ПРОЕКТЫ

"Ростелеком" (www.rt.ru), национальный оператор дальней связи, внедрил ERP-систему на базе Microsoft Business Solutions-Axapta, которая стала наиболее значительной реализацией подобного программного продукта в отечественном телекоммуникационном секторе. Системой охвачены офисы компании в десятках городов от Санкт-Петербурга до Владивостока, 9 филиалов, 65 территориальных управлений, более 1000 рабочих мест. К этому надо добавить около 13 500 ч труда консультантов и разработчиков.

"Ростелеком" внедрил крупнейшую в отрасли связи ERP-систему

 

Почему ERP?

Несмотря на то что ERP-методология, выросшая из традиционно производственных стандартов управления MRP и MRPII, на сегодняшний день устойчиво закрепилась на телекоммуникационном рынке, до сих пор идут споры о том, нужны ли ERP-системы операторам связи, основным видом деятельности которых является не производство, а предоставление услуг.

Телекоммуникационные компании - это в основном распределенные предприятия, имеющие филиальную (холдинговую) структуру. Объединения, слияния, покупки стали характерными особенностями бизнеса в отрасли связи. В итоге подразделения операторов могут быть, во-первых, значительно удалены друг от друга, а во-вторых, как правило, филиалы очень по-разному автоматизированы, а кроме того, как признают сами ИT-менеджеры телекоммуникационных компаний, в подразделениях стоит целый "зоопарк" систем.

Результатом всего этого является отсутствие единых инструментов учета, планирования, ведения хозяйственной деятельности, что значительно усложняет руководство предприятием. Чтобы привести к общему виду и унифицировать все программные инструменты учета и управления, телекоммуникационные компании принимают решение о построении комплексной системы менеджмента.

Но для создания таких распределенных систем требуются в первую очередь технологичные платформы с широкими возможностями масштабируемости и производительности, функциональность которых покрывает большинство процессов хозяйственной деятельности предприятия. В качестве такой платформы выбирается именно ERP-система.

Компании связи оперируют огромными объемами данных, имеют множество контрагентов (только количество клиентов исчисляется миллионами), что порождает свои сложности в управленческом учете и распределении затрат. Несмотря на то что у операторов связи нет нужды в планировании производства и сложной логистике, перед ними стоят трудные задачи в области финансовой функциональности: процессный учет затрат; разбиение затрат по направлениям оказываемых услуг; раздельный учет капитальных вложений от начала и до завершения каждого проекта и т. д. Стандартные бухгалтерские программы этих проблем не решают, здесь требуются системы с богатыми функциями аналитики и оперативного учета.

И есть еще один косвенный фактор, влияющий на развитие рынка ERP-решений для отрасли связи. Телекоммуникационные компании являются, пожалуй, самыми активными потребителями высоких технологий, главным образом потому, что эти технологии - их основной "хлеб", и операторов сегодня не нужно убеждать в необходимости инвестиций в ИТ. Компании связи раньше других реагируют на изменения в развитии АСУ и первыми принимают управленческие решения по автоматизации своего бизнеса.

Непростой выбор

О важности этих факторов свидетельствует и пример внедрения ERP-системы в "Ростелекоме". "Потребность в создании системы управления класса ERP во многом объясняется масштабами и разветвленной организационной структурой нашего предприятия, - сказал Антон Клименко, директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома". - Компанией, структурные подразделения которой разбросаны по всей территории РФ, управлять особенно сложно. В частности, составление единой отчетности при отсутствии универсальных для всех механизмов и инструментов учета и управления, превращается в непростую задачу. Надо было привести к общему знаменателю все методики учета и контроля и автоматизировать их, поэтому мы пришли к выводу о необходимости реализации ERP-методологии".

С чего всё начиналось

"Ростелеком" принял решение о закупке системы (в то время еще Navision Axapta) в 2002 г. Проектов по внедрению Axapta на таких гигантах, как "Ростелеком", со столь большим количеством рабочих мест на российском рынке еще не было. Много вопросов вызывало и будущее Navision Axapta после готовившегося в то время поглощения Navision фирмой Microsoft: будет ли компания поддерживать развитие этого продукта?

При выборе конкретного решения в "Ростелекоме" исходили из того, что это должна быть современная технологичная платформа с широкими возможностями масштабирования, на базе которой можно построить АСУ крупной распределенной компании, реализовать все необходимые механизмы управления и учета. Система Microsoft Business Solutions-Axapta была признана соответствующей всем требованиям "Ростелекома". Выбор в пользу "АНД Проджект" (www.andprodject.ru) как интегратора обусловлен тем, что эта компания имела опыт внедрения подобных систем на телекоммуникационных предприятиях, более того, на тот момент "АНД Проджект" уже реализовала подобное решение в фирме "Ленсвязь".

Microsoft Axapta плюс...

"С какими проблемами и задачами сталкиваются современные телекоммуникационные компании? Прежде всего это необходимость учета и контроля ресурсов в условиях территориальной разобщенности филиальной сети, потребность в учете и планировании в разрезах предоставляемых услуг связи и статей затрат, - отметил Илья Пантелеев, генеральный директор "АНД Проджект". - Естественно, возникают задачи интеграции ERP-систем со специфическими телекомовскими службами (например, системами биллинга), которые и должна решать современная информационная система управления предприятиями связи, и именно на это нацелено отраслевое решение, созданное на базе Microsoft Axapta".

Решение "АНД Проджект" для телекоммуникационных компаний, разработанное на основе системы Axapta и внедренное в "Ростелекоме", позволяет решить самые разные задачи комплексного управления распределенным предприятием связи: финансовый учет, учет основных средств, логистика и складской учет, расчеты с контрагентами и вопросы бюджетирования, интеграция с действующими программными комплексами.

Состав решения и методология его внедрения

Решение "АНД Проджект" состоит из двух главных блоков - "Основные средства" и "Управление финансами". В качестве отраслевых модификаций используются предложенные "АНД Проджект" механизм "Закрытие счетов и распределение затрат", модуль "Бюджетирование" и генератор "Финансовая отчетность" для Microsoft Axapta. Решение подразумевает интеграцию с биллинговыми системами, а также системами "клиент - банк".

Отраслевое решение должно быть эффективным с точки зрения не только функциональности, но и процесса внедрения и обслуживания. Сократить сроки внедрения и обеспечить заказчику удобство поддержки системы помогают существующие отраслевые доработки и методология внедрения.

"АНД Проджект" работает по следующему принципу. Сначала идет этап анализа бизнес-процессов оператора связи: определяются все производственные операции, механизмы и инструменты, единые для всей компании, которые требуется реализовать в будущей ERP-системе. Затем предлагается прототип системы (тиражируемое решение), он тестируется и после одобрения внедряется в головной компании. Далее идет распространение по филиалам.

Параллельно с этим проводятся обучение специалистов заказчика и формирование центра компетенции из сотрудников оператора связи. Центр компетенции обеспечивает обучение пользователей и поддержку создаваемой системы, в дальнейшем их специалисты смогут самостоятельно развивать систему и осуществлять тиражирование. Это позволяет свести к минимуму использование дополнительных услуг компании - поставщика решения, сократить сроки внедрения, а следовательно, существенно уменьшить совокупную стоимость владения.

Внедрение в "Ростелекоме"

Помимо стандартных доработок, используемых в решении для операторов связи, в "Ростелекоме" был реализован еще один важный блок. Уникальной особенностью его решения является "Система управления международными расчетами", предоставляющая "Ростелекому" возможность вести учет задолженностей одновременно в нескольких видах валют. Для этой цели специалисты "АНД Проджект" разработали специальный модуль УМЭС (управление международными электросвязями). Это - единственное в России комплексное решение, охватывающее все бизнес-процессы по расчетам с иностранными операторами связи.

В ходе проекта была осуществлена интеграция с биллинговыми программами, системой "банк - клиент" и системой учета персонала "БОСС-Кадровик".

Порядок внедрения системы включал создание ее прототипов на базе генеральной дирекции "Ростелекома" в Москве и последующее тиражирование решения по всем филиалам и территориальным управлениям заказчика. Компания "АНД Проджект" внедрила систему в центральном офисе, а также в шести региональных филиалах компании (центральном, сибирском, дальневосточном, приволжском, южном, северо-западном).

На данный момент система Microsoft Axapta внедрена также в уральском и московском (ММТ - Междугородный и международный телефон) филиалах компании. В этих подразделениях проект осуществлялся уже силами специалистов "Ростелекома".

Первые результаты

К основным результатам работы системы Microsoft Axapta в "Ростелекомe" нужно отнести значительное повышение эффективности контроля за бизнесом компании и управления им. Система построена таким образом, что работа любого из подразделений предприятия, несмотря на его территориальную удаленность, может быть просмотрена сотрудниками генеральной дирекции в режиме реального времени - они могут войти в базу каждого филиала, там же "спуститься" до его структурных единиц и посмотреть, какие операции произведены, какие услуги и в каком объеме оказаны.