КОНФЕРЕНЦИИ

В Москве состоялась самая масштабная в российском ERP-сегменте конференция

Что такое цивилизованный (или развитой) рынок, на ваш взгляд? Мне, например, представляется это так. Во-первых, развитость предполагает, что на таком рынке присутствуют все необходимые инфраструктурные элементы: специализированные выставки, конференции и семинары, информационные каналы (СМИ), правильно работающая реклама, исследовательские компании и др.

Матрешки в руках Пребена Дамгаарда (слева)

и  Владислава Мартынова   уникальны:  самая

большая изображает Билла Гейтса, средняя - г-на

Дамгаарда, а самая маленькая - г-на Мартынова

Во-вторых, решения, представленные на развитом рынке, четко классифицированы, т. е. расставлены по своим рыночным клеточкам в соответствии с заложенной в них функциональностью, сложностью, нацеленностью на разные по масштабу предприятия.

Ну и в-третьих, существует некоторая критическая масса специалистов, разбирающихся в данной предметной области (продавцы, консультанты, эксперты, потребители).

Российский сегмент интегрированных систем управления предприятием (ИСУП), где представлены западные ERP-системы и стремящиеся приблизиться к ним некоторые отечественные программные комплексы, сегодня уверенно можно отнести к числу развитых на российском компьютерном рынке. Подтверждение тому - неуклонный рост количества конференций и семинаров, посвященных этой теме, которые собирают все более многочисленные аудитории.

Рекордсменом прошедшего полугодия по числу участников, привлеченных на корпоративную конференцию “Navision - новая философия управления: от технологий к успеху”, без сомнения, стала компания Navision CIS, собравшая 28 мая в Москве в Конгресс-центре РАН более 1300 участников. На руку устроителям, вероятно, сыграла и сенсационная информация о предполагаемой покупке датского ERP-поставщика Navision a/s софтверным американским гигантом Microsoft (см. PC Week/RE, № 19/2002, с.1, ), распространенная в начале мая. Это и стало одной из центральных тем конференции. Подробности, полученные из первых уст, выглядят так.

В июле должно пройти собрание акционеров Navision, и в случае, если предложение о смене владельцев компании получит большинство голосов, Microsoft усилит свое подразделение Microsoft Business Solutions (MBS) еще одним поставщиком ИСУП. Помимо решений Navision в MBS уже вошли продукты Great Plains, а через некоторое время к ним должно добавиться готовящееся к выходу на рынок CRM-решение Microsoft для предприятий среднего масштаба.

По мнению аналитиков, сделка Microsoft+Navision состоится с большой вероятностью.

Присутствовавший на конференции Фредерик Леридон, менеджер Microsoft по глобальному альянсу с Navision в регионе EMEA, подтвердил ранее звучавшее мнение, что российское представительство Navision, возглавляемое Владиславом Мартыновым, не станет частью российского представительства Microsoft, а войдет в международное подразделение MBS, сохранив подчинение Пребену Дамгаарду, президенту Navision.

Основной интерес Microsoft в этой сделке, считает г-н Леридон, - получение новых каналов сбыта, особенно в Европе, где позиции Navision очень сильны. Кроме того, эта сделка необычайно важна для укрепления MS в сегменте ERP-систем для среднего бизнеса, о выходе на который она давно мечтала. (Вполне возможно, что в ближайшие годы экспансия решений MS+Navision распространится и на малый бизнес, коль скоро SAP AG уже устремила на него свой взор. - Е. М.)

Позволю себе высказать предположение, что основной замысел сделки не в сиюминутных выгодах сторон (о которых сейчас возбужденно судачит сообщество), а в подготовке Microsoft к стратегическому противостоянию двух разных корпоративных платформ .Net - J2EE (Java 2 Enterprise Edition). Тем более что у J2EE позиции сегодня сильнее (недаром же SAP AG сделала ставку на нее - см. PC Week/RE, № 6/2002, с. 22. - Е. М.). Однако основные баталии на этом поле разгорятся, вероятно, после 2004 г.

Между тем объединение влиятельных компаний не стало центральным событием конфренции, как этого можно было ожидать. Мероприятие было нацелено не столько на показ последних технологических достижений, сколько на демонстрацию примеров их применения в российской практике. Те, кто только собирается внедрять ИСУП (а таких участников, по статистике организаторов, было около 65%), могли напрямую пообщаться с руководителями компаний, уже завершивших проекты.

На конференции в несколько параллельных потоков проходили секционные заседания, посвященные стратегически важным, по мнению представителей Navision, направлениям. Среди них:

- система сбалансированных показателей Balanced Scorecard и ее реализация в системе Navision Axapta;

- построение корпоративных порталов;

- соответствие решений Navision российскому законодательству;

- демонстрация работы систем Navision на платформе Windows XP;

- оценка рынка ERP в России и мире, подготовленная IDC;

- оценка возврата инвестиций от ИТ-проекта и многое другое.

В фойе работала выставка центров решений Navision, где было проведено более 100 переговоров о возможном начале проекта автоматизации. Это ли не показатель зрелости рынка!

Деятельность Navision через призму мировой и российской статистики

По данным последних рейтингов Gartner Dataquest, компания Navision a/s (www.navision.com) занимает десятое место в мире и пятое в Европе среди поставщиков ERP-систем для предприятий среднего масштаба.

Она насчитывает более 130 тыс. клиентов по всему миру (из них 250 - в России).

Доход фирмы в 2001 г. составил 184,46 млн. долл., причем, по словам ее руководителей, в течение шести лет до 2001 г. Navision демонстрировала ежегодный рост оборотов около 40% . В 2001-2002 гг. этот показатель был ниже (18%), поскольку часть средств пошла на реорганизацию объединенной компании после недавнего слияния Navision Software и Damgaard.

В СНГ рост продаж решений Navision в 2001 г., по словам главы российского представительства фирмы Владислава Мартынова, составил 50%.

Численность штатных сотрудников Navision a/s в мире - 1300 чел.

В России компанию представляет фирма Navision CIS (www.navision.ru), где работает около 50 человек. В своей деятельности она использует только непрямую модель продаж (исключительно через партнеров).

Партнерская сеть Navision CIS насчитывает порядка 50 компаний.

Локализацией продуктов Navision в России занимается 20 человек.

Новые версии продуктов компании выходят один-два раза в год.

Ежегодные инвестиции в исследования и разработку составляют в Navision a/s приблизительно 20% от прибыли.

От имени “слиятельной” Navision

Комментарии Пребена Дамгаарда, нынешнего президента и исполнительного директора Navision a/s (будущего директора по операциям MBS в регионе EMEA). Специально для PC Week/RE.

PC Week/RE: Господин Дамгаард, в чем ключевые различия двух слияний - Navision + Damgaard и Navision + Microsoft?

Пребен Дамгаард: Главная цель первой сделки - добиться экономических преимуществ. В конце 2000 г. произошло слияние двух очень схожих датских компаний, направленное на сокращение совокупных издержек (ведь мы работали в близких сегментах и практически на одних и тех же рынках). Это была довольно дорогая с организационной точки зрения процедура.

Во втором случае суть не в сокращении издержек, а в объединении каналов продаж. Если Great Plains, ранее приобретенная Microsoft, сильна в США, то у Navision более сильные позиции в Европе. Создавать свою ERP-систему и каналы для ее распространения для MS совершенно невыгодно. Так что здесь налицо совпадение интересов: Navision получит дополнительные инвестиции на развитие своих продуктов (что выгодно для клиентов), а Microsoft осуществит быстрый выход на ERP-рынок. Последнее особенно важно для MS с технологической точки зрения, коль скоро она прикладывает сегодня большие усилия к формированию и распространению платформы .Net. Через несколько лет ERP-решения Navision для .Net будут значить то же, что сегодня MS Office для Windows.

PC Week/RE: В вашем выступлении прозвучало, что Navision рассматривает Россию как перспективный и стратегический рынок. Чем это обусловлено?

П. Д.: Во-первых, Россия - это растущий и потенциально очень большой рынок. (Она показывает рост продаж решений Navision, существенно превышающий рост в других странах.)

Во-вторых, решения Navision очень подходят для российских предприятий, поскольку для них важны такие качества системы, как гибкость (чтобы успевать за быстрыми изменениями в бизнесе и в законодательстве страны), стоимость (вернее, соотношение цена/качество) и хорошая локализация. Тем более, что мы предлагаем здесь два продукта - Navision Axapta и Navision Attain, первый из которых рассчитан на предприятия с развитым производством, а второй - на организации с более простыми бизнес-процессами.

От имени попадающего второй раз под слияние

Комментарий Владислава Мартынова, генерального директора Navision CIS.

PC Week/RE: Владислав, на мой взгляд, вы уникальный руководитель: возглавляемые вами компании буквально притягивают к себе масштабные реорганизации. Каковы ощущения от нового слияния?

Владислав Мартынов: Действительно, менеджеру редко выпадает шанс управлять компанией в период слияния. Мне же довелось пройти через все этапы консолидации бизнеса Navision в России - от начала переговоров между головными офисами Navision и Columbus IT Partner (которую я в тот период возглавлял) до заключения сделки. Особый этап представляло собой образование новой компании - Navision CIS, где мне предложили занять пост генерального директора. Это был уникальный опыт объединения команд и создания единого, слаженно работающего коллектива профессионалов.

Не менее ценен управленческий опыт, полученный при объединении партнерских сетей, распространявших разные продукты - Navision Attain и Navision Axapta. Меньше чем за месяц яростные конкуренты стали партнерами. (Кстати сказать, российское подразделение Navision одним из первых закончило процесс объединения каналов, в некоторых странах продолжающийся до сих пор.)

В отличие от первой сделки соглашение с Microsoft - это не слияние, а просто смена собственника. Ну а чем крупнее, солиднее и стабильнее собственник, тем больше возможностей для роста и развития компании и ее продуктов, тем быстрее и лучше мы сможем помочь российским предприятиям выйти на новый экономический уровень, чтобы серьезно конкурировать с западными производителями и интегрироваться в мировое сообщество.

PC Week: Если действительно Navision рассматривает Россию как стратегический регион, то какие активные действия она планирует предпринять здесь в ближайшем будущем?

В. М.: Наша компания не ограничивает свою деятельность поставкой интегрированных систем управления. Основная задача нам видится в том, чтобы содействовать российским предприятиям в применении передовых технологий и концепций для построения успешного бизнеса (Balanced ScoreCard, CRM, SCM, корпоративный портал, XML, .Net и др.). Мы представили их на конференции, причем в конкретной реализации в наших системах.

Определив для себя Россию как регион приоритетного развития, Navision осуществляет здесь многоуровневую широкомасшабную программу для российских предприятий. Первым шагом в ней стала только что прошедшая конференция, собравшая более 1300 человек. Мы планируем проводить подобные мероприятия ежегодно.

Помимо этого организуются ежемесячные тематические семинары на 100-200 человек.

К конференции был выпущен первый номер делового журнала на русском языке VisionPeople, рассказывающий о последних мировых достижениях в области информационных и управленческих технологий, а также о практическом опыте их применения в России. Это будет ежеквартальное издание. Многие участники конференции выразили желание подписаться на него. Еще одна очень важная часть программы - Академия Navision. Сегодня здесь предлагается 11 различных курсов, в дальнейшем их спектр будет расширяться. Ежегодно мы планируем обучать до 3000 слушателей, причем около 1500 из них будут сертифицированы по продуктам Navision.