КОНФЕРЕНЦИИ

Дистрибьюторская компания "Центр расходных материалов" (ЦРМ, www.nakmicroware.ru), входящая в состав группы NAK Microware, провела VI Дилерскую академию. Она состоялась 12-13 сентября на подмосковной базе отдыха "Союз" и собрала 152 реселлера из 68 компаний, расположенных в 45 городах СНГ (аналогичные показатели предыдущей конференции были примерно на 10% ниже). Помимо организаторов академии перед собравшимися выступили представители 14 поставщиков (вендорский пул ЦРМ насчитывает 30 фирм), рассказавшие о новых линейках своей продукции. Кроме того, состоялись два круглых стола: "Носители" и "Расходные материалы".

Коснувшись темы достижений, президент NAK Microware Николай Владимирович Кречет сообщил, что за отчетный период (cентябрь 2002-го - август 2003 г.) оборот группы вырос примерно на четверть, при этом численность ее персонала увеличилась лишь на 15%. Структура же бизнеса практически не изменилась: по-прежнему примерно 72% приходится на дистрибуцию, 20% - на корпоративные поставки (их осуществляет входящая в состав группы компания Universal Computer Market, см. PC Week/RE, N 6/2003, с. 14), 5% - на розницу и 3% - на Интернет-продажи (за последние два направления отвечает входящая в состав группы фирма "Компьютерный универсальный магазин"). Впрочем, Интернет-продажи увеличиваются опережающими темпами, хотя их общий вклад в структуру бизнеса пока невелик.

Николай Кречет: "Наибольший вклад в прирост

наших оборотов вносят региональные фирмы"

Если же говорить только о деятельности подразделения дистрибуции, то здесь наибольший (четырехкратный) рост наблюдается в секторах "фото-видео" и "проекторы". При этом доля первого из них в общем обороте ЦРМ достигла почти 25% (в предыдущем отчетном периоде этот показатель равнялся 10%), а второго - 5%. На 40% выросли продажи ПК и различных комплектующих и аксессуаров (в том числе выпускаемых членом группы NAK фирмой "Русская семья" под торговой маркой L-Pro заправочных комплектов для струйных принтеров различных фирм, дискет, CD-R и т. д.): теперь их доля в общем обороте фирмы достигла 10%. На 25% выросли продажи расходных материалов (доля в обороте - свыше 60%).

Увеличились и показатели, характеризующие размеры партнерской сети (тоже примерно на 25%, причем преимущественно за счет региональных фирм). По словам Николая Владимировича, за отчетный период хотя бы по одной покупке в ЦРМ совершили 3000 компаний, из них 600 закупают товары примерно раз в месяц, а 300 - раз в неделю. Больше половины продаж ЦРМ пришлось на регионы. Все остальное разошлось между Москвой и Санкт-Петербургом, причем доля города на Неве составляет примерно 15% от объема продаж московским реселлерам. И это соотношение сохраняется уже долгие годы.

По мнению президента холдинга, основные причины роста оборотов ЦРМ кроются в высокой маркетинговой активности этого подразделения (следствием данной деятельности является помимо прочего расширение партнерской сети и повышение лояльности партнеров).

Коммерческий директор UCM Валерий Трусов (в центре)

ведет круглый стол "Расходные материалы"

На одном из недавних дилерских семинаров мне (из уст специалиста учебно-консалтинговой фирмы) довелось слышать мнение, будто бы нынешний российский рынок характеризуется снижением лояльности - как сотрудников по отношению к родной компании, так и фирм - по отношению к своим партнерам-поставщикам. Николай Кречет утверждает, что по итогам деятельности своей группы он этой тенденции не ощущает.

А вот другая тенденция российского ИТ-рынка - объединение розничных сетей - имеет, на его взгляд, вполне разумную основу: розничный бизнес требует больших инвестиций и поглощения менее финансово устойчивых компаний более устойчивыми - процесс не только неизбежный, но и (если отбросить амбиции) весьма полезный. Особенно если учесть стоимость кредитов. "Это в дистрибуции можно занять какую-нибудь специализированную нишу и с выгодой для себя сидеть в ней, а в серьезном торговом бизнесе удержишься лишь в том случае, если продаешь все и помногу. Причем не в одном месте, а в сети салонов. То есть нужно быть либо очень большим, либо никаким! - утверждает президент NAK Microware. - Что же касается нашей розничной сети, то мы держим ее скорее для эксперимента или, если угодно, в качестве лакмусовой бумажки, чтобы лучше понимать нужды своих клиентов. Одним словом - пока это не очень важная часть нашего бизнеса".