-

КОМПАНИИ

высшая стадия развития информационно-поисковых систем?

Свой юбилей консалтинговая группа "Термика" (www.termika.ru) ознаменовала крупномасштабным партнерским бизнес-семинаром "10 лет мы делаем информацию доступной. Легко!", прошедшим 1 октября в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Константин Воробьев, Елена Ярославцева, Алексей Цицин

 и Татьяна Ярославцева (слева направо) разъясняют партнерам

 особенности нового этапа развития "Термики"

"Вообще говоря, официальный день рождения "Термики" - тогда в ней было всего шесть человек - 25 августа 1993 г., - сказал руководитель группы, канд. техн. наук, доцент, член Гильдии управляющих документацией, член Российского общества историков-архивистов Алексей Цицин *1. - Но август и сентябрь - не самое удачное время для различных торжеств и презентаций. Поэтому мы решили дождаться, когда все наши ключевые партнеры вернутся из летних отпусков, втянутся в рабочий ритм и смогут обстоятельно рассказать о себе, о планах на обозримое будущее и о своих взаимоотношениях с нашей фирмой".

_____

*1 Если копнуть глубже, то окажется, что история возникновения группы восходит к 1991 г., когда сотрудники Московского института теплотехники образовали общероссийскую ассоциацию "Термоинформатика" и в ней - творческий коллектив "Термик" (см. электронную версию PC Week/RE, N 6/99). При создании собственной фирмы ее, по предложению г-на Цицина, было решено назвать "Термикой", т. е. дарующей тепло.    

Этапы большого пути

Выступая с кратким обзором истории группы, ее коммерческий директор (а также начальник Управления сбыта информационных систем) Елена Ярославцева отметила, что ныне холдинг (в настоящее время он располагает 42 штатными специалистами, 20 из которых - разработчики *1) представляет собой объединение четырех компаний с общим руководством: ЗАО "Термика" (год создания - 1993-й), ЗАО "Термика-Плюс" (1994), ООО "Термика-2000" (2000) и ООО "Термика.Ру" (2003 г.). При этом первая из упомянутых фирм является производственной, а остальные - консалтинго-сбытовыми.

_____

*1 Средний возраст сотрудников "Термики" - 27 лет. При этом треть личного состава трудится в ней свыше четырех лет. В "Термике" - один кандидат технических наук и два аспиранта. Половина группы имеет высшее образование, а оставшиеся учатся в различных вузах.   

Г-жа Ярославцева выделила три этапа развития группы:    

· создание баз данных, содержащих полноцветные копии печатных изданий и документов и обеспечивающих возможность полнотекстового поиска данных (1993-1996 гг.);    

· разработка специализированных систем и сайтов для различных организаций и отраслей народного хозяйства (1996-2002 гг.);    

· освоение рынка обучающе-контролирующих комплексов (с 2002 г. по настоящее время).

Разумеется, переход на новый уровень развития всегда означал не отрицание прежнего этапа, а расширение направлений деятельности, которое достигается путем увеличения в продаваемых продуктах интеллектуальной составляющей. Ставка на постоянное повышение "интеллектуалоемкости" и "степени интегрированности" предлагаемых услуг оказалась исключительно дальновидной: г-н Цицин утверждает, что практически каждый год оборот его группы растет на 35-40%, как правило, существенно обгоняя рост численности персонала. В настоящее время бизнес компании складывается из двух основных сегментов: - проектного (создание и ведение закрытых внутрикорпоративных хранилищ данных и открытых внешних сайтов, в том числе с использованием гиперссылок, графических элементов, таблиц и формул на основе технологий "Кодекс" и "Гран", выпуск компакт-дисков, содержащих обстоятельный "информационный портрет" фирмы, выставки или иного мероприятия *1, построение автоматизированных систем документационного обеспечения, систем самообучения и контроля знаний и т. д.); - дистрибьюторского (распространение тиражируемых программ и информационных продуктов, созданных собственными силами, партнерами или во взаимовыгодной кооперации).

_____

*1 Первым специализированным справочным компакт-диском группы стал CD-ROM "Авиационно-космический справочник стран СНГ и Балтии", выпущенный в 1997 г. к международному авиакосмическому салону "МАКС-97". В нем собрана информация по нескольким тысячам предприятий и организаций авиационно-космической промышленности и гражданской авиации, органам управления и конструкторским бюро, производственным предприятиям, научно-исследовательским институтам, учебным заведениям и центрам, страховым компаниям и многим другим учреждениям, связанным с этой отраслью.       

По словам заместителя руководителя консалтинговой группы "Термика" Татьяны Ярославцевой, в настоящее время доход от этих сегментов соотносится как 3:7, причем доля проектной составляющей постоянно растет. На бизнес-семинаре в качестве примеров открытых сайтов, созданных при помощи "Термики", были отмечены проекты "Бюллетени и вестники Государственной думы Федерального собрания РФ" (www.duma.gov.ru), "Эталонный банк арбитражной практики для Высшего Арбитражного суда Российской Федерации" (www.arbitr.ru), "Электронный архив распорядительных документов для Федерального института промышленной собственности при Министерстве юстиции Российской Федерации" (www.fips.ru), "Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы" (housing.mos.ru), "Ассоциация сибирских и дальневосточных городов" (www.asdg.ru), cайт Администрации Оренбургской области (www.orb.ru , совместный проект с оренбургским ООО "Интеллект-Софт"), Web-сервер международной конференции "Документация в информационном обществе" (http://vniidad.termika.ru), часть Web-сервера выставочного оператора "Экспосервис-1" (www.expos.ru), ГУП "Московское городское бюро технической инвентаризации" (МосгорБТИ, www.mosgorbti.ru), а также сайты (или их части) журналов "Бухгалтер и компьютер" (www.buhcomp.ru), "Практический бухгалтерский учет" (www.pbu.ru), "Налоговый вестник" (www.nalvest.com) и Web-сервер издательского дома "Инфра-М" (www.infra-m.ru).

Проекты

Технический директор (он же начальник Управления производства и внедрения информационных систем) консалтинговой группы "Термика" Константин Воробьев отметил, что в настоящее время во всем мире активно развиваются системы, построенные по схеме "информирование - обучение - контроль знаний". Первым опытом "Термики" в данном направлении стал проект "Промышленная безопасность и охрана недр", который сейчас находится в стадии практической реализации и опирается на всю совокупность дидактического материала, накопленного за время существования Госгортехнадзора России и его предшественников.

В рамках данного проекта уже реализованы системы контроля по темам "Основы промышленной безопасности", "Газовое хозяйство", "Подъемные сооружения" ("Грузоподъемные краны"), "Нефтяная и газовая промышленность". На очереди еще восемь тематических систем самоподготовки:     

· "Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность";    

· "Подъемные сооружения" (новые разделы);    

· "Горнорудная и нерудная промышленность";    

· "Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль";    

· "Угольная промышленность";    

· "Металлургическая промышленность";    

· "Транспортирование опасных веществ";    

· "Взрывоопасные объекты хранения и переработки зерна".    

Дистрибуция

Что же касается дистрибьюторского направления деятельности, то оно осуществляется как путем прямых контактов с традиционными клиентами (примерно 70% дистрибьюторского оборота группы), так и с помощью дилеров (30%). Последние делятся на две группы: Высшая дистрибьюторская лига (15 фирм из 14 городов) и Вторая дистрибьюторская лига (30 фирм из 25 городов). Друг от друга эти группы отличаются, грубо говоря, объемами продаж и условиями кредитования. Основная забота "Термики" на данный момент состоит в том, чтобы ограничить прямые продажи (в ее активе свыше трехсот постоянных клиентов) и увеличить дилерскую сеть, которая в перспективе должна охватывать территорию всей нашей страны.

Продукты, предлагаемые консалтинговой группой (а это около 2500 наименований по 20 отраслевым направлениям), можно разделить на пять серий:

"Кодекс" - плоды труда петербургского Центра компьютерных разработок, входящего в информационно-правовой консорциум "Кодекс" (www.kodeks.net). Серия включает информационную систему "Кодекс" и семейство программных продуктов - "Кодекс для Windows", "Кодекс-Сервер", "Кодекс-Мастер", "Кодекс - Система подготовки документов", а также информационные ресурсы, созданные Центром компьютерных разработок" - стратегическим партнером "Термики" с 1994 г.;

"Термика" - информационные ресурсы, накопленные и регулярно обновляемые консалтинговой группой (в том числе свыше двухсот наименований полнотекстовых, полноцветных и проиндексированных электронных версий газет *1, журналов, книг, учебников, словарей и справочников) и работающие, как правило, в средах, созданных на основе технологий "Кодекс";

_____

*1 За плечами "Термики" - восьмилетний опыт создания, распространения и оперативного обновления электронного архива еженедельника PC Week/RE в среде информационной системы "Кодекс", содержащего полноцветные копии всех четырехсот с лишним печатных номеров и обеспечивающего возможность полнотекстового поиска. Причем с 1998 г. электронная подшивка еженедельника включает и статьи, не вошедшие в печатный вариант издания.

"Дело" - однопользовательские и многопользовательские автоматизированные системы документационного обеспечения управления (АСДОУ) "Дело", предназначенные для государственных организаций и коммерческих фирм и разработанные компанией "Электронные офисные системы" (ЭОС, www.eos. ru), стратегическим партнером "Термики" с 2001 г. *1;

_____

*1 Сотрудничество с компанией ЭОС имеет не только сбытовую направленность: уже осуществлены интересные проекты по интеграции АСДОУ "Дело" и программного комплекса "Кодекс-Сервер", что позволило эффективно объединить лучшие качества обоих продуктов.

"Гран" - программные продукты, созданные ГУП "Гранит-Центр" (wwvv. granit.ru), стратегическим партнером "Термики" с 2002 г., в области хранилищ электронных документов на базе технологии SQL Document Engine ("Гран-ХЭД"), геоинформационных систем ("Гран-ГИС"), а также систем делопроизводства и документооборота ("Гран-Док", "Гран-Док Lite"), управления персоналом ("Гран-Кадр", "Гран-ВУР" и "Гран-Бронирование") и т. д. *1;

_____

*1 Технологические решения АСДОУ "Гран-Док" плюс программный комплекс "Кодекс-Сервер" успешно функционируют в префектурах Центрального и Юго-Западного административных округов, а также в администрациях Тюмени и Ленска.

"Архисофт" - системы электронного архива и документооборота, созданные компанией "Архисофт" (www.archi-soft.ru) и ориентированной на применение в проектных, конструкторских и других организациях.

Татьяна Ярославцева сообщила, что по итогам девяти месяцев этого года почти 50% дистрибьюторского оборота группы приходится на продукты серии "Кодекс", примерно 40% - на серию "Термика" и около 10%; - на серию "Дело". Пакеты серий "Гран" и "Архисофт" появились в ассортименте компании сравнительно недавно, и их значимые продажи еще не начались.

Более подробно с основными направлениями деятельности группы "Термика" можно будет ознакомиться на седьмой специализированной выставке-конференции "Управление-2003: технологии совершенствования бизнес-процессов" (www. expos.ru), которая с 28 по 31 октября пройдет в павильоне N 69 Всероссийского выставочного центра (стенд Е-29).

Версия для печати