ПРОЕКТЫ

"АЗР Автомобиль - звезда Руси" (АЗР, www.mb-asr.com), крупнейший дилер DaimlerChrysler в России, внедрил систему корпоративного управления IFS Applications шведской компании IFS. Проект реализован с помощью фирмы КФС (www.ifsrussia.ru) - дистрибьютора продуктов IFS в России.

Даже такие машины трудно продавать без системы автоматизации

АЗР занимается продажей автомобилей "мерседес-бенц", запчастей и аксессуаров, а также сервисным обслуживанием и тюнингом. Это компания со 100%-ным западным капиталом и разветвленной структурой включает многопрофильное предприятие в Москве, отделения в Балашихе и Ярославле. Как рассказал председатель правления АЗР Юрген Гэртнер, решение перевести все бизнес-процессы в единую информационную среду было принято четыре года назад, когда выяснилось, что имеющееся ПО, включающее бухгалтерскую программу Abacus и российскую систему автоматизации центров технического обслуживания SMotors, не справляется с растущими требованиями компании: подразделениям было трудно обмениваться данными, на прохождение документов тратилось много времени, а руководство не имело исходной информации для аналитического и управленческого учета. Нужен был продукт, легко адаптируемый к требованиям АЗР и DaimlerChrysler и настраиваемый в зависимости от перемен во внутренней и внешней среде (изменений в законодательстве, в бухучете и т. д.). Требовалось контролировать движение информации в реальном времени и строить систему отчетности, позволяющую вести многовалютный учет.

По словам Алексея Втулкина, начальника отдела вычислительных систем компании АЗР, найти такую систему оказалось нелегко. В отечественные разработки не заложены западные стандарты ведения бизнеса, а известные западные ERP-продукты, например SAP R/3 и Axapta, сложны во внедрении и требуют много времени на адаптацию. В конце концов компания выбрала IFS Applications - в надежде, что открытость и адаптируемость этой системы позволят преодолеть трудности внедрения. Этому выбору способствовала и популярность продукта у зарубежных автодилеров, в частности у шведских партнеров Volvo.

Договор с КФС был подписан в марте 2001 г. Первоначально предполагалось завершить работу в январе 2002-го, но как часто бывает с ERP-системами, проект несколько затянулся. Видимо, помимо прочего это было связано с довольно значительной модификацией исходного продукта и реорганизацией бизнес-процессов самой компании АЗР. Первым в эксплуатацию был введен финансовый модуль, затем подсистемы закупок и материального обеспечения. Последним развернут модуль для автоматизации основного бизнеса компании - управления сервисно-техническим обслуживанием, конфигурированием автомобилей на заказ, распределенными складами, снабжением и продажами. В результате создано единое хранилище данных для всех производственных процессов дилера, и теперь система поддерживает полный цикл - от продажи автомобиля до реализации запчастей и ремонта. Кроме того, c помощью специальных интерфейсов данное решение интегрировано с электронными каталогами запчастей, поддерживаемыми DaimlerChrysler. Всего установлено около ста рабочих мест, каждое из которых стоит примерно 1000 долл. (без учета затрат на доработки).

В настоящее время в АЗР используется лишь треть функций IFS Applications, но благодаря модульной архитектуре этого продукта функциональность системы можно постепенно наращивать. Так, заметил г-н Втулкин, вероятно, со временем будет внедрен модуль для управления взаимоотношениями с клиентами.

А сейчас, как сообщил генеральный директор КФС Леонид Викторов, компания собирается сертифицировать созданную систему в "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС" (российское дочернее предприятие концерна DaimlerChrysler), с тем чтобы предлагать ее другим дилерам DaimlerChrysler в качестве типового решения, учитывающего внутренние стандарты и регламенты концерна. По оценке г-на Викторова, это позволит внедрять систему за три - шесть месяцев.

Перспективный рынок

Готовы ли автоторговые предприятия внедрять ERP-систему? Чтобы узнать это, Межвузовский центр информационного менеджмента (www.immc.ru) провел обследование 560 дилеров АвтоВАЗа и ряда зарубежных производителей, ведущих бизнес в разных городах России. Оказалось, что более 70% из них эксплуатируют "зоопарк" из разных программ и плохо представляют, какой эффект могли бы дать ERP-системы для их бизнеса, 20% готовы рассматривать возможность установки систем такого рода и лишь 5-6% уже приступили к их внедрению.

А между тем, сообщила руководитель центра Софья Кузнецова, автомобильная отрасль быстро растет. В 2004-2005 гг. на базе российских военных предприятий планируется открыть десять линий сборки зарубежных автомобилей и производства комплектующих. С этим рынком нужно работать, подчеркнула г-жа Кузнецова. Необходимы методики для выбора ERP-продукта, определения полной стоимости владения информационной системой и сроков окупаемости проекта. Только это позволит предприятиям оценить экономическую целесообразность внедрения подобных решений.