НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Над чем работает нижегородский филиал Intel

   Слухи о том, что в нашей стране нет менеджеров, способных эффективно координировать крупные транснациональные программные разработки, сильно преувеличены. Взять хотя бы нижегородский филиал московского ЗАО “Интел А/О”, который в народе обычно называют Нижегородским центром программных разработок Intel, в московском представительстве Intel - Российским центром разработки программного обеспечения в Нижнем Новгороде (www.intel.ru/nn), а за рубежом - Intel Nizhny Novgorod Lab. Все сотрудники этого филиала - рядовые “программеры”, руководители групп, начальники отделов, топ-менеджеры и т. д. - наши соотечественники. Часть из них пришла в центр прямо со студенческой скамьи (в основном из Нижегородского государственного университета и Нижегородского политехнического университета), а часть - из коммерческих, академических или государственных структур. Костяк же филиала составили специалисты нижегородской фирмы NST-Lab, с которой Intel взаимодействует с 1997 г. (см. PC Week/ RE, № 46/2000, с. 8).

 

Кстати говоря, в середине сентября у центра был своего рода юбилей - ему исполнилось 500 дней. Напомним, что Nizhny Novgorod Lab начал функционировать 1 мая 2000 г. Именно в этот день 90 россиян стали сотрудниками Intel и приступили к освоению площадей, арендованных у завода имени А. А. Петровского и благоустроенных по последнему слову американского офисного дизайна. Во время официального открытия центра (декабрь 2000 г.) в нем насчитывалось уже 120 штатных сотрудников. Чем он живет сейчас? Вот что рассказал директор Нижегородской лаборатории Intel Алексей Одиноков, бывший менеджер московского отделения Лаборатории программных технологий Intel (см. PC Week/RE, № 13/96, с. 5).

PC Week: Алексей, сколько человек в вашем центре сейчас?

Алексей Одиноков: В настоящее время штатная численность - 130 человек. Кроме того, с нами по контракту работает коллектив, находящийся в Сарове. Ряд проектов мы ведем совместно с некоторыми университетами.

Алексей Одиноков

PC Week: При открытии центра вы планировали довести его численность (в ближайшие два-три года) до 500 человек...

A. O.: Совершенно верно, 500 человек - наша стратегическая цель (в кадровом плане). Практика показывает, что именно такая численность программистского коллектива является оптимальной и именно такой коллектив способен внести вклад, заметный на уровне всей корпорации.

PC Week: Какова структура вашей организации?

A. O.: Сейчас центр состоит из четырех “продуктовых” отделов, т. е. отделов, специализирующихся на создании конкретных продуктов, и отдела перспективных разработок. “Продуктовые” отделы смотрят вперед на один-два года, а исследовательский - на три-пять лет.

PC Week: Нельзя ли пояснить, чем эти отделы занимаются?

A. O.: Один из “продуктовых” отделов разрабатывает флагманский продукт Intel, известный под именем Vtune (название происходит от слов Visual Tuning Environment - визуальный настройщик приложений, http://developer.intel.com/software/products/vtune/). Это продукт, который инженеры делают для инженеров. Он, пользуясь “интимной” информацией от регистров и счетчиков микропроцессоров Intel, позволяет разработчикам программного обеспечения получать сведения о том, насколько эффективно выполняется их программа, как быстро она загружает конвейеры процессора, кэш-память, не слишком ли долго процессору пришлось ждать данных из оперативной памяти и т. д. Продукт Intel Vtune не только определяет узкие места конкретного приложения, но и дает рекомендации по их устранению. Например, если некоторая последовательность команд плохо распределяется по двум конвейерам, то Vtune указывает, как эту последовательность можно переписать. Vtune предназначен не только для внутрикорпоративного использования, но и для продажи.

Необходимо заметить, что сотрудники данного отдела - лишь часть многонациональной команды, занятой в проекте Vtune. Помимо российских программистов, над этим продуктом работают специалисты Израиля и США. Все работы ведутся параллельно.

Кроме того, есть отдел, специализирующийся на мультимедийных технологиях. Он занимается созданием низкоуровневых элементов, обеспечивающих сжатие (кодирование - декодирование) аудио- и видеоинформации.

Нижегородский филиал Intel занимает в этом здании два этажа

Еще один отдел (он также функционирует в составе большой многонациональной команды) разрабатывает компиляторы, в частности, занимается созданием систем тестирования Intel’овских компиляторов, используемых в различных версиях ОС Linux. Наша задача - добиться того, чтобы во всех наиболее распространенных версиях Linux компиляторы, разработанные с участием Intel, нормально собирались и нормально работали. Этот же отдел создает библиотеки для мультипроцессорных систем, поддерживающих стандарт параллельного программирования OpenMP (www.openmp.org).

Специализация четвертого “продуктового” отдела - коммуникационные продукты и технологии. В настоящее время в нем ведутся разработки так называемого программного модема, реализованного в виде драйвера, установленного на ПК.

Исследовательский отдел, как я уже говорил, нацелен на технологии, которые будут нужны через три-пять лет. Сегодня он сосредоточен на трех основных направлениях.

Первое - исследования, связанные c выводом на потребительский рынок технологий, использующих компьютерное зрение. Так, например, если ПК оснащен видеокамерой (сейчас такие видеокамеры можно приобрести менее чем за $100), то можно представить себе ПО, не только узнающее конкретного человека, но и определяющее его “текущее” настроение. Мы делаем “кусочки” ПО, позволяющие разработчикам строить видеоприложения, которые эффективно работают на Intel’овских процессорах. В частности, в тесном сотрудничестве с американскими специалистами мы разработали библиотеку Open Computer Vision (Open CV; www.intel.com/research/mrl/research/opencv/) и реализовали ее в стандарте open-source (т. е. в виде исходных текстов, доступных всем).

Второе направление - исследования, связанные с интеграцией трехмерной графики и технологий сжатия (кодирования - декодирования) видеоинформации. Например, если вы, проводя видеоконференцию, хотите передать и изображение говорящего человека, то вместо передачи всего видеопотока можно на “приемном конце” построить модель головы оратора и передавать на удаленный компьютер лишь сведения о его мимике, т. е. о том, что он делает в данное время - улыбается, подмигивает, хмурит брови и т. д. Понятно, что в таком случае объем передаваемой информации (и требования к пропускной способности каналов связи) будет существенно ниже. В потребительском секторе эта технология может оказаться полезной для организации видеотелефонной связи: стоит вашему собеседнику произнести, допустим, слово “процессор”, как модель его головы тут же воспроизведет соответствующую артикуляцию.

3. Выработка рекомендаций разработчикам новых процессорных архитектур с тем, чтобы эти архитектуры максимально быстро решали задачи, связанные с организацией беспроводных систем.

PC Week: Очень интересные исследования. Если некоторые из наших читателей пожелают принять в них посильное участие, куда они могут обратиться?

A. O.: На страничку www.intel.ru/nn. Там есть список текущих вакансий и электронный адрес нашей кадровой службы. Прислать нам свое резюме может любой профессионал - хорошему человеку мы всегда рады. Сейчас, например, мы особенно тщательно присматриваемся к людям, имеющим опыт в области цифровых коммуникаций, обработки сигналов, создания драйверов реального времени в среде Windows.

PC Week: Конкурс у вас обычно бывает большой?

A. O.: По-разному. В “финале” - от трех до десяти человек на одно место. Ведь грамотного специалиста найти всегда сложно. К счастью, в Intel имеется единая база данных, содержащая сведения о сотнях соискателей, когда-либо обращавшихся в корпорацию. Случалось, что нам удавалось “выловить” необходимых специалистов среди россиян, находящихся за границей на работе или учебе.

Разумеется, первый этап подбора персонала не ограничивается “прочесыванием” кадровой базы данных и анализом резюме, поступивших в ответ на конкретное объявление. Когда открывается вакансия и возникает четкое понимание того, какими навыками должен обладать соискатель, то первым делом эта информация доводится до сведения сотрудников корпорации (они имеют преимущественное право занять вакансию) и лишь затем вывешиваются “внешние” объявления на корпоративных сайтах и даются соответствующие поручения сотрудничающим с нами рекрутинговым компаниям. Словом, для нахождения новых сотрудников мы всегда стараемся задействовать несколько механизмов.

PC Week: Велика ли у вас текучесть кадров?

A. O.: Она близка к нулю. Дело в том, что человек приходит к нам не просто для выполнения какой-либо конкретной работы. Он приходит в корпорацию Intel. Поэтому у него есть возможность расти не только в рамках нашего центра (программист - руководитель группы - начальник отдела - директор), но и всей структуры Intel. При желании (и наличии вакансий) он может перейти на работу в подразделение, расположенное в Москве, Европе, США и т. д. Кроме того, структура нашего филиала не является застывшей: по мере необходимости возникают новые направления исследований и специалист, имеющий соответствующие навыки, может взять это направление в свои руки и “вырастить” его до размеров отдела или нового центра...

PC Week: И последний вопрос. Алексей, вы не жалеете, что переехали из Москвы в Нижний Новгород?

A. O.: Ни капли. Ведь наш бизнес не привязан ни к одному из этих городов. Мы интенсивно обмениваемся информацией не столько с Москвой, сколько с Америкой, Европой, Израилем. Причем обмен мнениями идет не только по электронной почте и обычному телефону, но и “живьем”. Мы ездим к ним, а они - к нам. Так что какой-либо оторванности от очагов науки я не ощущаю. К тому же Москва совсем рядом - всего 400 км.

PC Week: Спасибо за беседу.

 

Нижегородский филиал “Интел

АО” - не единственный программистский коллектив, созданный на территории нашей страны зарубежной фирмой. Аналогичные центры есть у Boeing, Motorola, Samsung, LG и ряда других компаний. Кроме того, некоторые зарубежные фирмы имеют долгосрочные контракты на разработку ПО с отечественными компаниями и академическими институтами. Так что зарубежное ПО, распространяемое через российских дистрибьюторов, не всегда сделано на Западе.

Версия для печати