IP-ТЕЛЕФОНИЯ

Отечественный рынок IP-телефонии, на котором сегодня активно действуют несколько сотен операторов, находится на пороге серьезных перемен, определяемых вводом в действие нового закона о связи. Для многих малых предприятий, обеспечивающих своих клиентов дешевыми услугами дальней связи, вырисовывается безрадостная картина возможного прекращения работы или изменения бизнес-модели.

Наиболее крупные и открытые компании этого сектора, например "Зебра Телеком" (www.zebratelecom.ru), как и прежде, регулярно сообщают об успешных результатах развития своего бизнеса. Однако, похоже, даже они пока еще не в полной мере готовы к грядущему повороту событий и ждут утверждения в правительстве новых регулирующих документов (включая перечень лицензируемых телекоммуникационных услуг) и соответствующих разъяснений Мининформсвязи.

Региональная активность "Зебры Телеком"

В отличие от большинства операторов IP-телефонии, "Зебра Телеком" создавала не только сеть розничной продажи услуг, но и активно развивала сервисы для корпоративных клиентов (см. PC Week/RE, N 13/2004, с. 20) и с середины 2002 г. стала осуществлять свою федеральную программу. Количество ее региональных партнеров выросло с 30 в декабре 2002 г. до 65 в декабре 2003-го и 140 в конце 2004-го.

В ближайших планах федеральной программы - предоставление еще двух сервисов: "Конструктора бизнеса" и расширенной информационно-аналитической поддержки оператора IР-телефонии. Последняя позволит партнеру компании практически повысить эффективность маркетинга, бюджетирования и управления ресурсами своего предприятия за счет возможности оперативно получать от "Зебры Телеком" и разнообразные стандартные отчеты, касающиеся всех аспектов работы оператора, и специально структурированные базы данных для использования инструментов OLAP в поддержке принятия ответственных управленческих решений.

Сервис "Конструктор бизнеса" включает в себя передачу компании "Зебра Телеком" функций управления финансовыми потоками партнера. Благодаря такому решению партнер может сконцентрироваться на особенностях своего рынка, снизить риски и сумму затрат на развитие бизнеса, сделать его более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

Еще одно важное нововведение фирмы - это организация качественных MPLS-каналов в удаленные регионы России, максимально приближенных к технической площадке партнера. В настоящее время создано уже десять таких каналов, а в ближайших планах компании - внедрение еще трех.

Использование этих каналов, с одной стороны, позволяет оператору устранить важнейшую причину некачественной связи, а с другой - снизить себестоимость трафика и тарифы для конечных потребителей, поскольку в каналах "Зебры Телеком" трафик тарифицируется в зависимости от объема.

Только за второе полугодие прошлого года у компании появились партнеры в двух новых регионах - Калининградской области и Тюмени, а объем трафика, переданного в межрегиональной сети, вырос более чем в 2,5 раза - с 13 млн. до 34 млн. минут.

Между тем в нынешних условиях все достижения в области создания региональных точек присутствия отнюдь не являются гарантией последующего успеха компании, поскольку сейчас коренным образом меняется подход государственного регулятора к самому бизнесу IP-телефонии.

В ожидании новых правил регулирования на рынке дальней связи

В проекте перечня лицензируемых услуг связи, который разработан Мининформсвязи и вскоре должен быть утвержден правительством, больше нет пункта "Услуги телематики", на основании которого работают нынешние операторы IP-телефонии.

Новые лицензии будут отражать состав услуги связи. Теперь услуги передачи данных дают возможность организации голосового трафика по IP-сети только между IP-устройствами (ПК, IP-телефонами и т. д.). А для передачи голоса с использованием телефонных сетей оператору придется получать в соответствии с видом своей деятельности лицензии на местную, зоновую, междугородную и международную телефонную связь.

Таким образом, компаниям IP-телефонии, чтобы продолжить свою деятельность, надо будет либо получить новые лицензии (что для большинства из них очень проблематично: например, лицензия на дальнюю связь подразумевает организацию точек присутствия и предоставления услуг связи во всех без исключения регионах страны, что потребует серьезных капиталовложений), либо заключить агентские соглашения с одним из операторов дальней связи (пока такая лицензия есть только у "Ростелекома").

"Ростелеком" к заключению таких соглашений готов и сейчас работает с рядом операторов IP-телефонии, в том числе и с "Зеброй Телеком". По словам руководителя департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталия Слизеня, при введении нового перечня лицензируемых услуг ничего страшного в сфере VoIP не произойдет. "Предположим самое худшее: на следующий же день после введения нового положения на предприятие приедет служба надзора за связью и выдаст соответствующее предписание, - сказал он. - Но для устранения недостатков отводится полгода, и за это время оператор в состоянии решить все свои вопросы".

Виктор Каледин, генеральный директор "Зебры Телеком", сообщил, что у его компании уже есть лицензия на местную телефонную связь и заключены межоператорские соглашения с "Ростелекомом", "Голден Телекомом", МТТ и "ТрансТелеКомом", но он не исключил и возможности получения в дальнейшем собственной лицензии на дальнюю связь.

А вот МГТС решила приостановить оказание услуг IP-телефонии, хотя ее проект только стартовал в середине декабря (см. PC Week/RE, N 1/2005, с. 20). Этот шаг стал тревожным звонком для ряда других фирм, действующих в данной сфере: введение новых правил неизбежно повлияет на расстановку сил на рынке дальней связи, приведет к исчезновению множества небольших предприятий IP-телефонии или к изменению модели их бизнеса.

С появлением универсального обслуживания (см. PC Week/RE, N 48/2004, с.19) и устранением перекрестного субсидирования до 2007 г. услуги традиционных операторов дальней связи станут несколько доступнее для населения, но столь дешевых сервисов, которые сейчас представлены на рынке от компаний IP-телефонии, ждать уже не приходится. Впрочем, давайте подождем выхода в свет новых регулирующих документов.