АНАЛИЗ

Компания Gartner Group провела исследование рынка корпоративной телефонии в регионе ЕМЕА и обнаружила, что этот рынок находится под властью консервативых умонастроений: на долю традиционных телефонных станций общего пользования с коммутацией каналов (PBX) приходилось в прошлом году 97% всех поставок АТС в Западной Европе. Однако по мере того как новое поколение телефонных систем просачивается на предприятия, возникает спрос на перспективные решения.

Приложения IP-телефонии предоставляют принципиально иные возможности по сравнению с возможностями традиционных АТС и формируют новый динамично развивающийся рынок. Предприятиям следует выбирать поставщиков, предлагающих решения для сетей следующего поколения, а не просто улучшающих старые PBX.

Конвергентные сети не только помогают экономить средства на звонках и обслуживании, но и повышают производительность. Распределенная IP-сеть расширяет функции операторского центра по поддержке филиалов, удаленных офисов и дистанционной работы сотрудников.

Критерии

В отчете Gartner поставщики корпоративной телефонии оценивались по восьми ключевым параметрам, в числе которых фигурировали общая стратегия, технологическая инновационность, стратегия обслуживания, доля на рынке телефонии или в сетевой инфраструктуре, технические параметры решения, финансовая мощь.

Общая стратегия и рыночная доля учитывались с коэффициентом два с целью отразить их особую значимость. Результаты исследования Gartner Group эффектно представила в понятных координатах, рассекающих рынок корпоративной телефонии в регионе ЕМЕА на “магические квадранты”.

Лидеры

Сбалансированный аналитический метод защитил Gartner от неожиданностей и расставил всех по своим местам.

На рынке IP-телефонии в регионе ЕМЕА лидирует корпорация Cisco Systems (www.cisco.com). Несмотря на то что ее продукт CallManager не исчерпывает всех возможностей IP-телефонии, Cisco усилила позиции на рынке сетевых коммутаторов, завоевав клиентов из числа предприятий-пионеров, которые охотно пробуют все технологические новинки.

Отказ провайдеров сетевых услуг от традиционных поставщиков PBX помог Cisco укрепиться на этом рынке. По мнению экспертов Gartner, Cisco должна и далее развивать возможности интеграции с PBX, чтобы предложить безболезненный переход к новой инфраструктуре.

У компании Alcatel (www.alcatel.com) свой план развития: на сентябрь 2002-го намечен выпуск последней версии программы (5.0) для OmniPCX 4400 (у нас пока нет данных о ее выходе). Версия 5.0 предлагает действенный способ перехода на новую систему и инвестиционную защиту для имеющихся потенциальных клиентов. Компания Alcatel воплотила в жизнь аутсорсинговую стратегию: в январе 2002 г. она продала фирме NextiraOne свои услуги для предприятий и сервис по распространению. Экперты Gartner рекомендуют Alcatel развить отношения с сервис-провайдерами в области корпоративных решений, это нужно, чтобы успешно конкурировать с Cisco.

Корпорация Nortel Networks (www.nortel-networks.com) также продала свою долю в Matra-Nortel (которая теперь называется European Aeronautics, Defence and Space Telecom, EADS Telecom) и сеть прямых поставок во Франции. Компании удалось удержать долю на рынке новых поставок вопреки нисходящей тенденции в промышленности. Эволюционная стратегия помогает ей отвоевать свой процент в сегменте конвергентных сетей. Однако Nortel необходимо быть более активной в маркетинге решений для IP-телефонии, чтобы успешно конкурировать на рынке поставщиков услуг.

Претенденты

Усилия Siemens Information and Communication Networks (www.siemens.com) по поддержке своей стратегии перехода на инфраструктуру IP как станций Hicom, так и систем Realitis DX представляют собой технологически здравый подход к развитию, считают аналитики Gartner Group. Но маркетинговая энергия Siemens сосредоточена в основном на решениях для уже имеющихся клиентов, а не на расширении клиентской базы. Компании следует завоевывать новых клиентов и активизировать каналы сбыта, чтобы удержать позиции на рынке телефонных станций с коммутацией каналов.

Мечтатели

Avaya (www.avaya.com) демонстрирует значительный прогресс в регионе EMEA, расширяя каналы непрямых продаж. Компания обладает достаточным потенциалом, чтобы бросить вызов лидерам в области корпоративной телефонии, но сначала она должна показать, что ей удастся отвоевать рыночные доли Siemens и Alcatel, занимающих хорошие позиции в телефонии, и Cisco - в области сетевой инфраструктуры. Эксперты Gartner предполагают, что эту задачу можно решить, разделив маркетинг голосовых приложений Enterprise Class IP Solutions (IP-решения класса предприятия) и маршрутизаторов и коммутаторов Cajun Avaya.

Фирма Mitel Networks (www.mitel.com) ранее не присутствовала в “магическом квадранте” EMEA, поскольку ее рыночная активность почти полностью ограничивается Великобританией. Однако недавно она заключила соглашение о партнерстве с Damovo и IBM. Эти новые инициативы, направленные на повышение продаж с помощью глобальных партнеров, дают Mitel реальную возможность бросить вызов конкурентам на рынке корпоративной телефонии.

Игроки в нише

Доля Ericsson (www.ericsson.com) на рынке телефонии для предприятий начинает снижаться по мере того, как ее дилеры и клиенты расширяют сотрудничество с конкурирующими поставщиками решений в этой области. Ее успех на рынке зависит от продукта Telephony Service Node, который выходит во второй половине 2003 г. Ericsson специализируется на мобильных решениях и фокусирует внимание на приложениях для операторов мобильного обслуживания.

Сильные позиции Tenovis (www.tenovis.com) обеспечены успешными прямыми продажами и обслуживанием ее продукта Integral portfolio в Германии. Однако эта компания лучше подходит на роль провайдера решений уровня предприятия, чем поставщика телефонной связи.

EADS Telecom (бывшая Matra-Nortel) вновь стала частью группы EADS (European Aeronautics Detence and Space Telecom), сосредоточившись в основном на информационной безопасности. Основным рынком EADS Telecom остается Франция, хотя она может расширить зону продаж, сконцентрировавшись на защищенных приложениях телефонии.

Philips Business Communications (www.philips.com) сохраняет свою силу в Голландии и стоит перед дилеммой, продолжать ли ей разрабатывать продукты в качестве поставщика или сосредоточиться на разработке технологий, став проводником решений уровня предприятия.

3Com (www.3com.com) борется за утраченную долю корпоративного рынка, поскольку не является поставщиком телефонной связи или сетевой инфраструктуры. Она пытается завоевать симпатии чувствительных к ценам малых и средних предприятий, в этом сегменте у нее наибольшие конкурентные преимущества.

Ascom (www.ascom.com) еще только предстоит реализовать стратегию разработки продукции для перехода к IP-телефонии. Хотя эта компания занимает определенную долю на рынке региона ЕМЕА и Швейцарии, она все же находится под усиливающимся давлением Cisco, поскольку влияние последней в сообществе провайдеров сетевых услуг быстро растет.

Итоги

Gartner Group считает, что уровень обслуживания и функциональность - два наиболее важных критерия при выборе продукта. Чтобы сформулировать базовые требования к системе, предприятия должны понять, какой уровень функциональных возможностей необходим пользователям, администраторам и операторам. Важно оценить поставщика, который будет обслуживать решение, потому что, когда IP-телефония переходит на Интернет-канал, клиент уже имеет дело с другим поставщиком.