ПРОЕКТЫ

Матричные технологии печати не устареют и в третьем тысячелетии, а вот Clipper’у придется потесниться!

За несколько дней до Нового года инженеры сервис-компании ICS TM (“Интегрированные комплексные системы, торговля и маркетинг”), обслуживающие продукцию Lexmark, рассказали мне следующее: “За пять лет фирма ИЛКА (www.ilca.ru) поставила в различные структуры Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ (www.sbrf.ru) свыше 1000 матричных принтеров Lexmark. За этот период из указанного количества не подлежащими восстановлению в механике оказались не более 20 устройств, имевших механические повреждения, а отказов электроники практически не было. Основная причина поломок - действия персонала, пытающегося в экстремальных условиях “ускорить” процесс печати за счет подталкивания документов. К счастью, механизмы матричных принтеров Lexmark сделаны исключительно “ремонтопригодно”, а запасные части к ним, в случае необходимости, всегда доступны”.

Для любой компьютерной фирмы Сбербанк РФ - клиент желанный, хотя и чрезвычайно сложный. Видимо, поэтому отечественных компаний, взявшихся за разработку и, главное, поддержку ПО масштаба “Отделение - Филиал”, не так много: четыре из них расположены в Москве и по одной - в Самаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Причина банальна: не очень выгодное это дело. Гораздо прибыльнее и проще автоматизировать деятельность какого-либо коммерческого банка, у которого нет головной боли, связанной с обслуживанием населения в деревнях и поселках в различных медвежьих углах нашей необъятной страны.

Один из разработчиков банковского ПО масштаба “Отделение - Филиал” - петербургская компания ИЛКА, которой 24 января 2001 г. исполнилось 12 лет. Незадолго до этого я встретился с ее коммерческим директором Владимиром Ионовым и заместителем директора Управления информатики и автоматизации банковских работ (УИАБР) Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ Владимиром Марьясовым.

PC WEEK: Как возникла и развивалась компания ИЛКА?

Владимир Ионов: “Опыт, накопленный нашими специалистами

при обслуживании компьютерной техники в Сбербанке, помог

нам получить статус сервис-провайдера по продукции Lexmark”

Владимир Ионов: Наша фирма образована коллективом специалистов из НПО “Ленэлектронмаш” при финансовом участии Санкт-Петербургского Сберегательного банка РФ и ряда болгарских НИИ, занимающихся вопросами информатики. Возглавляет фирму на протяжении 12 лет ее существования генеральный директор Николай Васильев. Мы поставляли в Сбербанк технику IBM (ИЛКА была бизнес-партнером этой компании в Петербурге и ее сервис-партнером до тех пор, пока IBM не открыла здесь свой сервис-центр) и Bull (21 марта 1991 г. в филиале Сбербанка на Ленинском проспекте, 129 мы установили первый в Петербурге банкомат), ввозили ПК и периферию (сначала no-name, а затем brand-name), в 1995 г. заключили партнерское соглашение с представительством Lexmark в странах СНГ и стали бизнес-партнером этой компании, потом получили статус золотого дилера, а с 1998 г. являемся региональным дистрибьютором. Так как Санкт-Петербургский Сбербанк - наш основной корпоративный клиент, мы не только поддерживаем уже поставленное оборудование, но и переоснащаем компьютерный парк, заменяя устаревающую технику на более совершенную.

В 1993 г. при нашем участии была создана компания ICSTM, основным направлением деятельности которой является сервис компьютерной техники. Сейчас в ней работает 45 человек, на обслуживании находится свыше 5 тыс. ед. оборудования Epson, Fujitsu, IBM, Lexmark, Minolta, NCR, OKI, CTX, MAXDATA (Belinea, MONXX) и других производителей. Кроме того, активно развиваем электронную коммерцию с использованием микропроцессорных пластиковых карт, Интернет-провайдинг и автоматизацию торговли.

PC WEEK: Как развивались отношения Сбербанка с компанией ИЛКА?

Владимир Марьясов: “Принтеры Lexmark исключительно

надежны и стоят почти вдвое дешевле, чем аналогичные

устройства других фирм”

Владимир Марьясов: ИЛКА - разработчик информационной системы, используемой во всех отделениях и филиалах нашего банка. Первое внедрение системы “ЛАРОС. Отделение - Филиал” было завершено в 1992 г. (в Кировском отделении нашего банка). Где-то к 1996 г. внедрение этой системы закончилось во всех филиалах Санкт-Петербургского Сберегательного банка. Первоначально для работы с населением (печать договоров на открытие вкладов и заполнение сберкнижек) использовались матричные принтеры Epson FX 810 и FX 850. Однако в 1994 г. Seiko Epson прекратила выпуск этих моделей и анонсировала устройство FX 870, у которого зазор между печатающей головкой и валиком был меньше толщины сберкнижки. Пришлось думать, чем заменить японские печатающие устройства. Мы испытали замечательные принтеры Olivetti, но они стоили почти $1300. Пробовали также принтеры Star и Epson TM 950. Но и их цена нас не устроила. К тому же у Epson TM 950 поле печати меньше, чем А4 (хотя бланк формата A4 в это изделие умещается).

В конце концов мы остановились на устройстве Lexmark Forms Printer 2380+. Это недорогое (раньше оно стоило чуть больше $440, а сейчас - около $300) и простое в эксплуатации изделие устраивало нас по всем параметрам. Мы также сравнивали FX 870 и Lexmark 2380+ по надежности. Оказалось, что ресурс Lexmark 2380+ выше. Более того, практика показала, что Lexmark 2380+ работает вдвое дольше заявленного ресурса.

Еще мы присматривались к принтерам Lexmark 2380 Passbook, которые активно используются в Национальном банке Франции (эти устройства оснащены уникальной плавающей головкой, самостоятельно адаптирующейся к толщине печатаемого в данный момент документа), но они показались нам несколько дороговатыми (в устройстве Lexmark 2380+ ширина зазора между печатающей головкой и валиком может регулироваться оператором вручную, с помощью специального рычажка).

PC WEEK: Если технические характеристики устройств близки, то откуда такая разница в цене?

В. М.: Видимо, некоторые производители считают, что финансово-кредитные учреждения не слишком волнует стоимость оборудования и поэтому изначально назначают весьма завышенные цены. Тем не менее цены падают: так, даже принтер Epson TM 950 за последнее время подешевел на 30-40%. Для унификации СВТ принтеры Lexmark устанавливаюся не только на тех рабочих местах, где работают со сберегательными книжками. Так, для печати отчетов мы используем Lexmark 2381+ - устройства формата А3. Работоспособность всего нашего Lexmark’овского парка (устройства типа 2380+, 2381+ и Medley 4x) обеспечивает ИЛКА. Договор на обслуживание предусматривает, что (в пределах города) время реакции сервис-центра на какую-либо неисправность - не более трех часов. За это время устройство либо ремонтируется, либо меняется на изделие из обменного фонда сервисного центра. В области обменные фонды есть при каждом отделении Сбербанка. (К концу 2000 г. Санкт-Петербургский банк Сбербанка РФ имел 10 отделений в городе и 11 в области.) Из 542 филиалов банка принтеры Lexmark установлены примерно в 400. В остальных используется еще не выработавшая свой ресурс техника Epson.

От автора. Итак, позиции матричных принтеров Lexmark на Северо-Западе России весьма прочны, тем более что в настоящее время в рамках очередной кампании по совершенствованию структуры Сбербанка РФ идет процесс преобразования Санкт-Петербургского банка в Северо-Западный Территориальный. А каковы перспективы программной системы ЛАРОС, разработанной фирмой ИЛКА?

Алла Стародубцева: “Новая система ЛАРОС

будет более гибкой, чем ее предшественница”

Вот что говорит о них директор направления разработки ПО для автоматизации банковских систем компании ИЛКА Алла Стародубцева: “Выпуск новой системы ЛАРОС, создаваемой в тесном контакте со специалистами территориальных банков и базирующейся на SQL-технологиях с использованием Си, Delphi, PowerBuilder и других современных инструментальных средств, ожидается к концу 2001 г. Она будет более гибкой, чем ее предшественница, ведь “правила игры” Сбербанка со своими клиентами изменяются практически каждый месяц (вводятся в обращение новые ценные бумаги, меняется порядок начисления процентов и т. д.). А реагировать на изменение этих правил необходимо практически мгновенно”.

ИЛКА: (812) 183-6353.