов), а в один тип услуг (сервиса) может входить один или более сервисных компонентов.

Рис. 5. Справочная модель

сервисных компонентов

Рис. 5. Справочная модель сервисных компонентов Каждый тип услуг включает один или более компонентов услуг, которые выполняют роль строительных блоков для формирования сервисных компонентов или для создания приложений, поддерживающих бизнес.

5.3. Справочная модель оценки результативности является рамочной структурой, предназначенной для измерения результатов выполнения основных ИТ-инициатив и оценки их вклада в выполнение правительственных программ, а также для оценки эффективности управления федеральным портфелем инвестиционных ИТ-проектов. На рис. 6 приводится графическое представление справочной модели оценки результативности.

Рис 6. Справочная модель оценки результативности, версия 1.0. Стрелки,

указывающие вверх, показывают рост ценности создаваемых

продуктов, услуг и результатов

Структура справочной модели оценки результативности построена таким образом, чтобы можно было четко идентифицировать связь между входными ресурсами для осуществления ведомством его деятельности и выпускаемой им продукцией и получаемыми результатами. Хотя редко существует прямая причинно-следственная связь между указанными входами и выходами, тем не менее задача справочной модели оценки результативности состоит в том, чтобы выявить возможный вклад ИТ-инициатив в деятельность ведомства для последующего улучшения его бизнес-процессов и показателей выполнения работы. На рис. 7 показаны основные фазы и стадии использования справочной модели оценки результативности в пределах всего жизненного цикла ИТ, включая разработку и исполнение бюджета на ИТ-проекты.

Рис. 7. Основные фазы и стадии использования справочной

модели оценки результативности на всем жизненном цикле ИТ

5.4. Техническая справочная модель является иерархической рамочной структурой, которая предназначена для описания того, как ИТ-технологии поддерживают предоставление государством услуг гражданам и бизнесу (см. рис. 8). Техническая справочная модель определяет те технологические элементы, которые совместно поддерживают и реализуют компонентно-базированную архитектуру электронного правительства США , а также идентифицирует проверенные на практике ИТ-продукты и ИТ-инструменты, которые обязательны при реализации общеправительственных межведомственных инициатив типа портала единого окна правительства www.FirstGov.Gov , портала госзакупок федерального уровня www.Pay.Go и др. или осуществляются в рамках 24 президентских приоритетных инициатив по электронному правительству.

Рис. 8. Техническая справочная модель

Техническая справочная модель включает четыре основных области сервиса.

- Доступ к сервисам и их доставка - относится к совокупности стандартов и спецификаций для поддержки внешнего доступа к сервисам. Эта область также включает законодательные и регулирующие требования, которые управляют доступом и использованием сервисных компонентов.

- Платформа и инфраструктура сервисов - относится к совокупности средств реализации и поддержки платформ, возможностей инфраструктуры и аппаратного оборудования для реализации проектирования, обслуживания и обеспечения доступности сервисных компонентов или функциональных средств.

- Компонентная структура - относится к базовым принципам, технологиям, стандартам и спецификациям, на основе которых сервисные компоненты строятся, распространяются и разворачиваются в пределах основанной на компонентах, распределенной или сервисно-ориентированной архитектуры.

- Интерфейсы и интеграция сервисов - относится к совокупности технологий, методологий, стандартов и спецификаций, которые управляют тем, как ведомства создают свой интерфейс (как внутренний, так и внешний) с сервисными компонентами. Эта область также определяет методы, на основе которых компоненты будут взаимодействовать и интегрироваться с внутренними активами офиса и с наследуемыми активами.

5.5. Справочная модель данных предназначена для общей классификации данных федерального правительства, их применения и совместного использования всеми подведомственными правительству структурами. Для достижения этой цели справочная модель данных описывает три главных области стандартизации:

- классификация данных;

- обмен данными;

- структура данных.

Основные области действия справочной модели данных иллюстрирует рис. 9.

Рис. 9. Области действия

справочной модели данных

Классификация данных. Справочная модель данных устанавливает единый подход к классификации данных с помощью понятия контекст бизнеса. Под этим понятием фактически подразумеваются данные, относящиеся к генеральной цели бизнеса. В качестве таксономии для проведения соответствующей классификации контекст бизнеса использует справочную модель бизнеса, также входящую в АФП.

Обмен данными. Выполняется в соответствии со стандартными структурами сообщений справочной модели данных, которые называются пакетами обмена информацией. Такие пакеты представляют собой реальные наборы данных, появляющиеся в том или ином подразделении ведомства в процессе его работы. Пакеты обмена информацией используют возможности и средства справочной модели данных по проведению классификации и по структурированию данных.

Структурирование данных. Для обеспечения логического подхода к структурированию данных справочная модель данных использует понятие элемента данных. Этот элемент содержит информацию о тех или иных конкретных аспектах данных и может быть реализован во многих форматах. Элементы данных согласуются с контекстом бизнеса (деятельности) конкретного ведомства, чтобы пользователи этих данных из любого другого ведомства могли понимать их назначение и соответствующий контекст. Понятие элемента данных полностью отвечает стандарту 11179 Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии.

Каждая из перечисленных выше областей справочной модели имеет свое описание; на рис. 10. демонстрируется содержание интегрированного подхода, который использован в этой модели.

Для выполнения процесса классификации данных единым способом справочная модель данных использует понятие контекст бизнеса. По сути это описание соответствующего набора данных с позиции интересов бизнеса. Для того чтобы далее детально описать контекст бизнеса, прибегают к таким понятиям, как предметная область и основные категории этого набора данных. Предметные области представляют собой обобщенную совокупность выполняемых бизнес-функций и должны быть сформулированы на основе классификации бизнес-функций, содержащейся в справочной модели бизнеса архитектуры федерального предприятия. Основные категории данных в совокупности с контекстом бизнеса - это дополнительный уровень определения данных; обычно эти категории связываются с конкретными бизнес-действиями и/или с процессами, которые обеспечивают поддержку предметной области.

5.6. Интеграция справочных моделей в рамках АФП. В состав АФП, как показано на рис. 11, включено пять различных справочных моделей, которые были кратко описаны выше. В совокупности эти модели призваны обеспечивать универсальность определений и конструкций деятельности правительства, а также унификацию показателей оценки результатов выполняемой работы и эффективности технологий, используемых федеральным правительством. Кроме того, справочные модели должны служить бизнес-процессы, средства обслуживания клиентов, компоненты и технологии, на базе которых правительственные агентства строят целевую (или перспективную) архитектуру предприятия. Наконец, эти модели предназначены для облегчения анализа взаимодействия между правительственными агентствами, упрощения процесса идентификации дублирующих инвестиций в ИТ, а также создания условий для организации сотрудничества внутри федеральных агентств и между ними.

Заключение. Таким образом, в настоящее время концепция создания стандартизованной архитектуры в государственных ведомствах и учреждениях воплощена в виде совокупности мощных инструментальных средств, включающих многоуровневую АФП, комплекс из пяти справочных моделей, большое число нормативно-методических и руководящих документов. Важно отметить, что все эти инструментальные средства полностью отвечают требованиям, установленным документами Административно-бюджетного управления США по формированию инвестиционной политики и проведению бюджетного процесса. Более того, для всех правительственных агентств эти инструментальные средства установлены в качестве обязательных при формировании портфеля инвестиций в ИТ-проекты и разработке ИТ-бюджетов на 2005 и 2006 финансовые годы. Практическое использование этих инструментов при формировании указанных бюджетов хотя и выявило определенные негативные моменты, но в целом показало их высокую эффективность и соответственно улучшило показатели бюджетного процесса и процесса управления портфелем инвестиций в ИТ.

Более ранние подробные описания АФП можно найти в книгах:

1. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации / Под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. - М.: Эко-Трендз, 2004. - 352 с.

2. Региональное электронное правительство: стратегия создания, архитектура, типовые решения / Под ред. В.И. Дрожжинова, А.A. Лучина. - М.: Эко-Трендз, 2004. - 288 с.

С авторами можно связаться по адресу: vladdroz@yandex.ru.

Версия для печати