СОБЫТИЯ

В субботу 13 марта состоялось первое состязание полностью автономных наземных роботов, организованное военным научным агентством DARPA (о подготовке к турниру см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 40). За несколько дней до официального открытия прошли квалификационные заезды на 2 км, по результатам которых к главному старту решено было допустить 15 из 19 команд. Правда, далеко не все из 15 роботов прошли квалификацию до конца, а полностью со всеми требованиями организаторов справилась только машина SandStorm команды RedTeam Университета Карнеги - Меллона. Поэтому намеченный ранее главный маршрут решено было сократить с 340 до 230 км (контрольное время - 10 ч - осталось без изменений). Однако роботы все равно сдались гораздо раньше.

Неформальный чемпион на старте

Только 8 из 15 аппаратов преодолели чуть более километра, остальные прекратили борьбу уже в первые секунды. Четыре робота прошли от 8 до 11 км. Аппарат Golem факультета инженерной механики Калифорнийского технологического института преодолел 8,3 км. На неофициальном третьем месте неожиданно оказалось малобюджетное устройство команды Digital Auto Drive с оригинальной высокоскоростной системой трехмерного машинного зрения. Второе место занял робот SciAutonics II - совместное детище фирм Elbit Systems и SciAutonics. Он проехал 10,7 км за 10 ч 38 мин. Чемпионом, как и ожидалось, стал SandStorm, который со старта сразу вырвался вперед и добрался до отметки 11,5 км за 8 ч 38 мин, после чего сбился с курса и заехал в тупик, где у него сломалась ось и воспламенились передние колеса.

Аппараты выбывали из гонки по самым разным причинам, но справедливости ради надо отметить, что трасса была очень сложной и проходила по сильнопересеченной местности в пустыне Майяви, где располагается военный полигон. Роботы преодолевали песчаные дюны, объезжали озера и утесы, маневрировали между камнями и обломками старой военной техники и перебирались через небольшие овраги и ручьи. Доступные навигационные решения и цифровые карты позволяли ориентироваться на местности с точностью не более 1 м, а чтобы придерживаться заданного маршрута в некоторых случаях требовалось выполнять маневры с сантиметровой точностью. Поэтому преодоленные победителем 11,5 км для первого раза можно считать очень хорошим результатом.

На подготовку и проведение соревнования DARPA потратило 13 млн. долл. Гонка будет повторена еще как минимум три раза (до 2007 г.) или до полноценной победы аппарата, команда которого получит приз в 1 млн. долл.

Участники анализируют результаты гонки и готовятся к новым испытаниям - ведь в сентябре на этой же трассе пройдет турнир IRRF Open Challenge (открытый аналог Grand Challenge), в котором смогут принять участие уже все желающие. Организует его Международная федерация гонок роботов IRRF (www.irrf.org). Судя по первым отзывам специалистов команд-участниц, одной из основных нерешенных технических проблем остается сложность ориентации в пространстве при быстром движении. Пока системы распознавания допускают высокий процент ошибок при выявлении препятствий, а устойчиво работают только в том случае, если объемы видеоданных невелики (когда машина стоит на месте или очень медленно движется). По этой причине немало машин перемещались рывками (немного проехали, остановились, изучили обстановку, двинулись далее) и сошли с гонки на первом же повороте, не сумев правильно сориентироваться. Показательно, что разработчики системы ориентации робота-лидера SandStorm особое внимание уделили уверенному объезду препятствий.

Говорят, что афганские вооруженные группировки использовали для переправки грузов обученных ослов и баранов. Это решение пока выглядит гораздо более эффективным и дешевым, нежели усилия Пентагона по созданию самоходных роботов. Впрочем, первые модели танков в начале XX века также проезжали всего сотню метров и ломались, хотя управлялись экипажем из нескольких человек. Вспомним, что уже существуют воздушные роботы, уверенно и точно выполняющие пространственные маневры в воздухе и самостоятельно преодолевающие тысячи километров. Да и по инженерной сложности задача создания наземного самоходного аппарата вряд ли труднее, например, разработки системы глобальной противоракетной обороны. Если аппарат сумел преодолеть 10 км, то, значит, способен проехать и в 10 раз больше.

Возможно, новые оригинальные решения мы увидим уже нынешней осенью на вышеупомянутом турнире Open Challenge. Некоторые команды грозятся выставить на гонку тяжелые гусеничные самоходные тракторы (они вряд ли уложатся в регламент 10 ч, но вполне могут, не торопясь, добраться до цели), другие собираются подготовить роботы-бульдозеры, которые будут сами себе расчищать трассу, третьи планируют создать прыгающие машины, способные одним махом преодолевать десятки метров. Наше издание будет и далее следить за ходом подобных турниров.

Версия для печати