ИНТЕРВЬЮ

На состоявшееся недавно (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 36) открытие первого в России центра компетенции компании SAS (www.sas.com/russia), образованного на базе Научного информационно-аналитического центра (НИАЦ) ВНИИ железнодорожного транспорта МПС (www.analytical-center.ru), в Москву приехал вице-президент SAS по странам Центральной, Восточной и Северной Европы Майкл Хагстром. О новой форме работы SAS на отечественном рынке, приоритетных направлениях развития ее бизнеса в нашей стране и грядущих технологических инновациях с Майклом Хагстромом беседует научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

Майкл Хагстром

PC Week: В связи с открытием в России центра компетенции по решениям SAS возникает принципиальный вопрос: означает ли это, что вы не намерены развивать отраслевую компетенцию в рамках московского офиса, не будучи полностью уверены в потенциале соответствующих сегментов российского рынка?

Майкл Хагстром: НИАЦ ВНИИ железнодорожного транспорта МПС работал вместе с SAS в транспортной отрасли на протяжении нескольких лет, и поэтому присвоение этой организации статуса центра компетенции лишь подтверждает ее умения, навыки и знания и свидетельствует о нашем стремлении теснее интегрировать НИАЦ с компанией SAS. Мы бы хотели, чтобы этот центр имел самую свежую информацию о продуктах и технологиях SAS и получал бы новые версии нашего ПО одновременно с сотрудниками местного офиса.

Специалисты российского представительства SAS и центра компетенции обладают опытом в существенно разных областях. Консультанты московского офиса сосредоточивают свои усилия на продвижении новых технологических решений, а российские партнеры в основном внедряют системы Business Intelligence [BI] в компаниях различного профиля. Мы, конечно, тоже участвуем в таких проектах, но это - не наш основной бизнес. Компания SAS занимается разработкой программного обеспечения, а все вопросы, связанные с системной интеграцией и поддержкой, мы хотели бы отдать своим партнерам.

PC Week: В том числе и локализацию продуктов SAS?

М. Х.: Нет, локализацию мы будем выполнять сами. Это сложный комплекс задач, включающий русификацию интерфейса, учет российского законодательства, сертификацию в государственных органах и т. д. Их решает целая группа специалистов нашего представительства.

Консалтинг мы рассматриваем как движущую силу, помогающую нам продавать программные продукты. В разных странах ситуация складывается по-разному. В Венгрии у нас небольшая группа консультантов, в Польше их более 130, но как только мы находим сильного партнера, имеющего опыт в системной интеграции на местном рынке, то стараемся как можно быстрее передать ему решение такого рода задач. Я думаю, мы будем действовать совместно с центром компетенции, дополняя друг друга в тех областях, в которых у той и другой стороны накоплен уникальный практический опыт.

Так, в нашем московском офисе есть специалисты, хорошо разбирающиеся в специфике телекоммуникационной отрасли, и они объединены в отдельную группу. Совершенно очевидно, что эта группа работает не в профильной для центра компетенции области. В ближайшее время я должен буду принять ряд принципиальных решений относительно разделения рисков и более четкого проведения своеобразной разграничительной черты: что мы будем делать сами, а что передадим в ведение центра компетенции. Например, в нефтегазовой отрасли наш московский офис может работать самостоятельно, используя и опыт собственных специалистов, и примеры из практики головной компании. Здесь ресурсы центра компетенции, вероятно, не будут востребованы.

PC Week: В прошлом году SAS получила наибольшую часть своих доходов в мире в целом в финансовом секторе (34%). За ним следуют госучреждения, промышленные предприятия, розничная торговля и телекоммуникации, причем на долю последних двух отраслей приходится по 5-7%. В России сегодня именно они развиваются бурными темпами, но в силу исторических причин наиболее крупными заказчиками остаются МПС, Газпром, нефтяные компании. Сможет ли центр компетенции, имеющий опыт работы в основном на железнодорожном транспорте, способствовать завоеванию SAS ведущих позиций в указанных отраслях нашей экономики?

М. Х.: Что касается банковского сектора, я затрудняюсь сказать, когда российские кредитные учреждения достигнут того же уровня, что их западные конкуренты, активно использующие решения SAS. В составе московского офиса есть структурные подразделения, успешно работающие с нефтяными компаниями и государственными организациями. Думаю, центр компетенции на базе НИАЦ мог бы успешно с ними сотрудничать. В глобальном масштабе для SAS этот год может стать годом активного расширения своего присутствия в сегменте розничной торговли. В России же наши усилия будут сосредоточены на нефтегазовой отрасли и, может быть, в госсекторе.

PC Week: В ближайшие месяцы ваша компания собирается выпустить BI-систему нового поколения SAS9. В связи с этим упоминается и новая платформа SAS9 Intelligence Platform. В чем ее назначение? Это логически полный и согласованный набор средств для сбора, разбраковки и анализа данных, или же речь идет об интеграционной платформе, обеспечивающей взаимодействие BI-продуктов SAS с другими системами (ERP, SCM, CRM), используемыми на предприятии?

М. Х.: SAS9 состоит из двух частей. Первая, имеющая кодовое название Mercury, - это платформа, полностью переписанная нами на технологической основе, лучше приспособленной к среде Web (Java, ActiveX). Прежняя ее версия, написанная на языке Си, не позволяла в полной мере решать важнейшую в нынешних условиях задачу - поддерживать бизнес-приложения, функционирующие как на ПК, так и на самых разных абонентских устройствах доступа (мобильных телефонах, КПК и т. д.). Ведь сегодня менеджер должен иметь возможность получать важные отчеты в любое время и независимо от своего местонахождения. В состав платформы входят также средства для управления качеством данных, серверы ETL, BI и интеллектуального хранения. Последний позволяет управлять метаданными. Это очень важно, поскольку наши заказчики часто требуют не только бизнес-отчеты, но и своеобразные отчеты об отчетах, дающие возможность понимать истинный смысл тех цифр, что заполняют подобные документы.

Вторая часть SAS9 - решения, учитывающие специфику тех или иных отраслей и базирующиеся на упомянутой платформе. К примеру, у нас есть инструментарий для бюджетирования, но формирование бюджета в банке и в телекоммуникационной компании - совершенно разные задачи. Мы предлагаем специализированные BI-продукты для страховых компаний и для розничных сетей. В них аккумулирован и наш собственный опыт, и опыт многочисленных партнеров SAS. В частности, немалый вклад в решение для транспортной отрасли внесли специалисты НИАЦ.

PC Week: Сегодня о наличии собственной платформы наряду с SAS заявляют такие известные компании, как Oracle, SAP и Microsoft. Явно или неявно они подталкивают заказчика к тому, чтобы он покупал все базовые инструменты (СУБД, серверы приложений, службы каталогов, средства ETL и т. д.) у одного поставщика. Но ведь такие платформы частично дублируют друг друга. Скажем, средства построения хранилищ данных предлагают и SAS, и Oracle, и SAP. Как вы позиционируете SAS9 Intelligence Platform в этом контексте?

М. Х.: Мы предлагаем только BI-платформу и вовсе не претендуем на роль поставщика программной инфраструктуры для операционных или транзакционных приложений. В то же время ни для кого не секрет, что SAP и Oracle продвигают наряду с операционной еще и BI-платформу. Мы убеждены, что в этой области наши решения существенно лучше, чем у упомянутых конкурентов.

Вот характерный пример. Компании, эмитирующей кредитные карточки, необходимо оперативно анализировать клиентскую базу по ряду параметров. Было проведено сравнительное тестирование. Решение, построенное на технологии Oracle, осуществляло загрузку данных в систему хранения EMC со скоростью 200 Мб/с. Как нам сообщили в EMC, решение SAS проводило ту же операцию со скоростью 786 Мб/с, что близко к предельной производительности устройства хранения (800 Мб/с). На полное сканирование хранилища у системы SAS ушло 11 мин, а у Oracle - 2 ч 53 мин. В чем причина? Просто платформы SAS и Oracle ориентированы на решение разных задач.

Многие предприятия используют BW-модули (Business Warehouse), входящие в состав пакета бизнес-приложений компании SAP. Но очень часто эти же предприятия приобретают и наши инструменты для аналитической обработки или динамической генерации отчетов и эксплуатируют их совместно с продуктами SAP. Суммируя сказанное, хочу подчеркнуть, что мы предлагаем свою платформу только для решения задач интеллектуальной поддержки бизнеса, но не для выполнения транзакционных приложений.

PC Week: Означает ли это, что вы будете советовать своим клиентам, развернувшим, к примеру, ERP-систему SAP, отказаться от ее BW-модулей и заменить их на платформу SAS?

М. Х.: Нет, мы считаем, что они могут дополнять друг друга. Модули BW от SAP целесообразно использовать там, где все данные, загружаемые в информационное хранилище, извлекаются из приложений SAP. Но ведь есть еще унаследованные приложения и БД, а также внешние источники информации. Так вот, с задачами эффективной консолидации всех этих данных, их последующего анализа и построения прогнозов продукты SAS справляются гораздо лучше.

PC Week: Создается впечатление, что крупнейшие производители ПО начинают все больше конкурировать не на рынке продуктов, а на рынке платформ. Не так ли?

М. Х.: Да, это очень верное наблюдение. По-моему, в софтверной области ведущими вендорами постепенно формируются четыре доминирующие платформы: для поддержки индивидуальных пользователей (Microsoft), выполнения транзакционных приложений (Oracle), решения учетно-управленческих задач (SAP) и интеллектуальной поддержки бизнеса (SAS). И если первые три необходимы предприятию просто для его эффективного функционирования, то последняя дает каждой компании возможность обеспечить себе уникальные конкурентные преимущества.

PC Week: Спасибо за беседу.