РЕЦЕНЗИИ

К началу учебного года Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке ассоциации АПКИТ и ряда компьютерных компаний России и Украины выпустил перевод заключительного отчета объединенной комиссии Ассоциации по вычислительной технике (ASM) и Компьютерного общества Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE-CS) “Computing Curricula 2001: Computer Science” (далее CC2001), содержащего рекомендации по преподаванию информатики и типовые учебные планы по этой дисциплине. Отчеты Computing Curricula обновляются раз в 5-10 лет, предыдущий был опубликован в 1991 г.

Данная книга полезна в первую очередь преподавателям. Хотя она издана тиражом всего 600 экземпляров, электронная версия перевода находится в свободном доступе на сайте se.math.spbu.ru/cc2001, а оригинал отчета можно найти по адресу: www.computer.org/educational/cc2001. Этот документ широко используется и считается эталоном для преподавания информатики во всем западном мире. Так, все университеты США, выпускающие специалистов по информатике, должны подтвердить соответствие своих программ государственному стандарту, основанному на Computing Curricula. У нас таких стандартов нет, но вопрос качества подготовки с повестки дня не снят.

Как справедливо отмечено в предисловии к книге, переводчики столкнулись с большими терминологическими трудностями, так как многие термины (например, computing и computer science) в русском языке не имеют адекватного соответствия. Перевод термина computing как “информатика” сужает его смысл. На мой взгляд, правильнее было бы сказать, что CC2001 - это “рекомендации по преподаванию компьютерных наук в университетах”. За десять лет, прошедших со дня выхода на английском языке предыдущего издания рекомендаций, картина компьютерного мира кардинально изменилась, что и попытались отразить в новом отчете его авторы. Отмечу, что он не охватывает все компьютерные науки - рекомендации по предметам, связанным с проектированием компьютеров, и информационным системам, находятся в стадии разработки.

Вопрос, как готовить специалистов в нашей области, крайне важен. Поскольку количество отводимых на предметы часов лимитировано, введение новых тем часто невозможно без удаления старых и увеличения времени внеаудиторной работы студентов. Так, на три часа аудиторных занятий должно приходиться примерно девять часов самостоятельной работы. Отмечено, что быстрое развитие компьютерных наук требует постоянного пересмотра учебных планов. Поэтому рекомендации определяют минимальный набор знаний в каждой из следующих областей:

- дискретные структуры;

- основы программирования;

- алгоритмы и теория сложности;

- архитектура и организация ЭВМ;

- операционные системы;

- распределенные вычисления;

- языки программирования;

- взаимодействие человека и машины;

- графика и визуализация;

- интеллектуальные системы;

- управление информацией;

- социальные и профессиональные вопросы программирования;

- программная инженерия;

- методы вычислений.

Рекомендации состоят из 13 глав и двух приложений. Главы с 1 по 4 являются вводными. Пятая глава содержит обзор совокупности знаний по информатике, а шестая - обзор моделей изложения материала и стратегий составления учебного плана.

В седьмой главе приведено шесть различных подходов к изложению вводного курса по компьютерным наукам. В главе 8 излагается четыре тематических подхода к подаче материала основных курсов. Глава 9 предлагает несколько моделей для составления учебных планов в целом.

Наиболее интересным для меня, имеющего восьмилетний опыт преподавания в МИРЭА и МГТУ, было приложение Б, содержащее детальное описание 47 курсов (еще 80 дополнительных углубленных курсов только перечислены) для университетских программ. Среди них есть и “Встраиваемые системы”, “Робототехника”, “Биокомпьютинг” и “Лингвистическое ПО” - темы, важность которых растет день ото дня.

Стоит обратить особое внимание и на темы, входящие в курс “Социальные и профессиональные вопросы”: “Недостатки компьютерных систем и риски, связанные с их применением”, “Профессиональная и этическая ответственность”, “История вычислительной техники”. В наших вузах, к сожалению, такого курса нет. Что касается “Истории ВТ”, то, по мнению экспертного совета Виртуального компьютерного музея (www.computer-museum.ru), она должна стать обязательным предметом, входящим в набор базовых курсов по компьютерным наукам. Сейчас только немногие профессора - участники разработки тех или иных систем, рассказывают своим студентам об истории отечественной ВТ, но целостного курса для российских вузов не существует. На Украине подобный курс читает Б. Н. Малиновский, автор книги “История вычислительной техники в лицах”.

СС2001 можно рассматривать также как весьма взвешенный прогноз развития компьютерных наук на ближайшие пять лет. Хотя в создании рассматриваемых рекомендаций участвовало много специалистов и ими проделан громадный труд, область компьютерных наук настолько разрослась, что некоторая субъективность в данной работе все равно присутствует. Поэтому рекомендации остаются рекомендациями и требуют от преподавателей творческого отношения к предмету.

Студентам же следует понимать, что базовое образование - это только ступенька и для достижения хорошего уровня следует пройти двух-трехлетнее индивидуальное обучение у специалистов высшей квалификации, ну а потом еще и еще учиться всю жизнь.

Версия для печати