Андрей Колесов, Эдуард Пройдаков

Вечером в пятницу 13 апреля в Кремле прошла встреча представителей российского компьютерного бизнеса с Президентом России В. В. Путиным. В ней участвовали десять руководителей компаний, каждый из которых представлял определенный сегмент индустрии: иностранный вендор, массовое ПО, системная интеграция и т. п. (см. врезку).

В начале беседы Президент кратко обозначил круг тем, которые он хотел бы обсудить: правовое обеспечение деятельности в сфере высоких технологий, поиск точек соприкосновения государства и бизнеса, обеспечение деятельности российских производителей на родине и за рубежом, а также защита интеллектуальной собственности. Руководитель страны отметил, что за последний год обсуждение темы высоких технологий в России “оживилось, но, к сожалению, уровень развития “новой экономики” еще не соответствует ее важности для страны”. В подтверждение этого он привел тот факт, что на долю новых технологий у нас приходится всего лишь 0,6% от общего объема ВВП, в то время как в развитых странах мира - от 4 до 6%. В России налицо разрыв между возможностями государства и потребностями бизнеса, а также между уровнем подготовки и востребованностью специалистов.

Далее Президент выразил готовность обсуждать все вопросы, волнующие предпринимателей, и каждый из участников встречи высказал свои соображения по обозначенной теме. По регламенту планировалось, что беседа займет час, однако реально она продолжалась два с половиной часа.

Мы попросили некоторых участников этого круглого стола рассказать о проблемах, которые там рассматривались, и о своих впечатлениях от встречи с Президентом.

Наталья Касперская

Наталья Касперская: Встрече предшествовала двухмесячная подготовка, мы встречались и обсуждали вопросы, с тем чтобы выработать консолидированное мнение по наиболее актуальным вопросам. Беседа в Кремле прошла очень по-деловому. Президент в основном слушал, иногда комментируя сказанное и задавая уточняющие вопросы. Судя по ним, Владимир Владимирович был серьезно подготовлен к разговору. Он демонстрировал хорошую осведомленность в информационных технологиях.

Я затрагивала проблемы криптографии, требующие решения исключительно на государственном уровне. Речь идет о разделении ее на гражданскую и военную. Сейчас криптография у нас слишком регламентирована и закрыта для экспорта, ее можно использовать только внутри страны, и то нужно в разных органах получить четыре различные лицензии (на разработку, производство, внедрение и экспорт). Получение каждой из них требует определенных затрат, отвлечения людей, времени. Для гражданской криптографии следует облегчить систему сертификации и снять экспортные ограничения, так как существующая практика формирует отставание России в данной области - а ведь у нас всегда были лучшие в мире криптографы. Почему на этом не делать деньги? Также рассматривался печально известный Указ N 334 от 3 апреля 1995 г. о лицензировании средств шифрования.

Второй вопрос, который я поднимала, касался экспорта технологий и ПО. В этой области необходима отмена лицензирования Центрального банка деятельности, связанной с вывозом капитала и открытием офисов за рубежом. Отмечу, что здесь Президент особенно оживился, заметив, что этот вопрос рассматривается, но пока встречает серьезное сопротивление со стороны ЦБ. Однако такая реакция главы государства дает надежду на улучшение ситуации.

Сейчас, чтобы открыть свое представительство, нам нужно получить лицензию ЦБ РФ, на что требуется более полугода. Я лично не знаю ни одной компании, которая бы эту лицензию имела. Бесконечное количество административных препон, существующих на пути бизнеса, непереносимо малым бизнесом, компаниями с численностью до ста человек, являющимися основными производителями ПО и новых технологий.

Третья вещь, необходимая со стороны Правительства, - объявление курса на развитие высоких технологий. Сам факт встречи Президента с нами дает повод для оптимизма. Наконец, неплохо было бы, чтобы представительства России в других странах оказывали хотя бы моральную поддержку отечественному бизнесу за рубежом. Пока это делается на уровне личных отношений и не всегда получается. Мы, например, просили какую-то помощь у нашего посольства в ЮАР и не получили ее.

Конечно, назывались цифры индийского экспорта ПО, но наша модель - это экспорт технологий. Компаний типа нашей, умеющих изготавливать высокотехнологичные продукты, много. Дело в том, что они из-за узости рынка не находят применения внутри страны и не могут выйти на зарубежные рынки, куда и так-то трудно выйти, а тут еще и пройти все эти административные барьеры практически невозможно.

Никаких решений на встрече принято не было, да такая задача и не ставилась. Но очевидно, что Президент видит в развитии ИТ серьезную возможность для страны, иначе бы такой разговор вряд ли состоялся. Будем надеяться, что в результате встречи необходимые решения будут приняты. По крайней мере, я на это надеюсь...

Ольга Дергунова

Ольга Дергунова: Один из главных итогов встречи - это то, что мы увидели заинтересованность первого лица государства в общении с представителями ИТ-бизнеса. И что очень отрадно - многие темы, которые мы хотели затронуть в этой беседе, за десять дней до этого уже были определены в качестве приоритетных в ежегодном послании Президента. Например, главный тезис этого документа говорит о необходимости эффективной государственной власти. А бизнес как раз и нуждается именно в эффективной власти, без этого невозможно доверие к государству. Нам также нужна прозрачность экономических отношений, предсказуемость поведения участников рынка. Для меня как представителя компании, производителя программного обеспечения, важнее всего вопросы собственности. В послании Президента я нашла однозначные и вполне устраивающие меня положения по этим вопросам.

Мы видим повышение востребованности информационных технологий в России, хотя, как я отметила на встрече, у многих государственных чиновников сильно развита боязнь компьютеров. Кстати, Путин при этом добавил, что многие держат компьютеры просто как дань моде.

В целом на встрече было видно, что Президент хорошо понимает значение ИТ для страны и проблемы, связанные с их развитием. Можно надеяться, что администрация предпримет шаги по поддержке отечественной ИТ-индустрии.

Борис Нуралиев

Борис Нуралиев: Основной проблемой для развития российского софтверного бизнеса является пиратство, и именно с этой темы я начал свое выступление. Не буду повторять обоснования тезиса о том, что пираты просто душат отечественную индустрию ПО, - это хорошо известно читателям PC Week/RE. Но на встрече с Президентом я обратил его внимание на пренебрежение к законам, в том числе и со стороны государственных служащих. Например, даже сотрудники правоохранительных органов не скрывают, что работают на нелицезионном ПО. В связи с этим я высказал пожелание, чтобы Правительство и Федеральное Собрание показали пример уважения к авторским правам. Кстати, это непосредственно связано и с вопросом информационной безопасности: как ее можно обеспечить, если никто не отвечает за поставляемое ПО и не гарантирует полный цикл сопровождения? Отношение государства к интеллектуальной собственности видно не только в случае пиратства. Например, существующие сегодня правила бухучета в очень слабой мере учитывают специфику такого товара, как “программный продукт”.

Я обратил внимание Президента на наличие серьезных бюрократических препон для экспорта российского ПО. Ведь во многом именно из-за этого фирма “1С” ориентируется главным образом на внутренний рынок. И еще один важный момент: необходимо создать единые для всей страны и открытые форматы самых разнообразных отчетов и документов. Без этого трудно добиться действительно эффективного применения ИТ на предприятиях. К сожалению, нередки случаи, когда органы управления изобретают собственные формы электронной отчетности, причем для их использования нужно покупать специальную программу, которую делает только одна компания, правда, “к счастью”, сидящая в том же здании, что и этот самый орган.

Общие впечатления от встречи у меня самые позитивные. Было видно, что это не PR, а нормальное рабочее обсуждение проблем, которые интересны Президенту. Сама атмосфера беседы для меня была довольно неожиданной: я готовился к какой-то борьбе, а борьбы-то и не получилось. Оказалось, что наши позиции очень близки, так что это было скорее общение единомышленников, что, кстати, можно было предвидеть, внимательно изучив послание Президента. Например, я хотел затронуть вопрос о трудностях с открытием отделений российских фирм за рубежом, но не стал говорить об этом, потому что необходимость решения данной проблемы четко зафиксирована в этом документе.

Путин был очень хорошо подготовлен к встрече, причем меня искренне удивило, что он не просто в общих чертах знает тему, а именно в деталях. Например, он с ходу воспринял суть моих претензий к тем же правилам бухучета или к статье 146 УК (наказание за пиратство). Я встречался со многими государственными чиновниками разного ранга, в том числе из состава “продвинутых” современного поколения, и могу сказать, что Президент произвел на меня впечатление наиболее разбирающегося в нашей индустрии администратора. Что еще приятно поразило - умение создать благожелательный, мягкий климат во время беседы.

Хотел бы подчеркнуть, что это была скорее ознакомительная встреча, задача принятия каких-то решений не ставилась изначально. Но думаю, что последствия она будет иметь: хотя велась стенограмма беседы, Президент сам постоянно фиксировал основные вопросы в своих бумагах (по-моему, он исписал не менее 15 листов формата А4).

И вообще, после этой встречи у меня, пожалуй, впервые появилось ощущение, что наконец-то руководство страны действительно проявляет интерес к моему бизнесу именно в плане помощи. Что отрадно - есть некоторые другие факты, которые показывают, что в данном случае речь идет не о какой-то разовой акции, а о целенаправленной государственной политике.

Анатолий Карачинский

Анатолий Карачинский: Одна из основных проблем в развитии отечественного ИТ-бизнеса - отсутствие ответственных: непонятно, кто у нас в стране отвечает за эту область. И этот вопрос тоже серьезно обсуждался на встрече. Мне кажется, что в результате обсуждения стало понятно, что такая структура нужна. При этом речь идет не о создании очередного экспертного совета. Точнее, сам по себе экспертный совет может быть очень хорошим механизмом выработки полезных идей, но в первую очередь нужно создать мощный аппарат, который смог бы реализовывать эти идеи.

Хотелось бы отметить, что на встрече речь шла не о получении каких-то льгот от государства, дискуссия шла о том, как использовать имеющийся потенциал страны, который сегодня реализуется на доли процента. Было высказано много интересных идей, и Владимир Владимирович в заключение отметил, что многие из них кажутся ему важными.

Алексей Кудрявцев: В своем выступлении я вкратце обрисовал Президенту размер, состав и роль сектора сборщиков компьютеров в структуре российского ИТ-рынка, а также некоторые перспективы дальнейшего его развития. В частности, можно было бы обсудить возможную трансформацию крупных отечественных сборщиков в производственные предприятия с более широким ассортиментом продукции. Другой вероятный вариант - экспорт российских технических средств за рубеж. Однако на вопрос Президента, готовы ли мы предложить конкретную программу действий, честно ответил, что последние два года после кризиса мы отстраивали модели бизнеса, ориентированные на внутреннего потребителя, просто росли в финансовом плане, набирались опыта, боролись за рынок, поэтому конкретной программы пока нет. Но, учитывая небольшой размер нашего внутреннего рынка, мы не отбрасываем возможность проработки программ, связанных с экспортом оборудования, хотя это менее перспективно, чем экспорт ПО.

Одной из важнейших тем беседы было обсуждение политики поддержки отечественных производителей в ИТ-отрасли. Как мне показалось, нам с Анатолием Карачинским удалось убедить Президента в том, что на нашем рынке преференции и протекционизм приносят больше вреда, чем пользы.

Возможно, сегодня трудно оценить всю значимость подобного события для ИТ-рынка страны, однако я абсолютно уверен, что это знаковое событие. Очевидно, в ближайшее время могут последовать определенные конкретные действия. На встрече помимо стратегических обсуждался ряд абсолютно конкретных проблем, некоторые, наиболее важные, Президент фиксировал в своих записях, и после анализа вполне могут последовать конкретные поручения.

Хотел бы обратить внимание на тот факт, что на встрече не обсуждались идеи создания “экспертных советов”. Вместе с тем была четко обозначена проблема отсутствия в стране действенной структуры, способной регулировать, укреплять ИТ-отрасль, оказывать государственную поддержку развитию рынка и компаниям, на нем работающим.

Во встрече с В. В. Путиным приняли участие:

Аркадий Волож - генеральный директор компании “Яндекс”, президент группы компаний “КомпТек”

Ольга Дергунова - глава представительства Microsoft в Москве

Анатолий Карачинский - президент группы компаний IBS

Наталия Касперская - генеральный директор ЗАО “Лаборатория Касперского”

Алексей Кудрявцев - генеральный директор “Крафтвей Компьютер”

Борис Нуралиев - директор фирмы “1С”

Георгий Пачиков - генеральный директор фирмы “Параллел Графикс”

Александр Сауров - председатель совета директоров Инновационного центра новых технологий

Евгений Велихов - директор Курчатовского центра

Михаил Якушев - представитель фирмы Global One

Версия для печати