“СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ’2003”

Компания Cisco Systems, название которой можно было найти на большей части стендов “Связь-Экспокомма”, принимала участие в выставке уже в пятый раз.

Виктор Кореш, генеральный директор

компании “ПетерСтар”: “Для построения

высокоскоростной сети, ориентированной

на более массового клиента, мы выбрали

технологию Metro Ethernet”

На ее собственном стенде были представлены технологии для построения оптических сетей и высокоскоростных магистралей, системы для мобильных операторов и организации беспроводного доступа, перспективное оборудование для IP-телефонии и построения центров обработки вызовов и многое другое. Кроме технологических новинок большое внимание было уделено законченным решениям для различных видов вертикальных рынков - банков, гостиниц, нефтяной промышленности, розничной торговли, жилого сектора, госучреждений.

Часть стенда занимали сертифицированные партнеры Cisco - российские фирмы-интеграторы AMT Group, Atlantis, Diamond Communications, Croc, Inline Technologies, “Микротест”, “Оптима”, Plus Communications, Race Communications и “Техносерв А/С”.

Андрей Зюзин, заместитель генерального директора российского представительства Cisco, рассказал о наиболее серьезных изменениях в бизнесе и структуре компании за последние два с половиной года, когда на смену Интернет-буму пришел продолжающийся до сих пор кризис в мировой телекоммуникационной отрасли. Он отметил, что фирма по-прежнему по размеру рыночной капитализации на порядок опережает других крупных вендоров. По данным на день начала выставки эти цифры для Cisco, Lucent и Nortel составляли соответственно 118,7; 8,5 и 10,8 млрд. долл., и хотя квартальный оборот Cisco упал с 8,5 до 4,6 млрд. долл., а количество сотрудников сократилось с 44 до 35 тыс., чистая прибыль (за квартал) выросла с 798 до 987 млн. долл., а оборот на одного сотрудника составляет 533 тыс. долл. в год.

Компания прошла фазу серьезной трансформации, все большая доля в обороте приходится на сервисные услуги и поставки законченных решений, а не отдельных устройств. Коммутаторы, которые образуют базис сетей разного масштаба, дают более 40% дохода, и теперь уже мало кто считает Cisco поставщиком маршрутизаторов, с которыми компания вышла на рынок 15 лет назад, (их доля в бизнесе сейчас уменьшилась до 27%).

Еще три года тому назад компания активно покупала решения вместе с фирмами (в среднем по одной компании в неделю), а собственные разработки разных подразделений порой дублировали друг друга. Но теперь Cisco реорганизовала ресурсы разработчиков, подчинив их единой вертикали, при этом были резко сокращены “закупки” сторонних фирм. Перспективные исследования сейчас сфокусированы, по словам г-на Зюзина, на “устоявшихся и растущих” технологиях. Cisco больше не претендует на “всеядность” на телекоммуникационном рынке, хотя и не сбрасывает со счетов универсальные решения, которые после определенной настройки подходят и для корпоративных клиентов, и для операторов различного уровня.

Сеть Metro Ethernet компании “ПетерСтар”

Среди представленных технологических новинок в экспозиции Cisco выделялись оптические решения и системы IP-телефонии, в частности оптические мультисервисные платформы ONS 15454 и ONS 15302, а также беспроводные (WiFi) IP-телефоны 7920.

Но самыми крупными “гвоздями” программы стали конкретные проекты с использованием оборудования Cisco Systems.

Самый масштабный проект, о котором шла речь на выставке, - построение сети Metro Ethernet компании “ПетерСтар”. В первую очередь он интересен тем, что вместо имеющейся кабельной инфраструктуры “последней мили” была проложена новая сеть, которая позволяет предоставить каждому клиенту канал с пропускной способностью 10 и даже 100 Мбит/с. Эта петербургская компания, образованная более десяти лет тому назад, сначала развивала свою инфраструктуру как классический телефонный оператор. Одной из основных целей в момент создания фирмы было оказание услуг обычной телефонной связи физическим лицам - жителям Васильевского острова Санкт-Петербурга. Тем не менее начиная с 1996 г. передача данных приобрела серьезный вес в бизнесе компании и сегодня является одним из самых приоритетных направлений.

Как отметил генеральный директор “ПетерСтара” Виктор Кореш, на первом этапе фирма предоставляла выделенные каналы до 2 Мбит/с с помощью сетей АТМ и Frame Relay. Дальнейшее наращивание пропускной способности каналов к клиенту на базе действующей проводной инфраструктуры было признано дорогим и бесперспективным. Изучение опыта зарубежных компаний, в том числе итальянского оператора FastWeb, обусловило выбор в пользу технологии Metro Ethernet. Это позволило переориентировать сеть на обслуживание более массового клиента. При этом сеть SDH пришлось как бы поделить пополам: оставить большое транспортное ядро, а к нему добавить оптическую транспортную сеть IP-Ethernet. Благодаря этому удалось снизить нагрузку на ядро SDH и создать качественно новую услугу передачи данных, которая оказалась к тому же очень конкурентосособной по цене. При этом, по словам Антона Мельника, технического руководителя проекта со стороны интегратора AMT Group, на 90% новая инфраструктура была построена на оборудовании Cisco. И если прежде “ПетерСтар” подключал 15-20 клиентов в месяц по выделенным каналам, то сейчас за то же время подключает к сети Metro Ethernet более сотни.

После года активной эксплуатации сети все затраты на ее создание окупились. Сегодня, по словам г-на Кореша, его фирме принадлежит около 12% рынка Интернет- и IP-услуг Санкт-Петербурга, а к концу 2003-го этот показатель должен достичь 16%. Главная проблема теперь - развитие на базе данной сети современных услуг, например предоставление “телевидения по заказу”. Но для этого должны появиться новые компании, это не бизнес оператора связи.

Другой проект - единая корпоративная сеть Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), в роли интегратора в котором выступала компания INLINE Technologies. В ходе его реализации на базе оборудования Cisco создается качественно новая инфраструктура, призванная обеспечить не только адекватное управление огромным территориально распределенным медиахолдингом, но и перевод на новый уровень внутренних технологических процессов подготовки и распределения телевизионного контента.