БИЗНЕС

    

КорпорациЯ IBM провела конференцию, посвященную очередному этапу развития стратегии в области продуктов для управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Ma-nagement, PLM), который связан с появлением у альянса IBM/Dassault нового бизнес-партнера - международного системного интегратора Rand Worldwide.

Это - важное событие на рынке САПР. Дело в том, что компания Rand Worldwide, основанная в 1988 г. в Торонто (Канада), с самого начала являлась самым крупным поставщиком системы автоматизации проектирования Pro/Engineer и других продуктов фирмы PTC. В России Rand работает с 1998-го и до последнего времени имела здесь (как и на всей территории Восточной Европы) эксклюзивные права на продвижение разработок PTC. Однако в конце нынешнего марта срок этого соглашения истек, и руководство компании решило его не продлевать. Еще в 2002-м Rand подписала договор с Dassault Systemes и IBM и начала постепенный переход на продажу их PLM-решений в Северной Америке и Западной Европе. В восточно-европейском регионе до апреля все шло по-старому. И лишь теперь, после окончания срока соглашения с PTC, курс резко поменялся в сторону IBM/Dassault.

Очевидно, что это серьезный поворот в деятельности Rand. Ведь альянс IBM/Dassault является одним из главных конкурентов PTC на рынке "тяжелых" САПР. Чем же вызвана такая смена направления? Как объяснил глава российского представительства Rand Андрей Волков, руководители компании постоянно анализировали рынок САПР по разным параметрам и пришли к заключению, что сейчас Dassault лидирует на нем и по технологии, и по финансовому положению. В то же время появились косвенные признаки того, что фирма PTC теряет преимущества, которые были у нее несколько лет назад, так как разработанные ею технологии появились и в других системах. Тем временем САПР Catia компании Dassault заняла ведущее положение во многих отраслях. Но раньше Rand в силу эксклюзивного соглашения с PTC не могла рекомендовать эту систему, а теперь может. Однако возникает и другой вопрос: что будет с заказчиками? Ведь подавляющее число пользователей продуктов PTC - это клиенты Rand. По словам г-на Волкова, компания будет их по-прежнему поддерживать, но продажу новых лицензий и обновлений на продукты PTC полностью прекращает.

Франсис Бернар: "Некоторые ключевые компоненты нашей системы были созданы в России"

Что касается ближайших планов, то сейчас Rand готовится к работе с Catia и другими продуктами Dassault: нанимает новых сотрудников со знанием этих систем и переучивает своих специалистов. "Если раньше там, где возможно, мы советовали использовать Pro/Engineer, то теперь будем рекомендовать систему Catia, - объяснил г-н Волков. - А там, где это невозможно или нецелесообразно, будем предлагать что-то иное. Для этого мы собираемся договариваться и с другими поставщиками". Одновременно изменится и ценовая политика компании, так как Catia более дорогая система, чем Pro/Engineer. Впрочем, отметил г-н Волков, разница в ценах не превышает 30%, причем Catia считается системой более высокого уровня и поэтому больше подходит для крупных корпораций. Правда, в последнее время это положение также начинает меняться. В системе появились возможности параметризации, твердотельного моделирования, присущие Pro/Engineer, упростилась настройка, а благодаря новому интерфейсу с ней стало легче работать. Таким образом, круг ее пользователей расширяется за счет средних и малых предприятий.

Приход компании Rand вносит изменения и в деятельность группы продаж PLM-решений IBM. По словам руководителя этой группы Николая Бондаренко, IBM работает с продуктами Dassault по двум направлениям: с самыми крупными заказчиками (Boeing, Airbus) напрямую, а с остальными - через бизнес-партнеров. Раньше их было четыре: "Гетнет", Mebius, "Би-Питрон" и ITService, а теперь к ним добавилась компания Rand Worlwide. В ответ на вопрос, не будет ли им тесно на рынке, г-н Бондаренко сообщил, что в последние два года спрос на PLM-продукты Dassault стал увеличиваться. Особенно бурно растут продажи в авиа-, судо- и машиностроительной областях. В частности, за этот период появились такие заказчики, как "Криогенмаш", Красноярский комбайновый завод и компания "Гражданские самолеты Сухого". В результате число проданных лицензий на Catia в нашей стране перевалило за тысячу. Чтобы расширить круг пользователей, IBM старается выйти за пределы традиционных областей. Так, недавно с помощью Catia были спроектированы декорации для МХАТ им. А. П. Чехова. По словам Андрея Суворова, коммерческого директора компании Compu-terAge, внедрившей эту систему, проект полностью финансировали IBM и ComputerAge. Но руководству театра система настолько понравилась, что было решено купить сразу несколько лицензий, чтобы использовать ее постоянно.

О росте бизнеса в нашей стране говорил и Франсис Бернар - член правления и один из основателей Dassault. В связи с этим в ближайшие месяцы в Москве будет открыто представительство для поддержки партнеров и заказчиков. Он также отметил вклад российских ученых в развитие продуктов компании. Оказывается, у Dassault в России есть партнер по НИОКР - новосибирская компания Ledas, разрабатывающая математические алгоримы.