Решив создать собственный сайт, рано или поздно вы задумаетесь и о его “раскрутке”. Да что там думать, скажете вы, всем давным-давно известно: чтобы обеспечить популярность сайта, нужно добиться его наивыгоднейшего положения в поисковиках. А гарантией успеха эффективного позиционирования являются удачно подобранные ключевые слова. Не согласиться с такими доводами нельзя, ведь действительно, если при регистрации сайта в поисковиках были выбраны “неправильные” слова, то все остальные приемы позиционирования будут сведены на нет, так как приемы эти как раз и основаны на взаимодействии с выбранными словами и фразами.

Но давайте посмотрим на все это с позиции человека, который хочет с помощью поисковика найти какую-то информацию. Зайдя на один из популярных поисковых сайтов, он делает запрос, при этом использует такие слова и фразы, которые, на его взгляд (не всегда, кстати, правильный), наиболее точно описывают характер искомого товара, услуги или информации. В ответ ему предлагаются сотни, тысячи и даже миллионы ссылок. Если вы несерьезно отнеслись к выбору ключевых слов при регистрации сайта в поисковике, заявили название своей фирмы или год ее рождения, собственное имя или цвет глаз секретарши, то почти наверняка все запросы пройдут мимо вашей веб-страницы, а ссылка на нее не попадет даже в первую сотню или тысячу показанных. Конечно, если, например, у вашей компании громкое, известное имя-бренд, то большинство запросов так или иначе будет связано с ним, а значит, и результаты позиционирования окажутся высокими. Но что делать, если ваш сайт подобен большинству других сайтов, не имеет известного имени или каких-то исключительных товаров, услуг или информации? Обычно в этом случае каждый веб-мастер, ориентируясь на контент сайта, на свой страх и риск подбирает слова, пытаясь угадать логику запросов и настроение людей, делающих такие запросы. Но, к сожалению, человек, обращающийся к поисковикам, исходит из собственной логики, выстраивает свой алгоритм поиска, и критерии его часто не совпадают с теми, которыми оперирует веб-мастер.

Так как же выбрать правильные слова? Самый простой способ спросить об этом у сторонних людей или ваших знакомых и коллег, узнать, какое слово или фразу они ввели бы в поисковике, если бы им потребовалось найти ваш сайт. Этот метод подбора ключевых слов еще иногда называют “методом фокусной группы”. Но он считается лишь приближенным к действительности, так как ориентируется на мнение известных вам людей, которые могут выбирать неправильные слова и фразы, зная больше о вас, вашей работе или проекте. Другая проблема этого метода состоит в том, что порой трудно подобрать достаточное число незаинтересованных людей для организации “фокусной группы”, да и веб-мастеру всегда проще и быстрее сделать выбор самому. Существует, однако, и другой, более научный, что ли, подход к определению ключевых слов - через анализ информации, предоставляемой поисковиками. Наиболее точным и эффективным считается метод Keyword Effectiveness Index (индекс эффективности ключевых слов, сокращенно KEI), разработанный Самантрой Роем (Sumantra Roy).

Keyword Effectiveness Index

Индекс KEI определяет отношение количества запросов ключевого слова к количеству страниц, использующих это слово. Расчет индекса основывается на трех аксиомах:

1) KEI для ключевого слова увеличится, если популярность самого слова увеличивается.

2) KEI для ключевого слова уменьшится, если число веб-страниц, использующих это слово, увеличится.

3) Если количество запросов и страниц, использующих ключевое слово, одновременно увеличиваются, но их отношение остается на том же уровне, то KEI тоже увеличится. Поясним все это на примере. Пусть слово запрошено 4 раза, при этом оно встречается на 100 веб-страницах, следовательно, соотношение запросов к представленным страницам будет 0,04. Если число запросов увеличится до 40, а страниц до 1000, то отношение все равно останется тем же - 0,04. И все же вполне очевидно, что второй вариант гораздо благоприятней, так как запросов больше, а значит, увеличиваются шансы попадания страницы в число показанных, поэтому и KEI будет выше.

Формула KEI, соответствующая всем трем аксиомам, выглядит так: KEI = = Р2/С. То есть KEI прямо пропорционален квадрату количества запросов ключевого слова (P) и обратно пропорционален количеству страниц, использующих это слово (С). Математически обосновал и доказал эту формулу автор методики Самантра Рой, познакомиться с его доводами можно на сайте www.1stSearchRanking.com.

Наиболее благоприятным считается KEI с индексом 400 и выше, это тот случай, когда можно сказать, что вам повезло, так как слова запрашиваются довольно часто, но страниц, использующих их в виде ключевых, очень мало. Если KEI находится в интервале между 200 и 400 единиц, то можно сказать, что слово тем эффективнее, чем выше его индекс. И соответственно наименее удачны те слова и фразы, KEI которых ниже 200. Вполне естественно, что KEI одних и тех же слов время от времени меняется, причем динамика изменений некоторых из них настолько высока (обычно во время скандалов или частого упоминания неких событий в СМИ), что ухудшение показателей KEI происходит в считанные дни.

Большинство американских профессиональных (не брендовых) сайтов по крайне мере в последние год-два проводят оптимизацию названий именно на основе KEI. А коммерческие сайты все чаще используют KEI в маркетинговых целях, в виде индекса, определяющего уровень потенциального спроса и конкуренции. Поэтому иногда американские кредиторы требуют данных анализа KEI, который оценивается при подготовке бизнес-планов для начинающих компаний. В американском секторе Интернет-рынка появились даже такие бизнес-проекты, которые были основаны, “раскручены” и добились определенных результатов исключительно вследствие правильного определения KEI.

Что же касается практического расчета этого индекса, то там же, в Америке, есть довольно популярный сайт www.wordtracker.com, бесплатно предлагающий анализ на основе данных поисковика AltaVista. При вводе в веб-форму ключевого слова можно получить информацию о количестве его запросов в поисковике за месяц и за последний день. Обратившись к платной версии этой услуги, вы узнаете также и динамику использования этого слова за последний год. Вместе с самим ключевым словом предлагаются для рассмотрения и фразы с ним, которые встречаются в запросах. После выбора наиболее удачных, с вашей точки зрения, слов и фраз можно определить их KEI. Те, кто серьезно относится к позиционированию собственного сайта, предпочитают иметь данные о KEI ежедневно, как биржевые сводки, поэтому платная версия доступа к wordtracker.com предполагает и ежедневную рассылку аналитической информации по запрашиваемому слову.

Существует также и несколько программ, обрабатывающих данные из разных (популярных в США), в том числе и платных (pay-per-click), поисковиков. Наиболее удачной, да еще и бесплатной (хотя конечно же есть и платная версия) считается программа Good Keywords компании Softnick Technologies. Здесь все так же, как и на wordtracker.com, - вводите слово и получаете результат. В папке опции в бесплатной, урезанной, версии есть лишь функция настройки количества показываемых слов и словосочетаний, используемых при запросах, что на самом деле не так уж существенно. Скачать программу можно с сайта www.biz-secrets.com/download/gkw_setup.exe (объем - 476 Кб).

Ну а что же с KEI у нас? Ровным счетом ничего, кроме редких упоминаний на форумах и чатах теми, кто хотя бы раз пользовался wordtracker.com. Мне неоднократно приходилось искать в поисковиках ту информацию, которую они и так могут выдавать “на гора” в виде сервиса. Но каких-то намеков на подобный анализ я не нашел ни у одного известного мне в Рунете поисковика. Вот и приходится работать вручную (кстати, есть утилита для ручного расчета KEI (см. www.biz-secrets.com/download/kei.zip, 21 Кб), задавать слово в поисковике, смотреть на самую верхнюю строку, где написано количество обнаруженных ссылок по этому слову, и определять, на скольких сайтах оно присутствует и, возможно, насколько оно популярно. Но ведь это еще не ключевое слово, а только часть контента, так что использовать эту цифру в виде одной переменной для расчета KEI нельзя. То же самое и со второй переменной, с количеством запросов. Некоторые, например Yandex, дают количество запросов по каким-то бывшим популярными вчера или месяц назад словам. Но это тоже не те показатели, которые можно было бы взять для расчета. Самым удачным в этом отношении оказался сервис “Популярность ключевых фраз :: topping.com.ua” (query.ping-ua.com). Здесь при вводе искомого слова можно увидеть общее количество запросов и количество запросов по отдельным словам и фразам, их процентное отношение к общему числу запросов. Эти данные лучше данных других сайтов подходят для расчета KEI. Однако информацию о количестве сайтов, использующих исследуемое слово в виде ключевого, я не нашел и здесь. Остается только надеяться, что рано или поздно владельцы topping.com.ua сделают все, чтобы такой сервис заработал в полную силу. Возможно, к тому времени и другие поисковики сделают нечто подобное.

Пока же приходиться ориентироваться на советы и рекомендации по выбору ключевых слов, которые дают в Академии веб-специалистов (Academy of Web Specialists, www.academywebspecialists.com).

Оптимизируйте каждую страницу отдельно. Поисковики просматривают каждую страницу сайта по отдельности, поэтому используйте для каждой страницы свои слова. Если хотите добиться высоких результатов в позиционировании, то создавайте как можно более информативные страницы, в которых больше текста, чем графики. На каждой странице сосредотачивайтесь на одной, максимум на двух темах и используйте эти темы в качестве ключевых слов.

Не пытайтесь оптимизировать все страницы под одним словом, общим для сайта, такой подход не даст положительных результатов.

Избегайте общих ключевых слов. Подбирая ключевые слова к каждой странице, старайтесь избегать заезженных слов, таких, например, как “компьютер”. Это слово достаточно часто используется другими сайтами, конкуренция по запросам слишком велика, и шансы вашей ссылки попасть на глаза человеку очень низки. С другой стороны, вполне понятно, что человек, делающий запрос в поисковике, будет пытаться сузить базу данных поиска за счет введения определяющих слов. Например, “модем для компьютера”. Поэтому старайтесь избегать общих слов, как бы хорошо они ни подходили к контексту страницы. Вместо этого добавляйте одно-два конкретизирующих слова.

Проанализируйте ваши товары, услуги, информацию. Некоторые ключевые слова и фразы могут появиться в результате анализа предложения, сформулированного на вашей странице. Например, если вы профессиональный художник, то для вашего сайта могут подойти такие ключевые слова: “незабываемые картины”, “неизвестная техника живописи” и т. п. Отдельно слова “картина”, “живопись” используются множеством других сайтов, поэтому если взять их в качестве ключевых, то результаты могут оказаться неутешительными. По той же причине не используйте торговые марки товаров других производителей, которые вы предлагаете на своем сайте, они только увеличат рейтинг сайта владельца торговой марки.

Рассмотрите региональные ключевые слова. Если ваш сайт ориентирован на город, в котором вы живете, то к ключевому слову можно добавить в виде определяющего название города (вместо слова “компьютер” лучше использовать “компьютеры в Москве”).

Используйте слова, привычные для аудитории. Если в вашем городе (или в среде единомышленников) используются какие-то специальные слова, сокращения или даже какие-то сленговые слова, их также можно использовать в виде ключевых для выделения сайта из среды аналогичных.

Обратите внимание на ключевые слова конкурентов. Найдите конкурирующие сайты и просмотрите ключевые слова, которые встречаются там. Ни в коем случае не используйте их.

Не останавливайтесь. Идеальных ключевых слов нет. Поэтому даже если кроме вас выбранное слово или фразу никто не использует и при запросе поисковик выдает ссылку только на ваш сайт, не обольщайтесь, возможно, это слово или фраза “мертвы” и их, кроме вас, никто никогда не запросит. С другой стороны, старайтесь избегать общих и часто употребляемых слов. Время от времени проводите анализ, так как популярность слов изменяется и вместе с ними может изменяться число запросов вашего сайта. 4

С возникшими вопросами можно обратиться к автору по адресу: viacheslavb@ua.fm.