ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

и структурирует обратные ссылки к документам

О масштабах деятельности ЗАО "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru), разработчика семейства одноименных справочно-правовых систем (СПС), и 276 его фирм-партнеров (общей численностью около 10 тыс. человек), входящих в одноименную общероссийскую сеть распространения правовой информации, можно судить по следующим данным. По словам генерального директора ЗАО Дмитрия Новикова, на конец сентября в базах данных семейства накоплено 1 245 450 связанных взаимными ссылками (на каждый документ в среднем приходится 10 ссылок) документов суммарным объемом 13 836 Мб*1. При этом общее число корпоративных пользователей СПС семейства "КонсультантПлюс" достигло 155 990 (четверть из них - государственные учреждения), а количество установленных у них конкретных систем этого семейства - 519 098. В среднем в одной организации обслуживается около десяти рабочих мест. Поэтому можно говорить, что такими системами в России пользуется свыше 1,5 млн. специалистов. По оценкам большинства аналитиков, в нашей стране более широкой аудитории нет ни у одной другой СПС*2.

_____      

*1 Имеется в виду объем несжатых текстовых документов. Объем, занимаемый всеми системами семейства "КонсультантПлюс" (упакованные данные плюс поисковая система), почти в два раза меньше - 7637 Мб. Кроме текстовых документов рассматриваемая СПС может хранить векторные схемы и диаграммы. Поддержка полноцветных и полутоновых изображений пока не предусмотрена. Но любые объекты можно вызывать в системе в виде внешних файлов.    

*2 По данным исследований, проведенных РОМИР в марте 2003 г., c системами "КонсультантПлюс" работают 83% предприятий, использующих правовые базы данных, причем 68% используют эти системы в качестве единственных.

Дмитрий Новиков: "Создавая новую платформу,

мы опирались на мнения пользователей"

Однако г-н Новиков считает, что надо быть не просто лучше конкурентов, а лучше них во всех отношениях. Иными словами, надо двигаться дальше. Чтобы понять куда, регулярно проводятся опросы клиентов. Они показывают, что в настоящее время примерно половина пользователей СПС решает преимущественно простейшие поисковые задачи, связанные с нахождением и распечаткой (или сохранением в виде файла) конкретного документа. Около 40% решают базовые аналитические задачи, включающие анализ какого-либо документа (в том числе выявление его связей с другими документами) и создание подборок материалов по тому или иному вопросу. И наконец, примерно 10% работают с СПС профессионально, подгоняя под свои нужды ее настройки и используя накопленные в личных папках документы для глубокого анализа различных проблем.

Однако такой расклад потребностей (50:40:10) был не всегда. Так, в 2000 г. он выглядел как 70:25:5, а в 1995-м и того "проще" - 95:5:0. Отсюда вывод: чем больше аналитических возможностей предоставляет конкретная СПС, тем скорее пользователь предпочтет ее системе, созданной конкурентами.

Аналитические возможности СПС - а также ее быстродействие, удобство модификации и другие потребительские характеристики - существенно зависят от того, как именно организована база данных, в частности какие в ней имеются поля. Для крупномасштабных разработчиков СПС задача усложняется тем, что накопленные ими базы данных довольно разнородны: одни содержат законодательные документы, другие - комментарии к действующему законодательству, третьи - материалы судебной и арбитражной практики и т. д. Пользователю же обычно желательно "рыться" во всех этих базах данных одновременно. Полнотекстовый поиск по ключевым словам - даже если между ними вставлены знаки различных логических операций - не всегда спасает, так как зачастую его результаты либо равны нулю, либо просто необозримы.

К счастью, не так давно с целью упорядочения архивов, используемых специалистами разного профиля, был создан единый тематический классификатор правовых документов, насчитывающий сотни значений, включающий все отрасли права. Его разработала компания "КонсультантПлюс" совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Фондом правовых реформ. Последний рекомендовал его для создания банков данных правовой информации.

Но одно дело - выпустить такой классификатор и совсем другое - проиндексировать по нему сотни тысяч уже принятых документов! Тем не менее эта адская и в то же время весьма тонкая работа - причем выполняемая практически вручную - была проделана сотнями юристов, являющихся как штатными сотрудниками "КонсультантПлюса", так и сотрудниками его партнеров. К сожалению, автоматическая индексация далеко не всегда может заменить работу специалиста, способного проанализировать правовые акты не формально, а по существу.

Итогом кропотливой работы стали новые структура баз данных и поисковая система. Впрочем, ее (системы) внешний интерфейс во многом cохранил привычный всем вид. Внутренние же изменения оказались столь велики, что можно говорить о новой, третьей по счету*1 платформе (ее нарекли "Технология 3000"), на которую встала СПС "КонсультантПлюс". Над ее созданием трудилось полторы тысячи специалистов (включая 400 юристов) на протяжении последних трех лет.

_____

*1 Две предыдущие платформы были выпущены в 1992-м и 1995 гг. соответственно. Программная оболочка "Технологии 3000" занимает на диске в 1,4 раза больше места, чем поисковая система образца 1995 г. Предполагается, что она будет основой СПС "КонсультантПлюс" в течение ближайших пяти лет.

Три источника успеха

Популярность и распространенность любой справочно-правовой системы определяются тремя факторами: объемом накопленных и систематизированных данных; удобством поисковой системы, позволяющей ориентироваться среди гор документов; грамотностью построения сети распространения и поддержки СПС. 

Рассмотрим некоторые особенности этой платформы. Ее тестирование с апреля по сентябрь вели около 200 организаций-пользователей (см. PC Week/RE, N 23/2003, стр. 24). Теперь базы данных СПС "КонсультантПлюс" (более сотни наименований) по структурному признаку разбиты на восемь разделов (раньше, по словам пресс-секретаря "Консультант Плюс" Павла Коротича, такого понятия в этой справочно-правовой системе не было):

· законодательство;

· судебная практика;

· финансовые консультации;

· комментарии к законодательным актам;

· формы документов;

· законопроекты;

· международные правовые акты;

· правовые акты по здравоохранению.

При этом записи, входящие в каждый из разделов, имеют не два общих поля, как прежде ("название документа" и "текст документа"), а семь:

· название документа;

· текст документа;

· тематика (по "Единому классификатору");

· дата регистрации документа;

· номер документа;

· дата прихода документа в "КонсультантПлюс";

· имя папки.

В настоящее время ведется работа по созданию новых общих полей (их включение предусмотрено архитектурой "Технологии 3000"). В частности, предполагается добавить поле "принявший орган". В конечном итоге общих полей будет свыше десяти. В то же время в каждом из разделов имеются и специфические поля (всего их свыше 30), позволяющие осуществлять эффективный поиск документов по узкой тематике.

Среди других основных особенностей новой оболочки необходимо упомянуть следующие.

· Возможна визуализация обратных ссылок с указанием степени юридической взаимосвязи, позволяющая проследить, какие разъяснения, комментарии к законодательным актам, судебные решения и т. д. ссылаются на данный документ. Революционное, между прочим, новшество.

· Всегда остается возможность локального поиска внутри любого из установленных у пользователя разделов.

· Каждый документ имеет удобное постатейное иерархическое оглавление, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста и наоборот. Существует ретроспектива редакций всех изменяющихся документов - таким образом, пользователь обладает полной информацией о состоянии законодательства на любой момент времени.

· Полную подборку документов по интересующей пользователя проблеме можно составить с помощью единого тематического классификатора. Результат поиска будет всегда представлен в виде структурированного списка, в котором документы распределены по соответствующим разделам.

· В документах наглядно отражены все юридические взаимосвязи: цветом выделены важные связи (примечания о применении документа и отдельных его частей), специальным символом "i" на полях - полезные связи (значимые упоминания о документе), а через общий список связей доступны и несущественные связи между документами (прочие упоминания).

· Расширены возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста. Теперь в одной папке можно сохранять различные виды информации, а с помощью закладок зафиксировать свой комментарий к фрагменту текста.

· В системе обеспечен быстрый и удобный доступ к справочной информации (курсы валют, ставки налогов, календарь бухгалтера и т. д.) и новостям законодательства.

Предполагается, что массовый перевод клиентов на новую платформу - он будет производиться совершенно бесплатно - закончится к концу марта 2004 г. В течение "переходного периода" все обновления будут существовать в двух видах, так что никто из пользователей от нововведения не пострадает. По словам г-на Новикова, стоимость поставки и обслуживания баз данных от перемены их формата и усиления возможностей поисковой системы также не изменится.