ПРОЕКТОРЫ

Слово "конвергенция" cтало ныне чрезвычайно популярным. Компьютерные компании вторгаются в бытовую сферу, а производители потребительской электроники дружно переходят на "цифру". В обилии всевозможных объявлений непросто разобраться и специалистам, не говоря уж о рядовых потребителях. Возьмем, например, мультимедиа-проекторы. Чем проектор для презентаций отличается от проектора для домашнего кинотеатра? Давайте попробуем разобраться.

Объектив

В том, что касается оптики, различия между бизнес- и домашними моделями малосущественны. В зависимости от цены и назначения проектора объектив может иметь самые разные характеристики. В малогабаритных квартирах приветствуется короткофокусный (широкоугольный) объектив - он позволяет получить большую картинку при сравнительно малом расстоянии до экрана.

Модели самого высокого уровня (например, InFocus ScreenPlay 777) снабжаются моторизованным сменным объективом, в котором регуляторы приводятся в движение встроенными электродвигателями. Проекторы остальных категорий, как правило, имеют ручные регуляторы.

Оптический сдвиг объектива

В домашних проекторах среднего и высокого класса используется механизм сдвига объектива для оптической коррекции трапециевидных искажений. В отличие от цифровой коррекции оптическая не вносит искажений в картинку и не уменьшает ее эффективного разрешения.

PT-AE700E, вы смещаете его объектив

В идеале на проекторе должна быть система смещения объектива по обеим координатам, чтобы аппарат можно было установить не только прямо напротив экрана, но и сбоку. Недорогие домашние модели часто ограничены лишь цифровой коррекцией.

Система защиты В домашнем устройстве, в отличие от бизнес-проекторов, приветствуется защита не от воров, а от маленьких детей. Удобно, когда объектив закрывается не колпачком, а сдвижной шторкой (как в модели HP ep7122) или откидной крышкой (Sanyo PLV-Z3). Если дети уже подросли, не помешает система защиты паролем.

Широкоформатная матрица Предназначая проекторы в первую очередь для показа широкоформатных фильмов, производители оснащают их матрицами с кинематографическим соотношением сторон 16:9. Так, популярный аппарат для домашнего кинотеатра Sanyo PLV-Z3 имеет разрешение 1280x x720 точек. Модель Mitsubishi LVP-HC3U снабжена LCD-панелями размером 960x540 точек, а InFocus ScreenPlay - DLP-матрицей 854x480. Тем не менее довольно часто встречаются домашние модели и со стандартным компьютерным разрешением 800x600 или 1024x768 пикселов. Их предпочитают те пользователи, кто любит не только смотреть фильмы, но и играть на экране размером со стену в компьютерные игры.

Система охлаждения

Шум проектора в аудитории на презентации - это одно, а в домашней тиши - совсем другое. Отметим, что эта проблема не решается одной лишь заменой вентиляторов на более качественные. Чтобы достичь приемлемого для дома уровня акустического шума (не более 29 дБ), требуется принципиальное изменение в конструкции корпуса, введение внутренних воздуховодов и применение специальных звукопоглощающих материалов. Именно по этой причине домашние модели при меньшем световом потоке часто обладают намного большими габаритами, чем проекторы для деловых презентаций.

В домашнем проекторе Optoma ThemeScene H57 применены специальные воздуховоды, выстланные звукопоглощающим материалом

Сигнальные входы

Следуя общей тенденции перехода на цифровые технологии, производители высококачественной бытовой аппаратуры начинают применять интерфейс HDMI (High Definition Multimedia Interface, www.hdmi.org), по которому со скоростью до 5 Гбит/с передается как видеопоток, так и звук. Поскольку потери качества при копировании фильмов через HDMI не происходит, в его спецификации предусмотрена защита   от копирования.

Кто смотрит на экран?

Паспортный световой поток проекторов, специально созданных для домашнего кинотеатра, редко превышает 1000 ANSI-лм. Лозунги "чем ярче, тем лучше" и "не будем задергивать шторы" здесь не проходят по причинам психологического характера. Чтобы их объяснить, сделаем небольшое теоретическое отступление.

Современная психология широко использует такое понятие, как субличность, - это устойчивая программа подсознания, или глубокая привычка. Субличности переключаются подобно компьютерным программам, которые мы открываем двойным щелчком мыши. Так, дома у многих из нас на первый план выходит субличность домохозяина или отца, на работе - ответственного сотрудника или начальника, а в дружеском кругу - весельчака, заводилы, рассказчика. Субличности отличаются друг от друга не только целями и типичными манерами, но и лексикой, характерным эмоциональным фоном, а также способами видения мира.

Роль переключателя субличностей в психике играют якори - совершенно определенные переживания. Так, для субличности кинозрителя типичная обстановка якорного переживания - полутемное помещение с большим экраном на стене. Эта субличность, для многих с детства сопровождающаяся особым эмоциональным подъемом с ожиданием чуда, просто не сможет активизироваться при ярком освещении. Вместо нее включится субличность телезрителя или любителя видеосеансов, которая несет с собой уже несколько иные привычки и эмоциональные переживания. При нынешнем наполнении телеэфира навязчивой рекламой субличность телезрителя часто сопровождается эмоцией раздражения.

Мой собственный опыт показывает, что люди в хорошо организованном домашнем кинотеатре не желают отвечать на телефонные звонки и прерываться на то, чтобы сходить налить себе соку, совершенно забывая о том, что в программе Media Player есть кнопка "Пауза". Что ж, это вполне естественно для кинозрителей.

Механизм субличностей хорошо объясняет принципиальную разницу в восприятии фильма, который мы смотрим по телевизору (на плазменной панели) в ярко освещенном помещении и в домашнем кинотеатре при затемнении. Можно сказать, что перед телевизором сидит один человек, а перед проектором - совсем другой.

Домашние проекторы высокого класса обычно оснащаются HDMI-разъемом, аппараты среднего уровня - переходником с HDMI на VGA или на DVI. В недорогих проекторах такой вход пока встречается редко.

Остальные видеоинтерфейсы в домашних моделях те же, что и в корпоративных: VGA, DVI, S-Video, входы композитного и компонентного сигналов.

Динамики

Здравый смысл говорит, что встроенные динамики в домашнем кинотеатре не нужны. Здесь должны быть шестиканальные акустические системы, способные воспроизводить звуковую панораму по схеме Dolby Digital. Тем не менее некоторые производители специализированных проекторов для дома применяют динамики, но не такие слабые и миниатюрные "пищалки", как в моделях для презентаций. Отметим две прилично "озвученные" модели: Toshiba TLP-ET1 и HP ep7122.

Система управления

У поставщика, который наспех сделал домашний проектор из офисного, вы найдете пульт ДУ с огромным количеством кнопок, лазерной указкой и манипулятором для управления компьютерной мышью. Если же фирма к проектированию домашнего аппарата подходит всерьез, она максимально упрощает систему управления и предлагает ряд удобных функций. В этом случае на пульте ДУ вы можете обнаружить кнопки для управления видеомагнитофоном или DVD-плейером. Экранное меню бывает сокращено (компания Toshiba в модели TLP ET1 предусмотрела два меню: сложное и базовое), а технический жаргон заменен на эпитеты, доступные даже неспециалисту.

В меню большинства домашних моделей есть несколько разных вариантов настройки яркостно-цветового баланса для демонстрации кино (Cinema или Film), отличающихся мягкими пастельными тонами, и режим для показа фотографий (Natural или Real), а вот режим Presentation - это визитная карточка бизнес-моделей.

Видеопроцессор

Для обработки видеосигнала фирмы часто используют прекрасно зарекомендовавший себя видеопроцессор Faroudja DCDi, который, например, при преобразовании чересстрочной развертки в прогрессивную устраняет ступенчатость на наклонных краях движущихся предметов.

Основные параметры

Углубляясь в проблематику, специалист вскоре понимает, что индустрия средств отображения страдает от нехватки стандартов. К примеру, никак не специфицируется и не измеряется такая важная характеристика, как динамический диапазон, влияющий на число реально отображаемых оттенков. На одних проекторах вы увидите прекрасное предзакатное небо с плавным переходом, скажем, от багрового до фиолетового. На других вместо плавного перехода будет десяток цветовых ступенек, из-за которых небо станет полосатым.

Откидная крышка защищает не только объектив, но и всю переднюю панель проектора Sanyo PLV-Z3

Недостаток стандартов в отрасли приходится компенсировать знанием особенностей используемой техники. Так, в проекторе Sanyo PLV-Z3 имеется моторизованный регулятор диафрагмы, подстраивающий световой поток при смене яркостно-цветового баланса. Если бы разработчики применили традиционный электронный способ управления яркостью, они неизбежно сузили бы динамический диапазон.

Другая важная характеристика, которую приходится оценивать субъективно, - паразитные оттенки на белом (или сером) поле. Бывает, что в центре экран белый, слева ясно прорисовывается зеленый оттенок, а справа - малиновый.

Более того, даже имеющиеся стандарты (в частности, методики ANSI) требуют доработки. Световой поток положено измерять на черно-белой картинке, что позволяет производителям ради маркетингового выигрыша увеличивать этот показатель за счет снижения цветовой насыщенности. Именно для этого в одноматричных DLP-моделях для презентаций на цветовом колесе используется белый сектор.

Учтите, что четырехсекторный светофильтр (красный, зеленый, голубой, белый) у типового бизнес-проектора дает повышенное мерцание, утомляющее зрение, а заодно искажает желтый и зеленый цвета. В домашней DLP-модели обязательно должен быть цветофильтр с шестью (или больше) секторами, желательно вращающийся с удвоенной или утроенной скоростью.

Параметр контрастности, указываемый изготовителями, в контексте домашнего кинотеатра, к сожалению, потерял всякий здравый смысл. Дело в том, что фирмы приводят наиболее выигрышный для себя показатель, который достигается в режиме презентаций. Как только вы переходите в режим демонстрации кинофильма, контрастность падает в несколько раз.

* * *

Таким образом, проектор сегодня невозможно и нецелесообразно выбирать по одним лишь техническим характеристикам. Нужно ознакомиться с перечнем используемых технологий и обязательно посмотреть устройство в деле, лучше в сравнении с несколькими другими моделями. Учтите также, что вы вряд ли найдете на рынке хоть один проектор, в котором реализованы все перечисленные нами технологии и функции.