и стремится стать всероссийским центром распространения нормативно-технической документации

C 15 по 18 июля в живописнейшем городе Пушкине (до 1918 г. - Царское Село) проходил семинар "10 лет дистрибьюторской сети "Кодекс"", собравший около 120 специалистов 80 компаний из 60 городов. Вообще говоря, первые дистрибьюторы у петербургской группы "Кодекс" (www.kodeks.ru), занимающейся созданием информационных продуктов и ведущей свою историю с 1991 г., появились в 1993 г. Ими стали московская "Информационная компания ЭКОМАШ" (http://kodeks-em.ru) и псковский "Информационный центр ЗАВЕТ" (www.zavet.pskovtel.ru). А в 1994 г., который и считается годом становления дилерской сети, распространением систем "Кодекс" занимались уже 36 компаний из 20 городов. В 1999 г. таких компаний стало более 150 (из 80 городов). Ныне же, по словам директора дистрибьюторского центра "Кодекс" Юрия Иванова, их насчитывается свыше 200 (из 111 городов).

Юрий Иванов:

"В 2003 г. нашими новыми пользователями стали 5567 организаций,

что почти на 2000 организаций превосходит аналогичный показатель 2002 г."

"Дама под вуалью", мрамор.

Из коллекции русского дипломата и государственного деятеля Виктора Павловича Кочубея (1768-1834 гг.),

в чьем бывшем дворце и проходил партнерский семинар "Кодекса"

Сразу отметим, что дистрибьюторы группы "Кодекс" делятся на "обыкновенных" и генеральных (последних в середине июля было 21). Генеральные отличаются от "обыкновенных" не только объемами продаж и уровнем скидок, но и тем, что могут формировать свои дилерские сети. При этом их дилеры также называются дистрибьюторами и могут напрямую взаимодействовать не только с любым генеральным дистрибьютором, но и с дистрибьюторским центром группы "Кодекс".

На первый взгляд такая схема построения партнерской сети может показаться не совсем логичной, но президент информационно-правового консорциума "Кодекс" Сергей Тихомиров (данный консорциум включает как собственно группу "Кодекс", насчитывающую ныне около 500 человек, так и ее дистрибьюторов) cчитает, что на данном этапе развития консорциума она себя вполне оправдывает. Тому есть три основные причины. Во-первых, генеральные дистрибьюторы еще не обладают достаточной мощью, чтобы взять на себя обслуживание всех "обыкновенных" дистрибьюторов. Во-вторых, она дает возможность наиболее предприимчивым "обыкновенным" дистрибьюторам дорасти до "генеральных" и тем самым увеличить размеры своего бизнеса. В третьих, разработчики хотят быть ближе к народу и постоянно черпать сведения о ситуации на рынке, что называется, из первых рук.

Сергей Тихомиров:

"В минувшем году мы выпустили восемь новых продуктов"

Правильность выбранной схемы построения партнерской сети подтверждается практикой, т. е. ростом оборотов и увеличением числа организаций, использующих продукты "Кодекса". По словам г-на Тихомирова, доход группы от сбыта и обслуживания информационных продуктов "Кодекс" растет уже шесть лет подряд. Так, в 2003 г. он вырос, по сравнению с аналогичным показателем 2002-го, на 25%. При этом количество юридических лиц, частных предпринимателей, а также относительно независимых филиалов крупных компаний и организаций, использующих продукты "Кодекса", увеличилось на 17% и превысило 20 тыс. Численность же самой группы выросла за 2003 г. лишь на 10%, т. е. выработка на одного сотрудника стала больше. Следовательно, прогресс налицо.

Прежде чем анализировать структуру продаж группы, отметим, что ныне она характеризуется тремя основными направлениями деятельности: разработка и распространение профессиональных юридических систем (ПЮС), коих в настоящее время насчитывается свыше 70; разработка и распространение специализированных справочных систем (ССС), их сейчас более 20; разработка и внедрение систем электронного документооборота. В комплект поставки ПЮС и ССС входит программный комплекс "Кодекс" (его текущая версия имеет номер 5.1, а осенью этого года в коммерческую эксплуатацию будет сдана версия 6.0, отличающаяся от своих предшественниц еще более удобным интерфейсом и обеспечивающая еще более релевантные ответы на заданные запросы) и набор "кубиков" (баз данных), наиболее полно отвечающих информационным запросам пользователей из клиентской организации. При этом стоимость отдельных баз данных (включая стоимость программного комплекса) находится в диапазоне от 100 до 2500 долл., а стоимость ежемесячного обслуживания этих баз сегодня лежит в пределах 10-200 долл.

В настоящее время в базах данных ПЮС хранится в общей сложности свыше 1 млн. документов, разъяснений и комментариев, а в базах данных ССС - более 12 тыс. нормативно-технических текстов, снабженных необходимыми графическими материалами.

Наиболее быстро растут продажи ССС. В 2003 г. объем их реализации (в денежном выражении) увеличился по сравнению с 2002 г. на 37,7%. Продажи ПЮС также выросли, но лишь на 19,2%. В соотношении продаж ПЮС и ССС наблюдается четкий тренд: 70:30 (2001 г.), 66:34 (2002 г.), 63:37 (2003 г.). Надо полагать, данная тенденция продолжится и в нынешнем году.

Итак, спрос на ССС, продвигаемые консорциумом "Кодекс", растет быстрее, чем спрос на ПЮС. Отчасти это объясняется своего рода монополией (основные конкуренты "Кодекса", как правило, ограничиваются совершенствованием лишь справочно-юридических систем), но в большей степени тем, что спектр предложений "Кодекса" в области ССС постоянно увеличивается.

Например, только в минувшем году были выпущены следующие специализированные справочные системы:

- "Нормы, правила, стандарты России" (март 2003 г., более 12 000 документов, стартовая цена $2500, стоимость ежемесячного обновления примерно $200);

- "Охрана труда" (март 2003 г., свыше 2500 документов, стартовая цена около $300, стоимость ежемесячного обновления примерно $10);

- "Эксперт: Экология" (июль 2003 г., более 5000 документов, $300, $25).

Предполагается, что в августе выйдет "Эксперт: Связь" объемом около 2000 документов. Стоимость этой базы данных еще не объявлена.

Интересно отметить, что самые последние версии многих информационных баз ПЮС доступны всем пользователям Всемирной паутины. Дело в том, что с 2001 г. "Кодекс" выпускает пластиковые карты номиналом 60 единиц. Стоимость одной такой карты (ее можно приобрести у дистрибьюторов) 180 руб.

Карта дает право на доступ к любым информационным ресурсам "Кодекса" (через портал www.kodeks.ru). После активации карты на портале www.kodeks.ru открывается личный счет пользователя, на который вносится 60 единиц. Единицы снимаются со счета только в момент открытия документа (поиск нужных документов производится бесплатно).

"Цена" документа в единицах указывается рядом с его названием. В среднем, воспользовавшись картой, можно открыть 50 документов. К сожалению, карта действительна лишь в течение полугода с момента активации. Для онлайн-доступа к документам уникальной базы данных "Нормы, правила, стандарты России" существует отдельный вход: http://standards.kodeks.ru.

Несколько слов о полноте базы данных "Нормы, правила, стандарты России", содержащей ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и прочие документы. На июнь 2004 г. в России действовало около 21 500 государственных стандартов. На 30 июня в указанной выше базе данных содержалось 6228 стандартов, т. е. около 30% от общего числа. В первой половине 2004 г. в базы данных "Кодекса" ежемесячно вводилось 200-300 новых ГОСТов. Предполагается, что к концу года ежемесячно их будет вводиться 300-400 (в целом же в базы данных "Кодекса" ежедневно вводится от 200 до 500 новых документов). Но уже сейчас полностью укомплектованы разделы ЕСПД (Единая система программной документации), ЕСКД (Единая система конструкторской документации), ЕСТД (Единая система технологической документации) и ССБТ (Система стандартов безопасности труда). На 80% укомплектован раздел СПКП (Система показателей качества продукции).

Выступая перед участниками семинара "10 лет дистрибьюторской сети "Кодекс"", г-н Тихомиров сказал: "Наша задача - стать российской сетью распространения нормативно-технической документации. А задача каждого нашего партнера - стать центром распространения нормативно-технической документации в своем регионе". Вообще говоря, об оперативном (и по доступным ценам!) распространении такого рода информации должно заботиться государство, но оно от этого, похоже, самоустранилось.