Крупные операторы сотовой связи уже много лет вели разработки специальных сервисов для автолюбителей на базе навигационных систем и SMS, но только недавно эти продукты стали внедряться в коммерческую эксплуатацию. За системами WebLocator (www.locator.ru, см. PC Week/RE, № 1/ 2003, с. 17) и МТС-П (www.mtsp.ru) 17 апреля последовал запуск сервиса AutoConnex (www.autoconnex.ru, см. PC Week/ RE, № 5/ 2003, с. 19).

Система AutoConnex пришла на смену “пробному шару” - автомобильному сотовому сигнализатору (АСС), который компания “ВымпелКом” (www.beeline.ru) разработала еще в 2000 г., хотя особого распространения он и не получил. Одной из причин этого было то, что АСС базировался на радиоблоке стандарта DAMPS и имел довольно ограниченную функциональность. AutoConnex разработана “ВымпелКомом” в альянсе с французской компанией Nexo (www.nexo.ru) - подразделением промышленной группы Cobra AT, специализирующейся на автосигнализации. Поэтому позиционируется этот продукт как спутниковая охранно-поисковая система, нацеленная на корпоративных пользователей (таких, как таксопарки и организации, имеющие служебные машины). Но его владельцами могут стать и частные лица.

Планируется к концу года оснастить

устройствами AutoConnex до 1500 машин

По утверждению создателей, хозяин автомобиля, находясь в любой точке земного шара, может получить информацию о местоположении своей машины, ее маршруте, заряде аккумулятора, скоростном режиме, технических характеристиках (пробег, время работы двигателя). Более того, в случае тревожных сообщений (попытка проникновения, угон, превышение скорости, ДТП и т. д.) он может послать своей машине команду на расстоянии, используя для этого Интернет, факс, обычный телефон (в режиме тонального набора) или сотовую связь стандарта GSM.

Информационный портал системы способен проанализировать статистику эксплуатации автотранспорта за заданный период, что позволяет оптимизировать маршрут, проконтролировать отклонение машины от него и выезд из определенных географических зон, границы которых легко можно варьировать.

Одной из положительных черт при этом являются скидки на страховые услуги для автомобилей, оснащенных подобными системами, хотя при цене оборудования в 1400 долл. (почти вдвое дороже, чем у конкурентов) это существенно лишь для дорогих машин. Абонентская плата составляет от 24 до 49 долл. в месяц в зависимости от тарифного плана. AutoConnex планирует к концу года оснастить своими устройствами до 1500 машин.

В сети “Би Лайн” сообщения от системы будут иметь высокий приоритет и доходить до абонента за несколько секунд даже в часы большой загрузки сети. Однако у роуминговых партнеров нет такой приоритетности, они рассматривают SMS, генерируемые системой, как обычные, что может приводить к заметным задержкам в их передаче. Не решена и проблема электронных карт: пока есть только карта Москвы: если машина окажется в другом городе, то в лучшем случае пользователь системы получит название улицы и дом, рядом с которым она находится.

В этом году компания намерена создать цифровые карты Санкт-Петербурга и Новгорода, а в 2004-м охватить уже 15-20 регионов России.