Для интеграции приложений предприятия (EAI, Enterprise Application Integration) на мировом и российском ИТ-рынках предлагается множество отдельных продуктов, реализующих различные подходы к интеграции (подробнее об этом см. обзор "Интеграция: новое решение старых проблем" в PC Week/RE, N 35/2003, с. 31, 37).

Предприятиям для объединения своих приложений одного интеграционного продукта (скажем, сервера приложений или системы MOM) часто не хватает, и, следовательно, им нужно использовать несколько таких продуктов, которые, как правило, разработаны независимо друг от друга и которые не очень удобно применять совместно. На эту ситуацию ряд крупных софтверных компаний, таких, как IBM, Microsoft, Oracle, BEA Systems, Sybase, InterSystems и др., отреагировал, предложив комплекты или платформы согласованных между собой средств интеграции приложений в рамках предприятия (enterprise integration suite). Такие платформы либо включаются в состав сервера приложения в качестве его дополнения или расширения (подобный подход наиболее последовательно реализуют IBM, Oracle и BEA Systems), либо предлагаются отдельно. Использовать их удобнее и проще, чем набор разработанных независимо друг от друга продуктов, но при проведении масштабных интеграционных проектов становится очевидным, что царствовавший долгие годы сугубо технократический подход к решению проблем интеграции в принципе недостаточен, так как в этом случае отсутствует возможность видения проблемы и управления интеграцией как единым целым: "из-за деревьев" (т.е технических вопросов, связанных с адаптерами, коннекторами и пр.) не виден "лес" (проблема интеграции в целом).

Единый взгляд на проблему интеграции приложений может обеспечить подход с использованием бизнес-процессов (см. об этом ниже). И в последнее время разработчики перечисленных выше платформ концентрируют свои усилия на использовании бизнес-процессов в своих продуктах (хотя, конечно, не только и даже не столько ради интеграции приложений, сколько ради самих бизнес-процессов и процессно-ориентированного управления, так как бизнес-процессы первичны, а приложения вторичны). В частности, на прошедшей в конце ноября в Москве конференции "Платформа-2004" главный архитектор приложений в европейской штаб-квартире Microsoft Эрик ван Бевер подчеркнул, что если в Microsoft BizTalk Server 2002 основным было обеспечение обработки сообщений для интеграции приложений, то в версии 2004 это уже поддержка бизнес-процессов. А корпорация Oracle, выпустив нынешней осенью новое поколение своих продуктов (10G), объявила о включении в свою платформу интеграции приложений нового модуля для поддержки бизнес-процессов OracleAS ProcessConnect. Тем не менее, как показывает практика, чтобы поддержка того или иного подхода даже в продуктах мировых лидеров стала достаточно зрелой, необходимо время.

Сугубо технический подход можно считать приемлемым, когда интеграция приложений в процессе развития ИТ-инфраструктуры предприятия происходит редко и/или объем связанных с этим работ невелик. Однако все большему количеству российских организаций и предприятий приходится действовать в динамичных, изменяющихся условиях. Такие предприятия для адекватной поддержки своего бизнеса должны обладать гибкими, адаптивными к постоянным изменениям ИТ-инфраструктурами, включая прикладные системы.

Если изменения в составе приложений и связей между ними на предприятии происходят часто, то проблема их интеграции становится постоянным фактором, определяющим эффективность всей ИТ-инфраструктуры. И тема интеграции приложений также становится постоянной и выходит на первый план для многих, особенно крупных российских компаний.

Бизнес-процессы и интеграция приложений

У темы "бизнес-процессы в корпоративных системах" много аспектов. Применительно к интеграции приложений предприятия важно отметить следующее.

Основное преимущество при явном определении бизнес-процессов даже для уже существующих приложений, разработанных без ориентации на понятие "бизнес-процесс", заключается в том, что четко выявляются все связи (по условиям передачи управления и координации работы, по данным и т. д.) между приложениями, которые эти бизнес-процессы фактически поддерживают, хотя и входят в различные функциональные подсистемы. И если бизнес-процессы изменяются, то четко определяются и изменения связей между приложениями, которые их поддерживают, и изменения требований к их функциональности. Фактически это дает единый взгляд на проблему интеграции ("лес виден"!)точнее, на проблему развития и интеграции приложений.

Кому нужны платформы интеграции приложений на основе бизнес-процессов

Максим Волков из фирмы "Кворум" выделил несколько основных типов российских организаций, которым платформа управления бизнес-процессами и интеграции приложений может быть полезна.

Это прежде всего эволюционно развивающиеся предприятия, вынужденные в современных рыночных условиях регулярно модернизировать свои сложившиеся внутренние и внешние бизнес-процессы и соответственно приложения для их поддержки. Если на некоторых из таких предприятий понятие "бизнес-процесс" в силу тех или иных причин не используются вне ИТ-подразделения, то тем не менее они все-таки могут выполнить проект по интеграции своих приложений.

Но многие предприятия, особенно те, что действуют в условиях особо острой конкуренции, не могут ограничиваться оптимизацией сложившихся (в рамках функционального подхода к управлению) бизнес-процессов; они должны в целом менять подход к управлению. Практически неизбежным для них становится переход к процессно-ориентированному управлению и "подгонка" ИТ-инфраструктуры предприятия для его поддержки.

И несколько особых случаев, с которыми компания "Кворум" столкнулась на практике, касается организаций, переживающих резкие изменения своей деятельности.

Перед предприятием, значительно увеличивающим инвестиции в свой бизнес, как правило, ставится задача резко и быстро повысить эффективность деятельности, что в наше время практически нельзя без соответствующего повышения эффективности ИТ-инфраструктуры. А это возможно только тогда, когда будут приобретены новые ИТ-продукты, причем они должны быть в кратчайшие сроки интегрированы между собой и со старыми системами.

Еще один класс составляют холдинговые структуры, образовавшиеся в результате слияний и поглощений образовалось. Информационные системы предприятий, входящих в холдинги, формировались независимо друг друга и плохо совместимы между собой; их трудно интегрировать, особенно в случае интеграции бизнеса участников холдинга, что вызывает изменения многих существующих и возникновение новых бизнес-процессов.

Но если нет явного определения бизнес-процессов, то установление изменений связей между приложениями без общего подхода становится сложной задачей, и часто она решается не лучшим образом, в результате чего возникает (или нарастает) рассогласованность в работе приложений.

Итак, явное определение бизнес-процессов обеспечивает некоторый взгляд сверху на совокупность приложений, фактически их поддерживающих. Чтобы использовать преимущества такого подхода, необходимо ПО двух классов.

Во-первых, это ПО для моделирования бизнес-процессов, определения их участников и объектов (бизнес-объектов), создания соответствующих описаний, которые можно использовать в процессе интеграции/развития приложений.

Во-вторых - ПО для управления выполнением бизнес-процессов. С этой целью, как правило, используются системы класса workflow для обработки потоков работ/задач. Если не во всех, то во многих случаях бизнес-процессы можно представить как поток работ, поэтому системы класса workflow пригодны для управления выполнением бизнес-процессов.

Стоит отметить, что наиболее активно подход с применением бизнес-процессов для интеграции приложений развивают не перечисленные выше компании, выпускающие СУБД и серверы приложений, а разработчики крупных комплексов интегрированных приложений, такие, как Siebel, PeopleSoft и SAP AG (о подходе SAP AG см. PC Week/RE, N 39/2003, с. 1). Эти фирмы, развивая свои среды разработки, интеграции и выполнения приложений, фактически создалмощные платформы, которые, однако, не предлагаются на рынке как отдельные (от их комплексов приложений) продукты.

Платформы всякие нужны

Перед пользователями платформ или комплектов самого разного назначения всегда стоит дилемма: приобретать все компоненты от одного поставщика или совокупность лучших в своем классе компонентов от разных поставщиков?

Однозначного ответа нет. Для платформ от одного поставщика весьма типична такая картина: первый компонент - отличный, второй удовлетворителен, третий вызывает массу нареканий. Поэтому всегда есть возможность выбора платформы - совокупности лучших в своем классе компонентов.

Применительно к платформам интеграции небольшие компании, обладающие опытом в качестве интеграторов и консультантов, могут использовать второй подход и сформировать свою платформу, дополнив ее собственными разработками. На Западе есть ряд таких компаний, занимающих свою долю рынка. Причем как раз эти компании намного активнее реализуют подход к интеграции приложений на основе бизнес-процессов, чем гиганты софтверного бизнеса. Войти в их число готовится и российская фирма "Кворум" с платформой NEXT, которая планируется к выпуску на начало 2004 года.

Как отметил Максим Волков, руководитель проекта по созданию платформы NEXT, за время десятилетнего сотрудничества с российскими крупными и средними банками и предприятиями компании "Кворум" неоднократно приходилось решать проблемы интеграции приложений своих заказчиков. Исходя из опыта этой работы и анализа тенденций развития мирового рынка средств интеграции, ее специалисты пришли к выводу о том, что необходимо создать платформу, получившую название NEXT, в которую включены лучшие в своих классах продукты лидеров мирового ИТ-рынка для обеспечения базовых технологий (workflow, поддержка сообщений, портал), а также специальное ПО для описания моделей бизнес-объектов и бизнес-процессов заказчика. Основной эффект для пользователей от применения платформы NEXT - более быстрое и простое решение проблем управления бизнес-процессами и интеграции приложений, чем в случае применения только продуктов лидеров ИТ-рынка, реализующих базовые технологии.

При создании платформы NEXT была расширена (в рамках отраслевых стандартов) функциональность модуля Oracle Workflow. В качестве ее транспортной системы используется ПО промежуточного уровня для работы с приложениями (MOM, Message-Oriented Middleware) корпорации IBM (модуль MQ Series) или корпорации Oracle (модуль Oracle Advanced Queueing), которое предназначено для передачи данных между участниками бизнес-процессов и приложениями целевой интегрированной системы как на этапе ее создания, так и при эксплуатации. А для интеграции данных на основе пользовательского интерфейса предлагается корпоративный портал (фирмы Plumtree Software или корпорации IBM) с развитыми возможностями доступа к различным приложениям.

Разработчики платформы NEXT так определяют ее основные отличия от других платформ интеграции: а) заказчик может сам подобрать оптимальный по своим критериям вариант (MQ Series или Oracle AQ; брокер сообщений компании "Кворум" или брокер от производителя модуля и т. д.), включив только необходимые ему компоненты; б) она имеет развитые средства моделирования бизнес-процессов и бизнес-объектов, которых нет в большинстве конкурентных платформ.

Направление разработки средств интеграции приложений сейчас переживает период интенсивного развития, и в ближайшие годы мы увидим и новые подходы, и новые продукты, и новые компании, добившиеся успеха в этой области. Возможно, среди них будут и российские фирмы.