В начале октября в Берлингтоне (шт. Массачусетс) состоялись рабочие и организационные заседания объединения Java Community Process (JCP), накануне которых на фирму Sun Microsystems обрушился град критики в отношении ее новых намерений по использованию марки Java.

В ходе этих заседаний планировалось провести очередные выборы с целью обновления состава двух исполнительных комитетов JCP - Micro Edition Executive Committee и Standard Edition/Enterprise Edition Executive Committee, которые руководят деятельностью рабочих групп, создающих и улучшающих Java-стандарты (первый из них связан с Java-технологиями мобильных и беспроводных приложений).

Однако обсуждение кандидатур было отодвинуто на второй план из-за растущей тревоги сообщества разработчиков, недовольного намерениями Sun использовать имя Java в названиях конкретных продуктов, против чего сама же Sun долгое время решительно возражала.

Sun ввела слово Java в наименования своих новых программных пакетов - Java Enterprise System и его настольного "компаньона" Java Desktop System. Причем то, что в основе этого ПО лежит не только Java, ее нисколько не смутило.

"С точки зрения стороннего наблюдателя, Sun занимается инновациями. Но мы, как заинтересованная сторона, удивлены ее своеобразным подходом к использованию бренда Java - получается, что ей самой это разрешено, а другим не позволительно. В таком случае мы вправе придумать название Borland Java Server или товарную марку Borland Java", - говорит Джордж Паолини, вице-президент по Java-технологии корпорации Borland Software (Скоттс-Вэлли, шт. Калифорния) и бывший член руководства Sun, играющий активную роль в JCP.

Его поддерживает и другой представитель той же компании, Билл Патаки, директор Borland по продуктам для Java-решений: "Sun сбивает с толку пользователей. Эта корпорация использует слово Java в названиях продуктов, имеющих лишь косвенное отношение к одноименной технологии. Она размывает бренд Java в ущерб интересам всего остального сообщества".

Некоторые подробности

Пакет Java Desktop System включает:

· технологию Java Card;

· технологию Java;

· Gaim - клиент передачи мгновенных сообщений для Linux, BSD, Mac OS X и Windows;

· Evolution - почтовую программу, календарь и диспетчер контактов для Linux и Unix;

· браузер Mozilla и офисный пакет StarOffice;

· настольный интерфейс GNOME и платформу разработки для Linux, в него не входит ОС.

Хотя отдельные крупные компании, поддерживающие Java, например IBM и BEA Systems, воздерживаются от комментариев, многие другие не боятся вступать в полемику.

"Я не вижу особой проблемы в использовании этого слова в названии корпоративной системы, - сказал Рик Росс, президент фирмы Javalobby (Кэри, шт. Сев. Каролина), занимающейся юридической защитой Java и поддерживавшей Sun в антимонопольном иске против Microsoft. - Суть конфликта скорее в применении этого термина в названии Java Desktop System".

В своей заметке на Web-сайте Javalobby Росс написал: "Если бы Microsoft, IBM или любая другая компания попытались использовать имя Java в таком же контексте, поднялся бы невероятный шум. Почему бы членам JCP не предостеречь Sun от столь вопиющего злоупотребления термином, чью чистоту она сама так часто клялась защищать?".

Наличие спорного момента признают и в Sun. По словам Онно Клюита, возглавляющего в компании отдел по взаимодействию с JCP, он предвидел, что стратегия наименования продуктов Sun станет предметом обсуждений. Однако, добавил он, "JCP не владеет брендом Java; его обладатель - Sun".

Правда, против фразеологических новаций Sun возражают не все. Как сказал Марк Флери, президент компании JBoss Group (Атланта), "я у себя тоже занимаюсь вопросами торговых марок и поэтому признаю право Sun использовать бренд Java по своему усмотрению. Такую практику нельзя назвать совсем уж несправедливой. Тем не менее это дезориентирует, так как другие партнеры тоже вложили в популяризацию Java немало сил и средств. Мне сложившаяся ситуация напоминает стародавние конфликты между церковью и государством".

Более категоричен Джеймс Гавернор, аналитик компании RedMonk (Лондон): "Это довольно умный ход Sun. И сотни миллионов долларов, которые она потратила на маркетинг Java, разом стали ассоциироваться с главной движущей силой. Можно только удивляться, почему Sun так долго с этим медлила".

Но для других важнее вопросы справедливости по отношению к Java-партнерам. "Право так же именовать свои продукты должен иметь любой производитель, поддерживающий J2EE. Дозволенное одному должно быть разрешено и другому. Хочется надеяться, что попытки кооптировать Java на роль продуктовой марки не торпедируют основную цель Java Community Process, состоящую в том, чтобы не допустить зависимость будущего Java от конкретных производителей", - поделился своими соображениями Фрэнк Мартинез, председатель и технологический руководитель фирмы Blue Titan Software (Сан-Франциско).

Есть и те, кто убежден, что решение Sun неминуемо повлечет пагубные последствия. "По-моему, бренд Java безнадежно вышел из-под контроля и полностью размыт, - считает Джеральд Бауэр, независимый Java-консультант из Оттавы. - Даже если Sun станет клеить его на все свои продукты, это не поможет оживить ее испытывающий серьезные трудности основной бизнес. Я говорю о весьма дорогих серверах под управлением Solaris, которые теперь именуются Java Enterprise System. Осталось провозгласить: Sun умерла - да здравствует The Java Company!".