АВТОРСКОЕ ПРАВО

Но вред от "черных внедренцев" по-прежнему высок

Сразу после окончания 15-й по счету выставки SofTool’2004 и последовавшего за ней крупномасштабного (свыше 1500 участников!) двухдневного ежеквартального семинара партнеров "1C" состоялось очередное*1 общее собрание Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП, www.appp.ru), созданного в ноябре 2000 г. На нем были рассмотрены итоги деятельности партнерства и решены некоторые организационные вопросы. Директор НП ППП Дмитрий Соколов отметил, что за отчетный период (2 марта - 3 октября) уставные требования формально нарушили 17 фирм, из них: три перерегистрировались и вновь подали заявления о вступлении в НП ППП, пять приняли решение о выходе из партнерства, а девять распались. Всего же за отчетный период заявления о вступлении в НП ППП подали 42 фирмы. Все они в результате открытого голосования стали полноправными членами некоммерческого партнерства. Таким образом, в настоящее время в него входят 185 организаций из Белоруссии, Эстонии и из 83 городов России.

_____

*1 Согласно уставу, общие собрания НП ППП созываются два раза в год. Предыдущее собрание состоялось 1 марта 2004 г.

Анна Лавринова:

 "Всем нелишне знать, что за нарушения,

предусмотренные частью 3 статьи 146 УК РФ,

можно лишиться свободы на срок до пяти лет"

Заместитель директора НП ППП Анна Лавринова сообщила, что при участии членов партнерства в первом полугодии нынешнего года по статье 146 УК РФ ("Нарушение авторских и смежных прав") было возбуждено 314 уголовных дел*1, что почти на 60% больше, чем во втором полугодии 2003 г. Из этих дел больше половины (159) уже дошли до суда. Интересно отметить, что за отчетный период контакты членов НП ППП с органами правопорядка по вопросам борьбы с пиратством в 52% случаев происходили по инициативе последних. А ведь еще полгода назад сотрудники милиции сами обращались к правообладателям лишь в 35% случаев.

_____

*1 Одно из самых громких уголовных дел отчетного периода связано с обнаружением в Москве на режимном объекте склада контрафактной продукции, на котором хранилось около миллиона дисков (все они впоследствии были уничтожены на подмосковном полигоне утилизации промышленных отходов).

Распределение ответов на вопрос: "Как вы оцениваете динамику пиратства за

первое полугодие 2004 г.?", % (в скобках указаны результаты ответов на эти

вопросы при голосовании в августе 2003-го)

По мнению некоторых членов партнерства, активность блюстителей закона помимо прочего обусловлена их стремлением в кратчайшие сроки раскрыть как можно больше преступлений и тем самым быстрее продвинуться по служебной лестнице. В то же время нельзя преуменьшать роль НП ППП, активно просвещающего сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов в области форм и методов действий компьютерных пиратов.

Однако не все так хорошо. В своем выступлении президент НП ППП Борис Нуралиев обратил внимание собравшихся на случаи интегрирования нарушителей авторских прав во власть. Так, например, недавно состоялся процесс над сотрудником ФСБ, который вместе с приятелем записывал и устанавливал нелицензионные версии "1С:Предприятия". По этому поводу в гарнизонном суде прошло шесть заседаний, и в итоге дело завершилось обвинительным приговором. Однако суд кассационной инстанции посчитал, что умысел офицера не доказан.

Правда, отдельные эпизоды не утихающего противостояния между пиратами и правообладателями не являются показательными. С целью получения объективной картины общественного мнения по проблемам борьбы с компьютерным пиратством в сентябре этого года был проведен опрос членов НП ППП. Сознательность проявили, как водится, не все: заполненные анкеты поступили лишь от 74 самых активных членов партнерства. Тем не менее можно считать, что результаты опроса дают достаточно точное представление о ситуации с компьютерным пиратством в крупных городах России и в целом отражают общие тенденции.

Прежде чем комментировать результаты опроса, отметим, что НП ППП выделяет шесть видов компьютерных пиратов (названия этих видов взяты в кавычки, дабы не обижать добропорядочных бизнесменов):

- "лоточники" (не секрет, что практически во всех крупных городах страны есть торговые точки, где спокойно продаются пиратские диски);

- "предустановщики" (лица, предустанавливающие на новые компьютеры нелицензионное ПО);

- "игротечники" (владельцы игровых клубов, устанавливающие нелицензионное ПО на клубные компьютеры);

- "интернетчики" (добрые дяди и тети, распространяющие чужое ПО через Сеть без ведома соответствующих правообладателей);

- "черные внедренцы" (установщики нелицензионного софта по договорам о "внедрении");

- "популяризаторы" (издатели компьютерных книг с использованием чужих товарных знаков, экранных форм и выдержек из документации).

Так вот, сравнение результатов анкетирования с данными прошлогоднего опроса (см. таблицу) позволяет отметить следующие тенденции:

- по "лоточникам", "черным внедренцам" и "популяризаторам" число партнеров, отмечающих падение уровня пиратства, в три раза больше, чем тех, кто уверен в его росте;

- преобладание роста над падением среди "интернетчиков" и "предустановщиков" незначительно (10% против 7% в обоих случаях);

- преобладание падения над ростом в сфере розничной торговли, на которое указывали результаты опроса в августе 2003-го, сохранилось и в минувшем полугодии;

- большой процент отвечающих "не отслеживаем, нас не касается", вероятно, связан с узкой специализацией членов партнерства на определенных секторах рынка.

Из анкет также следует, что из всех видов пиратства наибольший вред бизнесу приносит деятельность "черных внедренцев". И хотя в целом борьба с ними достаточно трудоемка, после ряда успешных процессов позитивные сдвиги наметились как в Москве, так и в регионах (Калининград, Санкт-Петербург, Оренбург и др.).

Вот как представляет себе последствия

использования нелицензионного ПО московский

студент Олег Дурягин, занявший одно из призовых

мест на конкурсе антипиратских плакатов

О том, что регионы не дремлют и активно включаются в деятельность НП ППП, свидетельствовали выступления на минувшем общем собрании Тамары Тепловой ("Эрудит", Сыктывкар), Андрея Голубина (Юридическое агентство защиты поставщиков программных продуктов, Санкт-Петербург), Елены Акуловой ("1С-Галэкс", Барнаул), Елены Долгоруковой ("Тюмбит", Тюмень), Вадима Волгина ("Москва-Сервис", Воронеж), Юлии Родиной (Внедренческий центр DRV, Калининград) и Владимира Серпухова ("Сети, системы, сервис", Самара).

На общем собрании было также представлено 280-страничное седьмое издание методики "Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы", разработанное НП ППП совместно с Главным управлением по борьбе с экономическими преступлениями Службы криминальной милиции, Главным управлением по охране общественного порядка Службы общественной безопасности МВД России и Управлением "К" Главного управления специальных технических мероприятий. Кроме того, вниманию собравшихся был представлен 44-страничный "Cправочник цен на лицензионное программное обеспечение" (по состоянию на III квартал 2004 г.). Книжка небольшая, но для сотрудников правоохранительных органов крайне полезная, так как позволяет в первом приближении быстро оценить размер ущерба, который продавец контрафакта наносит правообладателю, и в зависимости от этого классифицировать нарушение авторских прав (административное или уголовное).

Версия для печати