АНАЛИТИКА

Образованная летом 2003 г. компания МКСК (www.mcsc.ru) с самого начала позиционировала себя как поставщик систем хранения данных (СХД), собранных на заказ из стандартных компонентов с учетом требований конкретного покупателя. Чтобы проверить, насколько ее стратегия соответствует потребностям российского корпоративного рынка, она поручила маркетинговому агентству PM Group провести широкомасштабное исследование текущей ситуации и потребностей крупных фирм в хранении данных. С июля по сентябрь прошлого года сотрудники PM Group по телефону опросили CIO и ИT-менеджеров 600 компаний, в каждой из которых работает от 200 до 1000 человек. Исследование охватывало шесть сегментов рынка (телекоммуникации, промышленность, банки, страхование, СМИ и государственные организации) и помимо Москвы и Петербурга, где находятся соответственно 63 и 13% фирм-респондентов, проводилось также в десяти регионах России, где есть города-миллионники.

Обычно результаты подобных заказных исследований не разглашаются, однако, как сказала менеджер по маркетингу МКСК Яна Малькевич, ее компания пока является единственным игроком в нише заказных СХД и поэтому было решено обнародовать часть полученных результатов на пресс-брифинге 1 февраля.

Яна Малькевич:

"Мы не намерены конкурировать с

мировыми брендами систем хранения

и позиционируем себя как игрока

в сегменте "другие", объем которого

в России IDC оценивает в 43 млн. долл."

Один из 30 вопросов анкеты, на которую отвечали CIO и ИT-менеджеры, касался объема корпоративных данных. Судя по ответам, наш корпоративный сектор еще не столкнулся с проблемой информационного взрыва. В более чем 50% компаний объем накопленных данных не превышает 500 Гб (т. е. для их хранения вполне хватит емкости внутренней дисковой подсистемы обычного сервера младшего класса), у 27% фирм корпоративные данные занимают от 500 Гб до 1 Тб и только в 20% компаний объем данных превысил терабайтный рубеж (стоит отметить, что по данному показателю наиболее "продвинутым" оказался сектор СМИ - в трети издательских домов объем данных превысил 1 Тб). Не удивительно, что в большинстве опрошенных компаний для хранения данных используются внутренние диски серверов, в 30-40% - отдельные СХД, и только примерно 25% фирм, руководствуясь современным подходом к построению корпоративной ИT-инфраструктуры, организовали централизованное хранилище данных.

Среди типов установленных отдельных СХД преобладают дисковые массивы (они есть в 70% компаний), затем следуют ленточные системы, которые используются в 50% фирм. Кроме того, в 28% компаний данные хранятся и на оптических системах, однако в эту категорию СХД попадают как библиотеки оптических дисков, так и обычные приводы CD-RW для ПК.

В течение ближайшего года 35% компаний прогнозируют рост объема корпоративных данных не более чем на четверть, у 12% он будет на уровне половины, а у 18% компаний ожидается рост этого объема в полтора раза и более (для справки: по данным зарубежных аналитиков, во всем мире потребность в емкости СХД ежегодно увеличивается на 30-50%).

Судя по результатам исследования, основными критериями эффективности СХД для большинства компаний являются надежность сохранности данных, производительность и простота обслуживания. Наиболее востребованными сервисными услугами для СХД оказались ремонт оборудования и профилактическое обслуживание.

Несколько вопросов анкеты было связано со спецификой работы МКСК - например, 63% опрошенных считают, что на рынке имеются стандартные СХД, которые соответствуют потребностям их компании, а 65% ответили, что их корпоративные стандарты не запрещают использовать заказные СХД.

Наиболее перспективными секторами для продвижения СХД являются, по мнению PM Group, банки и страховые компании, где в ближайший год ожидаются наиболее высокие темпы роста объемов данных. Как считает г-жа Малькевич, исследование подтвердило наличие спроса на заказные СХД, но в то же время показало, что МКСК для их продвижения необходимо установить партнерские отношения с крупными интеграторами.